Макшеев Владимир Александрович

Актер
МАКШЕЕВ Владимир Александрович (настоящая фамилия – Мамонтов) (16(28).V. 1843, Гельсингфорс, — 9 (22). III. 1901, Москва) — русский актер. Окончил Кадетский корпус в Воронеже. Служил офицером в Москве; играл в любительских спектаклях в театре Шепелева и Артистическом кружке. Выйдя в отставку, вступил в труппу П.М. Медведева (Казань, 1870-71), затем играл в Саратове, Курске, Туле. Роли: Архип («Грех да беда на кое, не живет» Островского), граф Зефиров («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского). В 1872 играл в Народном театре на Политехнической выставке в Москве. Роли: Митрофан («Недоросль»), Растаковский («Ревизор»). В 1873 в Московском общедоступном частном театре с большим успехом исполнил роль Никона в «Горькой судьбине» Писемского. В 1874 был принят без дебюта в труппу Малого театра; работал здесь до конца жизни. Комедийный и характерный актер, Макшеев играл и роли простаков. Не обладая сильным темпераментом, он привлекал искренностью и задушевностью исполнения, мягким комизмом, благодушным юмором, веселостью. Тщательно разрабатывая роли, Макшеев добивался психологической глубины, типичности, характерности образов. Мастерски гримировался. Лучшие роли создал в произведениях русских драматургов. Роли: Рисположенский («Свои люди — сочтемся», 1874), Расплюев («Свадьба Кречинского», 1874), Архип («Майорша» Шпажинского, 1878), Варлаам («Борис Годунов», 1880), Мигаев («Таланты и поклонники», 1881), Восмибратов («Лес», 1895), Акимыч («На пороге к делу» Островского и Соловьева, 1899). Сатирической остроты достигал Макшеев в роли Городничего (1883); преодолев свою обычную мягкую манеру исполнения, он играл Городничего грубым солдафоном, умным и опытным мошенником. В произведениях западных классиков Макшеев исполнял роли Жеронта («Проделки Скапена», 1875), Жоржа Дандена (о. п. Мольера, 1875), Грумио («Укрощение строптивой», 1878), Тристана («Собака садовника» Лопеде Вега, 1895) и др.

Лит.: Карнеев М.В., Странички из истории русского театра, вып. 1 — Двадцатипятилетие деятельности В.А. Макшеева, М., 1900;
В.А. Макшеев, в кн.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 159-67;
Юрьев Ю., Записки. 1872- 1893, Л.- М., 1939, с. 117-18, 121;
Яблочкина А., 75 лет в театре, М., 1960, с. 206, 207, 232.
МАКШЕЕВ Владимир Александрович (настоящая фамилия – Мамонтов) (16(28).V. 1843, Гельсингфорс, — 9 (22). III. 1901, Москва) — русский актер. Окончил Кадетский корпус в Воронеже. Служил офицером в Москве; играл в любительских спектаклях в театре Шепелева и Артистическом кружке. Выйдя в отставку, вступил в труппу П.М. Медведева (Казань, 1870-71), затем играл в Саратове, Курске, Туле. Роли: Архип («Грех да беда на кое, не живет» Островского), граф Зефиров («Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского). В 1872 играл в Народном театре на Политехнической выставке в Москве. Роли: Митрофан («Недоросль»), Растаковский («Ревизор»). В 1873 в Московском общедоступном частном театре с большим успехом исполнил роль Никона в «Горькой судьбине» Писемского. В 1874 был принят без дебюта в труппу Малого театра; работал здесь до конца жизни. Комедийный и характерный актер, Макшеев играл и роли простаков. Не обладая сильным темпераментом, он привлекал искренностью и задушевностью исполнения, мягким комизмом, благодушным юмором, веселостью. Тщательно разрабатывая роли, Макшеев добивался психологической глубины, типичности, характерности образов. Мастерски гримировался. Лучшие роли создал в произведениях русских драматургов. Роли: Рисположенский («Свои люди — сочтемся», 1874), Расплюев («Свадьба Кречинского», 1874), Архип («Майорша» Шпажинского, 1878), Варлаам («Борис Годунов», 1880), Мигаев («Таланты и поклонники», 1881), Восмибратов («Лес», 1895), Акимыч («На пороге к делу» Островского и Соловьева, 1899). Сатирической остроты достигал Макшеев в роли Городничего (1883); преодолев свою обычную мягкую манеру исполнения, он играл Городничего грубым солдафоном, умным и опытным мошенником. В произведениях западных классиков Макшеев исполнял роли Жеронта («Проделки Скапена», 1875), Жоржа Дандена (о. п. Мольера, 1875), Грумио («Укрощение строптивой», 1878), Тристана («Собака садовника» Лопеде Вега, 1895) и др.

Лит.: Карнеев М.В., Странички из истории русского театра, вып. 1 — Двадцатипятилетие деятельности В.А. Макшеева, М., 1900;
В.А. Макшеев, в кн.: Кара-Мурза С. Г., Малый театр. Очерки и впечатления. 1891- 1924, М., 1924, с. 159-67;
Юрьев Ю., Записки. 1872- 1893, Л.- М., 1939, с. 117-18, 121;
Яблочкина А., 75 лет в театре, М., 1960, с. 206, 207, 232.
Публикации

ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ МАКШЕЕВ

Из книги С.Г.Кара-Мурзы «Малый театр. Очерки и впечатления». М., 1924.

Подробнее >

ПАМЯТЬ

28 мая исполняется 170 лет со дня рождения артиста Малого театра Владимира Александровича Макшеева (1843 – 1901).

Подробнее >
Отзывы