ГОЛОВИН Сергей Аркадьевич (1879 — 9.X.1941)- русский советский актер. Заслуженный артист Республики (1927). В 1902 окончил музыкально-драматической училище Московского филармонического общества. В том же году был принят в труппу Малого театра. Головин играл главным образом характерные роли. Созданные им образы отличались точной социальной характеристикой, широтой обобщения, типичностью, ясностью и выразительностью внешнего рисунка. Роли: Яго («Отелло» У.Шекспира, 1908), король Дункан («Макбет» У.Шекспира, 1914), Саввич («Профессор Сторицын» Л.Андреева, 1912), помещик («Насильники» А.Толстого, 1913), семинарист («Благодать» Урванцева, 1916), Большов («Свои люди — сочтемся»), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Бессудный («На бойком месте»), Хрюков («Шутники»), Веточкин («Холопы»), Скалозуб, Фамусов, Городничий; Редозубов, Старик («Варвары», «Старик» Горького), Малинин («Любовь Яровая»), Кривонос («Богдан Хмельницкий» Корнейчука), пьяный монах («Аракчеевщина» И.Платона, 1925), продажный журналист («Волчьи души» Дж.Лондона, 1922), купец Трофимов («Растеряева улица» по Г.Успенскому, 1929) и др. В 1932 году совместно с П.М.Садовским поставил спектакль по пьесе А.Островского «На бойком месте».
В 1936 году Головин был приглашен главным режиссером в Челябинский театр драмы им. Цвиллинга, где проработал до 1938 года. Представитель старой актерской школы, Головин положил в основу деятельности Челябинского театра реалистические принципы, которые развивались последующими поколениями режиссеров и сохарнились в театре по сей день. Постановки: «Ревизор» (1936), «Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина, «Стакан воды» Э.Скриба, «Горе от ума» и «Бешеные деньги» — все 1937.
С.А.Головин, пишет Ю.А.Дмитриев в книге «Академический Малый театр. 1917-1944», был острохарактерный актер, стремившийся прежде всего найти внешний облик, манеру поведения своих персонажей. Старик С.Головина в одноименной пьесе М.Горького (1919) был человеком от природы обиженным и трусливым. Той злобной силы, которой драматург наделил этот персонаж, артист не показывал. Его Старик был то наглым и злобным, то испуганным и смятенным, с безумными от ужаса глазами, отвратительным в своем ничтожестве.
Автор критического отзыва о спектакле, опубликованного на страницах пролеткультовского еженедельника «Гудки», полагал, что в образе Старика «символизирован дух протеста против мещанского благополучия». Но вряд ли можно ответственность за такое восприятие возлагать на исполнителя роли – Головина, хотя созданный им образ и не обладал той многогранностью характеристики, которая в пьесе Горького последовательно направлена на изобличение злой, растлевающей силы антигуманизма. Как-никак, вспоминая о спектакле 1919 года, Головин указывал: «старик невероятный трус» и подчеркивал: у старика было беспокойство в последнем акте, когда он чувствует, что атмосфера сгущается». Такого рода оценки не слишком-то согласуются с истолкованием образа как носителя бунта против буржуазно-мещанского благополучия.
Фамусов в исполнении С.Головина был отвратительным и злым стариком. «Это прежде всего потаскун, лицемер, ханжа, тиран, черный реакционер. Это вместе с тем льстец и подхалим…. У Головина есть барин-самодур. Но барски стильное, почти эстетное испарилось, а самодурское, азиатное передано с рельефом, иногда даже перехлестывающим реализм и впадающим в карикатуру. Прибавьте к этому большое разнообразие интонаций и скульптурность жеста, и вы поймете, что Головин одержал хорошую победу».
В спектакле по пьесе А.Корнейчука «Богдан Хмельницкий» (1939) С.Головин создал превосходный образ крестьянского вождя Максима Кривоноса, неукротимого, прямолинейного, беззаветно преданного народу. О Кривоносе – Головине критик писал, что артист нашел и воссоздал неповторимые национальные черты образа, дал почувствовать, что это «действительно украинец, действительно казак, сечевик» (В.Лесков «Богдан Хмельницкий» на трех сценах. – «Театр», 1939, №7, с. 121).
ГОЛОВИН Сергей Аркадьевич (1879 — 9.X.1941)- русский советский актер. Заслуженный артист Республики (1927). В 1902 окончил музыкально-драматической училище Московского филармонического общества. В том же году был принят в труппу Малого театра. Головин играл главным образом характерные роли. Созданные им образы отличались точной социальной характеристикой, широтой обобщения, типичностью, ясностью и выразительностью внешнего рисунка. Роли: Яго («Отелло» У.Шекспира, 1908), король Дункан («Макбет» У.Шекспира, 1914), Саввич («Профессор Сторицын» Л.Андреева, 1912), помещик («Насильники» А.Толстого, 1913), семинарист («Благодать» Урванцева, 1916), Большов («Свои люди — сочтемся»), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Бессудный («На бойком месте»), Хрюков («Шутники»), Веточкин («Холопы»), Скалозуб, Фамусов, Городничий; Редозубов, Старик («Варвары», «Старик» Горького), Малинин («Любовь Яровая»), Кривонос («Богдан Хмельницкий» Корнейчука), пьяный монах («Аракчеевщина» И.Платона, 1925), продажный журналист («Волчьи души» Дж.Лондона, 1922), купец Трофимов («Растеряева улица» по Г.Успенскому, 1929) и др. В 1932 году совместно с П.М.Садовским поставил спектакль по пьесе А.Островского «На бойком месте».
В 1936 году Головин был приглашен главным режиссером в Челябинский театр драмы им. Цвиллинга, где проработал до 1938 года. Представитель старой актерской школы, Головин положил в основу деятельности Челябинского театра реалистические принципы, которые развивались последующими поколениями режиссеров и сохарнились в театре по сей день. Постановки: «Ревизор» (1936), «Каменный гость» и «Скупой рыцарь» А.С.Пушкина, «Стакан воды» Э.Скриба, «Горе от ума» и «Бешеные деньги» — все 1937.
С.А.Головин, пишет Ю.А.Дмитриев в книге «Академический Малый театр. 1917-1944», был острохарактерный актер, стремившийся прежде всего найти внешний облик, манеру поведения своих персонажей. Старик С.Головина в одноименной пьесе М.Горького (1919) был человеком от природы обиженным и трусливым. Той злобной силы, которой драматург наделил этот персонаж, артист не показывал. Его Старик был то наглым и злобным, то испуганным и смятенным, с безумными от ужаса глазами, отвратительным в своем ничтожестве.
Автор критического отзыва о спектакле, опубликованного на страницах пролеткультовского еженедельника «Гудки», полагал, что в образе Старика «символизирован дух протеста против мещанского благополучия». Но вряд ли можно ответственность за такое восприятие возлагать на исполнителя роли – Головина, хотя созданный им образ и не обладал той многогранностью характеристики, которая в пьесе Горького последовательно направлена на изобличение злой, растлевающей силы антигуманизма. Как-никак, вспоминая о спектакле 1919 года, Головин указывал: «старик невероятный трус» и подчеркивал: у старика было беспокойство в последнем акте, когда он чувствует, что атмосфера сгущается». Такого рода оценки не слишком-то согласуются с истолкованием образа как носителя бунта против буржуазно-мещанского благополучия.
Фамусов в исполнении С.Головина был отвратительным и злым стариком. «Это прежде всего потаскун, лицемер, ханжа, тиран, черный реакционер. Это вместе с тем льстец и подхалим…. У Головина есть барин-самодур. Но барски стильное, почти эстетное испарилось, а самодурское, азиатное передано с рельефом, иногда даже перехлестывающим реализм и впадающим в карикатуру. Прибавьте к этому большое разнообразие интонаций и скульптурность жеста, и вы поймете, что Головин одержал хорошую победу».
В спектакле по пьесе А.Корнейчука «Богдан Хмельницкий» (1939) С.Головин создал превосходный образ крестьянского вождя Максима Кривоноса, неукротимого, прямолинейного, беззаветно преданного народу. О Кривоносе – Головине критик писал, что артист нашел и воссоздал неповторимые национальные черты образа, дал почувствовать, что это «действительно украинец, действительно казак, сечевик» (В.Лесков «Богдан Хмельницкий» на трех сценах. – «Театр», 1939, №7, с. 121).