Блюменталь-Тамарина Мария Михайловна

Актриса
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА (урожденная — Климова) Мария Михайловна (16.VII.1859, Петербург, — 16. X.I 938, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Отец Блюменталь-Тамариной, бывший крепостной, управлял домами помещика Кашина в Петербурге. В 1875 окончила Мариинскую женскую гимназию с дипломом домашней учительницы. В 1878 вышла замуж за А. Э. Блюменталъ-Тамарина. С 1885 начала выступать на любительской сцене. В 1887 дебютировала в профессиональном летнем театре в Петровском парке в Москве (Китти — «Кин, или Беспутство и гений» Дюма-отца), в 1889 — у М.В. Лентовского в «Театре мелодрам и разных представлений» (б. театр «Скоморох»). В 1890-1901 работала в провинции (Тифлис, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Харьков). В 1901-14 и в 1921-33 — актриса московского Театра Корша (в советское время назывался Драматическим театром и театром «Комедия» (б. Корш)). В 1914-15 играла в театре Суходольского, в 1918-20 — в Показательном государственном театре. В 1933-38 — в труппе Малого театра. Большую роль в творческой жизни Блюменталь-Тамариной сыграл выдающийся режиссер Н.Н. Синельников, с которым она работала в течение ряда лет (1894-1910) сначала в провинции, затем в московском Театре Корша. Блюменталь-Тамарина выступала главным образом в ролях старух. Свои лучшие сценические образы (преимущественно в русской классической драматургии) актриса создала уже в ранний период своего творчества в провинции и в театре Корша: Галчиха («Без вины виноватые», 1891), Домна Пантелевна («Таланты и поклонники», 1894), Анфуса («Волки и овцы», 1896), Матрена («Власть тьмы»), няня Марина («Дядя Ваня», 1896); играла также Феклушу и Кабаниху («Гроза», 1894, 1896), Елизавету Антоновну («Дни нашей жизни» Андреева, 1909). Созданные ею образы отличались искренностью, задушевностью, мягкостью. Мария Михайловна обладала филигранной актерской техникой, высоким мастерством, искусством внутреннего перевоплощения. Она играла как комедийные роли, проникнутые мягким юмором (Пошлепкина — «Ревизор»), так и драматические роли (Ванюшина – «Дети Ванюшина» Найденова, 1901). Особое значение придавала Блюменталь-Тамарина слову, речевой выразительности, чистоте русского языка, что сближало ее искусство с творчеством выдающихся мастеров Малого театра. Среди лучших ролей Блюменталь-Тамариной в советском репертуаре — Мотылькова («Слава» Гусева, 1936), Князева («На берегу Невы» Тренева, 1937). С 1915 Блюменталь-Тамарина снималась в кино.

Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина.

Одна из великих «старух» Малого театра, первая народная артистка СССР. Героиня знаменитых фильмов 20-30-х годов «Кирпичики», «Его призыв», «Дон Диего и Пелагея», «Встречный».
Она нигде не училась своему мастерству. На сцену юную учительницу Марию Климову привел ее знаменитый супруг — артист императорского Александринского театра Александр Блюменталь-Тамарин. Актриса часто играла женщин из народа, у которых нелегкая судьба, трудная жизнь, одинокая старость.
Василий Качалов писал о Марии Михайловне: «Не умирали в ней, не увядали, не изменяли ей с годами ее душевные качества, которыми она так щедро была наделена. И талант ее, пленительный, теплый и ясный, и вся ее человеческая сущность, вся ее трепетная любовь к искусству и к жизни, казалось, все ярче и ярче разгорались в последние годы, вся яснее и чаще светили, все ярче горели».
Мария Блюменталь-Тамарина стала одной из немногих актрис старой театральной школы, сумевших принять и полюбить кинематограф. Она снималась с 1911 года до последних дней своей жизни. Игра ее была сдержанной, не суетливой, она превосходно владела мимикой, и складывалось представление, будто снимали не актрису, а обыкновенную старую женщину с улицы, чью-нибудь бабушку.
Сын Блюменталь-Тамариной, Александр Александрович, тоже стал актером. Во время войны попал в руки фашистов, был вынужден выступать по радио с агитационными призывами сдаваться и переходить на сторону захватчиков. Был убит неизвестными в мае 1945 года.
Мария Блюменталь-Тамарина до Малого театра работала в провинции, в театрах Тифлиса, Владикавказа, Ростова-на-Дону, Харькова. С 1901 года — в Москве. В труппу Малого театра вступила в 1933 году. В 1936 году ей было присвоено звание народной артистки СССР.

(Сергей Капков, «Характерные актеры российского кино«).

Лит.: Марков П., Блюменталь-Тамарина, в кн.: Народные артисты Союза СCР , вып. 1, М.-Л., 1937, с. 31-32;
Ходунова Е., Народная артистка, «Театр», 1959, № 8, с. 136-139.

Актерские работы в кино:
1. «На крыльях ввысь» — 1924
2. «Кирпичики» — 1925
3. «Его призыв» — 1925
4. «Встречный» — 1932, Бабчиха
5. «Подруги» — 1935
6. «Искатели счастья» — 1936, Двойра
7. «Новая Москва» — 1938
БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНА (урожденная — Климова) Мария Михайловна (16.VII.1859, Петербург, — 16. X.I 938, Москва) — русская советская актриса. Народная артистка СССР (1937). Отец Блюменталь-Тамариной, бывший крепостной, управлял домами помещика Кашина в Петербурге. В 1875 окончила Мариинскую женскую гимназию с дипломом домашней учительницы. В 1878 вышла замуж за А. Э. Блюменталъ-Тамарина. С 1885 начала выступать на любительской сцене. В 1887 дебютировала в профессиональном летнем театре в Петровском парке в Москве (Китти — «Кин, или Беспутство и гений» Дюма-отца), в 1889 — у М.В. Лентовского в «Театре мелодрам и разных представлений» (б. театр «Скоморох»). В 1890-1901 работала в провинции (Тифлис, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Харьков). В 1901-14 и в 1921-33 — актриса московского Театра Корша (в советское время назывался Драматическим театром и театром «Комедия» (б. Корш)). В 1914-15 играла в театре Суходольского, в 1918-20 — в Показательном государственном театре. В 1933-38 — в труппе Малого театра. Большую роль в творческой жизни Блюменталь-Тамариной сыграл выдающийся режиссер Н.Н. Синельников, с которым она работала в течение ряда лет (1894-1910) сначала в провинции, затем в московском Театре Корша. Блюменталь-Тамарина выступала главным образом в ролях старух. Свои лучшие сценические образы (преимущественно в русской классической драматургии) актриса создала уже в ранний период своего творчества в провинции и в театре Корша: Галчиха («Без вины виноватые», 1891), Домна Пантелевна («Таланты и поклонники», 1894), Анфуса («Волки и овцы», 1896), Матрена («Власть тьмы»), няня Марина («Дядя Ваня», 1896); играла также Феклушу и Кабаниху («Гроза», 1894, 1896), Елизавету Антоновну («Дни нашей жизни» Андреева, 1909). Созданные ею образы отличались искренностью, задушевностью, мягкостью. Мария Михайловна обладала филигранной актерской техникой, высоким мастерством, искусством внутреннего перевоплощения. Она играла как комедийные роли, проникнутые мягким юмором (Пошлепкина — «Ревизор»), так и драматические роли (Ванюшина – «Дети Ванюшина» Найденова, 1901). Особое значение придавала Блюменталь-Тамарина слову, речевой выразительности, чистоте русского языка, что сближало ее искусство с творчеством выдающихся мастеров Малого театра. Среди лучших ролей Блюменталь-Тамариной в советском репертуаре — Мотылькова («Слава» Гусева, 1936), Князева («На берегу Невы» Тренева, 1937). С 1915 Блюменталь-Тамарина снималась в кино.

Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина.

Одна из великих «старух» Малого театра, первая народная артистка СССР. Героиня знаменитых фильмов 20-30-х годов «Кирпичики», «Его призыв», «Дон Диего и Пелагея», «Встречный».
Она нигде не училась своему мастерству. На сцену юную учительницу Марию Климову привел ее знаменитый супруг — артист императорского Александринского театра Александр Блюменталь-Тамарин. Актриса часто играла женщин из народа, у которых нелегкая судьба, трудная жизнь, одинокая старость.
Василий Качалов писал о Марии Михайловне: «Не умирали в ней, не увядали, не изменяли ей с годами ее душевные качества, которыми она так щедро была наделена. И талант ее, пленительный, теплый и ясный, и вся ее человеческая сущность, вся ее трепетная любовь к искусству и к жизни, казалось, все ярче и ярче разгорались в последние годы, вся яснее и чаще светили, все ярче горели».
Мария Блюменталь-Тамарина стала одной из немногих актрис старой театральной школы, сумевших принять и полюбить кинематограф. Она снималась с 1911 года до последних дней своей жизни. Игра ее была сдержанной, не суетливой, она превосходно владела мимикой, и складывалось представление, будто снимали не актрису, а обыкновенную старую женщину с улицы, чью-нибудь бабушку.
Сын Блюменталь-Тамариной, Александр Александрович, тоже стал актером. Во время войны попал в руки фашистов, был вынужден выступать по радио с агитационными призывами сдаваться и переходить на сторону захватчиков. Был убит неизвестными в мае 1945 года.
Мария Блюменталь-Тамарина до Малого театра работала в провинции, в театрах Тифлиса, Владикавказа, Ростова-на-Дону, Харькова. С 1901 года — в Москве. В труппу Малого театра вступила в 1933 году. В 1936 году ей было присвоено звание народной артистки СССР.

(Сергей Капков, «Характерные актеры российского кино«).

Лит.: Марков П., Блюменталь-Тамарина, в кн.: Народные артисты Союза СCР , вып. 1, М.-Л., 1937, с. 31-32;
Ходунова Е., Народная артистка, «Театр», 1959, № 8, с. 136-139.

Актерские работы в кино:
1. «На крыльях ввысь» — 1924
2. «Кирпичики» — 1925
3. «Его призыв» — 1925
4. «Встречный» — 1932, Бабчиха
5. «Подруги» — 1935
6. «Искатели счастья» — 1936, Двойра
7. «Новая Москва» — 1938
Публикации

ПАМЯТЬ

16 июля - день рождения народной артистки СССР [link Blumental-TamarinaM">Марии Михайловны Блюменталь-Тамариной (1859 - 1938).

Подробнее >

«Звуковой архив Малого театра» ЗВУЧИТ ГОЛОС [link Blumental-TamarinaM">М.М.БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНОЙ

«Звуковой архив Малого театра»

ЗВУЧИТ ГОЛОС [link Blumental-TamarinaM">М.М.БЛЮМЕНТАЛЬ-ТАМАРИНОЙ

[link Blumental-TamarinaM">

Подробнее >
Отзывы