«Звуковой архив Малого театра»
«ДОКТОР ФИЛОСОФИИ» БРОНИСЛАВА НУШИЧА
Блистательная комедия, много лет не сходившая со сцены Малого театра. Уникальная живая запись спектакля…
Бронислав Нушич
«ДОКТОР ФИЛОСОФИИ» («Д-р»)
Комедия в 4-х действиях
Действие 1 (44 Мб)
Действие 2 (28 Мб)
Действие 3 (27 Мб)
Действие 4 (29 Мб)
128 кб/с, 44 кгц;
2 часа 19 минут, 129 Мб
Действующие лица и исполнители:
Живота Цвийович – Виктор Хохряков
Мара, его жена – Наталья Белевцева
Милорад, их сын – Анатолий Торопов
Славка, их дочь – Екатерина Еланская
Благое, брат Мары – Владимир Владиславский
Госпожа Спасоевич, член правления приюта №9 – Варвара Обухова
Госпожа Протич, член правления приюта №9 — Александра Щепкина
Велимир Павлович – Николай Афанасьев
Профессор Райсер – Пётр Старковский
Госпожа Драга — Екатерина Рогожина
Николич, служащий предприятия Цвийовича — Константин Михитаров
Сойка — Елена Кузнецова
Муж Сойки – Аркадий Смирнов
Клара — Мария Овчинникова
Марица — Анна Непомнящая
Пояснительный текст — Юрий Ярцев
Запись по трансляции 1956 года.
Из книги Ю.А.Дмитриева «Академический Малый театр. 1941 – 1995»
Пристальное внимание советских режиссеров привлекали пьесы выдающегося сербского драматурга Б.Нушича, они шли во многих театрах страны. Малый театр избрал для постановки комедию этого писателя «Доктор философии» («Д-р»). Пьеса пошла в переводе Н.Л.Кондрашовой, режиссер К.А.Зубов, художник И.М.Рабинович. Премьера состоялась 23 апреля 1956 года.
Нушич — фигура примечательная; юрист по образованию, он был при королевском правительстве на дипломатической работе, занимался журналистикой, работал в театре и как режиссер и как актер. Прекрасно разбираясь в театральной технологии, он в то же время отлично знал так называемый белградский «свет», а по существу белградское мещанство, которое он в своих пьесах и осмеивал.
Спектакль начинался в роскошном кабинете богатого негоцианта Животы Цвийовича. Кабинет казался пустынным. Но вот из-за письменного стола появлялась одна нога, обутая в элегантный ботинок, за ней — другая. И, наконец, с коврика вставал сам хозяин, он делал утреннюю зарядку. Так начинался его рабочий день.
Цвийович убежден, что в мире, а уж тем более в югославском королевстве, все продается и покупается. И он решает сделать своего оболтуса-сына Милорада доктором философии. И вместо него посылает учиться за границу бедного, но даровитого гоношу Велимира, вручив ему документы сына. Успешно сдав экзамены, Велимир получил диплом на имя Милорада. Тогда приятель отца предложил женить новоявленного доктора на дочери министра путей сообщения, но Милорад требует в жены только дочь премьер-министра.
Неизвестно, чем бы закончился этот семейный спор. Но выяснилось, что Велимир, будучи студентом, сошелся с дочерью квартирной хозяйки, хорошенькой Кларой, и та, недолго думая, приехала вместе с маленькой дочерью к своему «свекру», поставив его в крайне затруднительное положение.
Остро и зло высмеивала комедия невежество одних, цинизм других, продажность третьих. Нушич разоблачал буржуазное общество, далеко выходя за пределы семейной хроники.
Все актеры: В.Хохряков — Живота, А.Топоров — Милорад и другие — играли весело, чуть-чуть по-водевильному, и это вполне соответствовало сущности пьесы. Среди лучших исполнителен назовем Н.Белевцеву, выступавшую в розги жены Животы Мары. Она соединяла жеманность и
дешевую сентиментальность. Своего гуляку-сына она все еще представляла ребенком. Также удачно была сыграна роль дочери Животы Славки (Е.Еланская) Исполнительница сумела оправдать бурные движения, порою почти переходящие в танец, капризность этой особы, ее несдержанность.
Но, вероятно, лучшим нужно признать исполнение В.Владиславским роли брата Мары и приятеля Животы Благое. Когда-то он служил в полиции, а теперь находился у своих родственников на положении полуприживала. Вот как оценивал исполнение этой роли критик: «Благое — Владиславский буквально купался в родной стихии подлинной комедии. Он так органичен, так убедителен, такой святой верой в серьезность происходящего светятся его беспокойные бегающие глазенки» (Кальм Д. Два доктора философии. «Театр», 1956, № 9, с. 149. Наряду с Малым театром эту пьесу ставил Московский театр имени А.С.Пушкина).
Умильно он целовал лысину своего благодетеля Животы и умильно вытягивал губы при виде графина с водкой. В высшей степени смешно объяснял он на бумаге при помощи кружков и стрелок возможность семейного треугольника: Милорад – Клара — Велимир. Артист не боялся того, что его персонаж прятался под стул или хлопал ниже спины назойливую посетительницу.
В целом спектакль смотрелся весело. Он долго держался в репертуаре, а в 1965 году Хохряков и Гладков возобновили спектакль в новом оформлении Клотца, по постановочному плану Зубова. Театр отпраздновал шестисотое представление этой пьесы. После этого спектакль еще некоторое время продолжал идти. И во всех представлениях главную роль играл Хохряков.
Запись осуществлена на
«Старом радио»