Более полувека служит искусству Малого театра народный артист России Анатолий Михайлович Торопов. Его партнерами по сцене были многие замечательные мастера, и, конечно, Анатолий Михайлович знает немало связанных с ними забавных и поучительных театральных историй. Сегодня он делится своими воспоминаниями с нашими читателями.
Театральные истории от Анатолия Торопова
Более полувека служит искусству Малого театра народный артист России Анатолий Михайлович Торопов. Его партнерами по сцене были многие замечательные мастера, и, конечно, Анатолий Михайлович знает немало связанных с ними забавных и поучительных театральных историй. Сегодня он делится своими воспоминаниями с нашими читателями.
«Я ТАК ДО ВЕЧЕРА БУДУ МОЛЧАТЬ !»
Помню, в 1949 году шел в филиале спектакль «Рюи Блаз». Постановка была прекрасная, в нем играли гениальные артисты: Борис Васильевич Телегин, Михаил Францевич Ленин, Дарья Васильевна Зеркалова, Михаил Иванович Царев. Вот как-то пришли мы на спектакль. В 12 часов — начало, гаснет свет, открывается занавес, и в глубине сцены, красиво опершись на камин, стоит Михаил Францевич Ленин. Стоит, молчит и только слегка покашливает. Зал замер, все думают: «Вот это начало!» Пауза длится, длится… Наконец, Михаил Францевич наклоняется к суфлерской будке и громко говорит: «Тина! Я ведь так до вечера буду молчать!»
Суфлер встрепенулась, подала текст, спектакль начался… В зале хохот, аплодисменты, и создалась замечательная атмосфера взаимопонимания между артистами и зрителями.
БАБКИНЫ ПЕЛЬМЕНИ
У нас в молодые годы всегда был «трепетус», благоговение перед старейшими мастерами. В спектакле «Порт-Артур» я играл сцену вместе с Константином Александровичем Зубовым, и когда я видел перед собой этого гиганта, у меня струйка пота по спине текла — такой был «трепетус»! В те времена я дружил с Володей Сверчковым, внуком Веры Николаевны Пашенной. Он как-то раз говорит мне: «Приходи, бабка нам пельменей сделает и «петушка» поставит!» Я думал, он шутит, Володя пригласил раз, другой — я и пошел. Прихожу — дом на Огарева, восемь комнат, в одной можно убивать, в другой не услышат… Ну, мы сидим с Володей, разговариваем. Вдруг входит Вера Николаевна и несет поднос, а на подносе — тарелки с домашними пельменями и водка в графинчике с петушком. Я как увидел ее — на колени упал и руку ей поцеловал.
«ХОРОШО…»
Другим моим партнером был Владимир Александрович Владиславский. Он играл еще у знаменитого режиссера и антрепренера Синельникова в Харькове. Еще будучи молодым артистом он исполнял роль Расплюева в спектакле «Свадьба Кречинского». А Кречинского играл Николай Николаевич Рыбников. Владиславский рассказывал мне: «Сыграл я сцену с Рыбниковым, иду потом по коридору, а Рыбников — навстречу мне. Видит меня, подходит, похлопывает по плечу и говорит: «Хорошо…» После небольшой паузы добавляет: «Хорошо Рыбников играет Кречинского!» Мне кажется, эта шутка была ничуть на оскорбительна. Он как бы сказал: «Тебе повезло, ты на сцене с хорошим артистом, смотри, учись!»
ЯБЛОЧНАЯ КОЖУРА
Артист играет гениально, когда кажется, что он ничего особенного не делает: не бегает, не кричит… Помню спектакль «Правда — хорошо, а счастье лучше», сцену Николая Капитоновича Яковлева и Евдокии Дмитриевны Турчаниновой. Между их героями когда-то были близкие отношения, и вот они встретились через много лет… Николай Капитонович сидел и ножичком снимал кожуру с яблочка, она единой лентой спускалась вниз и достигала земли. Сидит спокойно, яблочко чистит — и просто невозможно было оторвать взгляд от него и от этой яблочной кожуры. Вот она высокая мудрость простоты!
БАСНИ КРЫЛОВА
Недавно отмечали 100-летие со дня рождения замечательного артиста Владимира Федоровича Вилля. Он был моим партнером по сцене и соседом по гримерке. Всегда рассказывал мне много интересного.
Вспоминал, как во время НЭПа Большой театр после спектакля превращался в кафе-ресторан. Выносили зрительские кресла, ставили столики. Выпивка-закуска, а на сцене — концерт лучших артистов. Деньги шли голодающим Поволжья. И вот представьте: три-четыре часа утра — уже после артистов-первачей, после шампанского, после цыган — конферансье вдруг объявляет: «Выступает дедушка русской сцены Владимир Николаевич Давыдов». Легендарный артист, Зубов считал его своим учителем… Выходит Давыдов и говорит: «Иван Андреевич Крылов: «Ворона и лисица». И читает басню. Потом — «Волк на псарне». И зал — пьяный, сытый, усталый — слушает! А когда он заканчивает — овация! Все встают! Возможно ли такое сегодня?
СЕКРЕТ ЕЕ МОЛОДОСТИ
Несколько лет назад меня попросили заменить в спектакле «Волки и овцы» заболевшего Сашу Коршунова и сыграть Аполлона Мурзавецкого. Роль была мне уже не по возрасту, но текст я помнил с прежних времен… И сыграл три раза. Самое интересное, что гораздо раньше такая же история произошла с Еленой Митрофановной Шатровой. Она позвонила мне и сказала: «Толечка, заболела Ира Ликсо, и меня попросили играть Купавину, чтобы не пришлось отменять спектакль». Ей тогда было уже сильно за семьдесят, а Купавина по пьесе — молодая женщина. Шатрова играла Купавину раньше, пока позволял возраст. Елена Митрофановна попросила меня: «Приходите ко мне, повидаемся и вспомним текст». Я пришел, сели мы с ней на кухоньке, стали повторять текст… И я вдруг увидел превращение пожилой женщины в молодую. У нее стали молодые глаза! Вот какое чудо совершил с ней текст Островского.
Вообще, Шатрова была удивительной женщиной! Рассказывали, на одном из театральных юбилеев с ней рядом за столом сидел молодой морячок. Она разговорилась, а у нее такое обаяние, шарм — как шампанское! Этот морячок уже не замечал, что перед ним женщина в возрасте, так за ней «приударил», что прямо не остановить!