— Александр Яковлевич, я прочла в двух номерах «Нашего современника» вашу исповедальную прозу «Личное дело».
Александр Михайлов: «Россия преодолеет зло»
— Александр Яковлевич, я прочла в двух номерах «Нашего современника» вашу исповедальную прозу «Личное дело». Там Вы пишете, что жизнь состоит из потерь и
находок, из потерь и приобретений. Как вам кажется, что в вашей жизни самое главное приобретение? Творчество, которому вы посвятили свою жизнь? Что наиболее дорого в нем?
— Я считаю, что самое главное приобретение в моей жизни – это подарок Господа, что я пока живу, смотрю, дышу, слышу или слушаю. Это самое главное — то, что подарили природа, моя родина, мои корни, родители. Поэтому я не стал манкуртом и не буду им никогда.
— Кем?
— Манкуртом? Это лик без памяти. Иван, не помнящий родства.
Я утром просыпаюсь и стараюсь отбросить злые мысли, которые вызывают темные стороны нашей жизни. Стараюсь улыбнуться, несмотря на действительно ужасающую атмосферу, которая нас окружает. Но если постоянно ходить с болью, можно и надорваться. Поэтому в экстремальных ситуациях надо давать людям и себе возможность глотнуть свежего воздуха. Это — самое главное. И, засыпая, постараться уйти от суеты, погрузиться в себя.
— Тем не менее я знаю, что вы своим творчеством делаете многое для того, чтобы жизнь стала светлее. Опять же в этом журнале, помнится, вы пишете: если делаешь что-то светлое, тут же набрасываются темные силы, причем с той же силой, с какой ты делаешь светлое. Может, это и есть смысл жизни?
— Абсолютно верно. Я не отрекаюсь от этого высказывания. Да, чем больше, чем активнее ты стоишь на платформе светлых идей, помыслов и поступков, тем страшнее противостояние. Это — нормальное явление, это закономерно. Можно пройти спокойно — не по лезвию, не по канату, а по широко асфальтированной дороге. И никуда не заглядывать по сторонам. Пройти всю жизнь в голубом одеянии. Я всегда преклоняюсь перед теми, кто пробивает тропы в неведомое пространство, пробивается к душам людей и несет светлое слово. Сегодня оно — самое ценное из того, что может приобрести человечество. Свет и добро, заключенные в нем…
— В начале было слово!
— Да, именно так ... Сегодня действительно становишься каким-то воином. Казалось бы, демократия, свобода слова, а никакой свободы слова нет. Я включаю программу, и там не говорят о нормальных здоровых вещах. Стоит пройтись по остальным каналам, и везде одно и то же: одна еда, зрелища и хлеб. Вот и все.
Зрелищ уже по горло, ну и мясопродукты, кулинария уже заполонили нашу жизнь!
В то время как в провинции, в Подмосковье люди нищенствуют. Можно ли прожить целой семье на 5—6 тысяч? Сейчас вот мы сидим с вами в Малом театре, в моем храме. Это мой корабль — пусть с пробоинами, с ржавчиной, но он знает свой курс, знает куда идти. И на палубе хорошая команда, хоть нас и упрекают в консерватизме. Я считаю, что это — нормальное явление. Мы преклоняемся перед классикой. А рядом через дорогу стоит Большой театр, а за ним огромный монстр с современной аппаратурой. В день христианских праздников, в особый день Страстной недели, в день, когда распяли Иисуса Христа, оцепляют площадь и гремит тяжелый рок, металл. И начинается самое настоящее бесовство, топанье копытами. Все это, как сказал один священник, война, убиение тела, убиение души...
— Вы сказали про свою команду, про свой корабль Малого театра. Я вчера была на спектакле «На всякого мудреца довольно простоты» и удивилась необыкновенной слаженности игры. Это действительно единое тело единой команды. Скажите, это духовное родство мэтров сцены или отточенный профессионализм, когда все играют на одном дыхании?
— Я не скажу, что это только отточенный профессионализм... Ведь во всех остальных театрах, в том числе и в современных, есть не менее профессиональные актеры. Но у нас существует некая аура, которую трудно определить даже в словах, это нечто такое, что не объяснить. Как талант рождается из ничего, из ниоткуда, так и некое духовное родство наших актеров тоже вроде бы ниоткуда. Атмосфера нашего театра пропитана воздухом столетий. И когда выходишь на сцену, то невозможно без искренности, потому что над тобой висят портреты актеров, которые оставили свой след в стенах Малого театра, который впитал мастерство этих людей. Иногда даже при средней режиссуре происходит нечто такое, что спектакль начинает оживать. Словно подключается какая-то энергетика.
— Я читала, что вы почти ювелирно оттачиваете свои роли. Что это? Только талант и работоспособность или это еще что-то неведомое зрителю? Царь Иван Грозный – тиран, деспот в нашем устоявшемся представлении, а вы заставляете зрителей сострадать ему своей трактовкой этого образа? Я слышала, что Церковь хочет канонизировать его...
— Я отвечу словами Георгия Свиридова. Это очень близкий мне по духу человек, посвященный в религиозный мир, погруженный в историю России. Он писал музыку к «Ивану Грозному». Самый большой комплимент, сказанный Свиридовым, я запомнил на всю жизнь. Как-то он сидел за пультом, монтировал музыку и вызвал меня к себе. После репетиции мы пили кофе, а потом он сказал: «Ты знаешь, Саша, я чувствую какое-то просветление в твоей трактовке образа Грозного. Я много видел, много перебрал музыки и вот почему-то твоему Царю очень сострадаю. Он, твой Царь, любит Россию, и жестокость, которая выписана Толстым, тодвигается, на поверхность выходит нечто более тонкое и значительное. Я тебе очень благодарен».
— Замечательные слова. Александр Яковлевич, вы наверняка и сами чувствуете ответственность за нашу Россию, возрождения которой, как кажется иногда, не предвидится...
— Да, порой кажется, что не предвидится. И все же я чувствую, что грядет. Будет мощное противостояние, борьба против зла. Сегодня зло – это чертовщина, бесовщина, причем в тот момент, когда злые силы получили благодатную почву для объединения. А мщение – это апокалипсис для злых сил.
Редко услышишь в печати или на телевидении, что такое борьба со злом. А борьба эта всегда и во все времена, во все века означает собирание камней и душ.
И происходит это так: дьявол имеет два недостатка. Господь не дал ему чувство меры и чувство стыда. И вот с этими безмерностью и бесстыдством он насилует нашу молодежь. Но он обязательно проиграет. Ибо невозможно обливать помоями все, в том числе и здорового, нормального человека. Ему все равно захочется глотнуть чистого воздуха, поклониться ручью, по-другому посмотреть на другого человека.
Я не верю в разговоры о гибели, о катастрофе России. Она уже столько всего перемолола, столько жертв перенесла.
Даже те люди, которые ушли в мир иной, я чувствую, с нами: и Игорь Тальков, и Николай Рубцов... Ведут вечный диалог. Они сегодня, как воины, стоят на рубеже духовного очищения. Они вместе с нами будут бороться на благо России, всего человечества. Поэтому когда кому-то очень хочется нагадить, растоптать, уничтожить, сжечь, растлить, то срабатывает великий закон бумеранга. И тот, кто принес зло, получит его сполна обратно. Кто принес добро, тот добро и получит.
— Как-то на вечере поэта Николая Зиновьева вы сказали, что, пока такие парни у России есть, у нее есть будущее. А я добавлю, что, пока есть такие люди и актеры, как вы и, конечно, другие, надежду на возрождение терять нельзя.
— Да, их много — огромное количество, порядочных, совестливых людей.
— Православных?
— Да. Хотя могут быть и не православные, если есть хорошая стержневая человеческая основа. Думаю, мы выживем обязательно. Я сегодня внимательно смотрю на молодежь — да ее растлевают, ее загружают пивом, но она почему-то становится мудрее. Зарождается новое поколение, и с ним связана надежда. Благодаря ребятам, которых я вижу, очищаются леса, болота, озера.
Да, их стараются развратить, зомбировать их души. А я все равно верю.
— Есть расслоение на богатых и на бедных, есть и расслоение молодежи на хороших и плохих. Кстати, в одной из передач «Момента истины» Караулова говорилось о том, что увольняют людей за то, что они отстаивают экономические интересы страны?
— Я поражаюсь ему. Он поднимает очень острые проблемы. Понимаю, что из всего того, о чем он рассказывает, исправляется, может, только сотая доля. Запущен страшный механизм воровства, разрушения. Сейчас все идет к тому, чтобы человек забыл, чтобы он перестал думать. Боятся, что он начнет думать. В уничтожение вкладываются огромные суммы. Никогда не забуду Татьяну Заславскую, на совести которой идея уничтожения наших деревень. А ведь как необходимо, чтобы сохранялась некая духовная основа, чтобы люди соприкасались с природой, с землей, дышали этим воздухом и приносили в культуру огромное количество интересных произведений. Я уж не говорю о наших изобретателях и ученых.
Дай Бог, чтобы такие передачи, как «Русский дом», шли на всю Россию. Хотя бы 3—4 часа в сутки таких передач, где люди выходили бы на исповедь и были искренны.
Сегодня я вижу, как задыхается народ, как он чахнет, как умирают тысячи деревень, 10 тысяч церквей было взорвано по всей России. Но сегодня восстанавливаются, причем не на государственные — на частные вложения. И храмы расцветают. Нужна политическая идея, национальная идея, нужна организация на уровне правительства. Как во времена И.Грозного, когда он действительно призвал народ к покаянию, трижды призывал к прощению. Один из самых образованных людей в Европе, царей, красавец, который создавал Россию: Казань, Астрахань. Европа дрожала от России. И совсем не потому, что он убивал. За 40 лет он казнил всего 3500 человек, причем преступников. А все средневековье строилось только на крови. Я уж не говорю о том, что происходит сейчас. Он просто мальчик по сравнению с остальными: со Сталиным, с нашими правителями. Я боюсь играть с трагической интонацией. Когда выходишь на нее, что-то теряешь. Но иногда чувствуешь, что кому-то это все равно надо. Надо!
— Это же наша история. Хочется услышать о тех ролях, которые дошли до самого сердца...
— Очень ругали фильм «Мужики», а он красивый. Народ принял эту картину. Я помню, как люди шли на одно название «Мужики». Вроде, все просто, ничего нет. Но вдруг увидели глоток свежего воздуха, почувствовали, что может быть и такое. Существует характер, который может совершать такие поступки. И здесь, в Москве, и в Питере, везде.
То же и с «Любовью и голубями» — фильме, который уже стал «классикой». Я включаю иногда на 10—15 минут видео и улыбаюсь, мне хорошо. Становится спокойней за себя, уходят все черные мысли. Он один из любимых дорогих мне фильмов.
Александр Яковлевич, желаю Вам здоровья, много сил, хорошего настроения.
ИЗ НАШЕГО ДОСЬЕ
Народный артист России Александр МИХАЙЛОВ родился 5 октября 1944 года в пос. Оловянное Читинской области.
Окончил ремесленное училище, потом стал моряком. Списавшись на берег, работал на заводе электромехаником, затем – на швейной фабрике. В свободное время начал принимать участие в спектаклях Студенческого театра миниатюр Дальневосточного университета. Так родилось желание стать актером. После окончания Дальневосточного института искусств проработал 10 лет в Саратовском академическом театре драмы. С 1980 по 1985 год А.Михайлов был актером Московского театра им. Ермоловой, где сыграл более 50 ролей.
С 1985 года Александр Михайлов – артист Государственного академического Малого театра. Среди крупных творческих удач Михайлова на старейшей московской
сцене – Константин («Дети Ванюшина» С. Найденова), Джеймс («Долгий день уходит в ночь» Ю.О’Нила), Вайнер («…И Аз воздам» С. Кузнецова), Хрущев («Леший» А.Чехова), Иоанн Грозный («Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого), Дорн («Чайка» А.Чехова). Эти образы показывают широчайший творческий диапазон артиста. Его царь всея Руси Иоанн величествен даже в своем падении, унижении и раскаянии. Играя эту роль, Михайлов достигает поистине трагических высот, заставляя зрителей испытывать почти мучительное сострадание к кающемуся тирану.
Врач Хрущев справедлив, резок, бескомпромиссен, суров – Михайлов играет человека, стремящегося спасти природу от истребления, но не умеющего противостоять жестокости в человеческих отношениях. И совсем иным предстает перед нами другой чеховский доктор, Дорн — грустный, ироничный, умудренный жизнью. Обаятельный
человек, который понимает все и всех, но никому не может помочь, – таким мы видим Дорна в исполнении Александра Михайлова.
Талант артиста позволяет выстроить каждую роль с виртуозной точностью и безупречным вкусом. Работая над образом Иоанна Грозного, Александр Михайлов изучал историческим источники и пришел к выводу, что расхожее мнение об Иоанне Грозном как о кровожадном злодее, неверно. Царь Иоанн был яркой, выдающейся личностью своей эпохи, что нашло отражение в трактовке артистом своей роли.
Огромную популярность принесли А.Михайлову роли в кино. Он снимался в фильмах: «Приезжая», «Мужики», «Очарованный странник», «Любовь и голуби», «Змеелов», «Бешеные деньги», «Риск – благородное дело», «Похищение Савойи», «Белый снег России» и многих других. Всего на счету артиста более 50 работ в кино. С наибольшим успехом Михайлов играл наших современников, сильных духом людей, обладающих цельной натурой. Особенно запомнились и полюбились зрителям его Павел Зубов («Мужики»), Вася Кузякин («Любовь и голуби»), Павел Шорохов («Змеелов»). Само по себе участие Александра Михайлова – уже определенная гарантия успеха фильма.
За исполнение роли в фильме «Мужики» артист был удостоен Государственной премии РСФСР. Он также стал лауреатом премии Ленинского комсомола – «за талантливое воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство». Михайлов был дважды – в 1982 и 1986 годах — отмечен как «лучший актер года» за исполнение ролей в фильмах «Мужики» и «Змеелов». Как режиссер снял «Только не уходи».
Александр Михайлов часто выступает перед зрителями с концертными программами. Аккомпанируя себе на гитаре, он исполняет русские романсы, песни времен
Гражданской войны, казачий фольклор… Собиранием фольклора Александр Яковлевич занимался в поездках по родным местам. А любовь к песне у него, как у многих сибиряков, с детства: еще отец учил Александра петь казачьи песни. Концертные программы Михайлова всегда собирают полные залы.
Александр Михайлов любит русскую классическую литературу. Среди его любимых поэтов и писателей – А.Пушкин, Ф.Достоевский, А.Чехов, С.Есенин, И.Ильин, Дж.Лондон, В.Распутин, В.Шукшин, Г.Шпаликов и другие. Занимается спортом – волейболом, баскетболом, легкой атлетикой. Свободное время уделяет общению с природой.
Беседовала Наталья СВЕРЧКОВА.