«Звуковой архив Малого театра»
СЦЕНЫ ИЗ ДРАМЫ С.И.АЛЕШИНА «ПАЛАТА»
Продолжаем публикацию аудиозаписей из комплекта грампластинок, выпущенных к 150-летию Малого театра…
Сцена из 1 действия драмы (4,2 Мб)
Сцена из 1 действия драмы (1,9 Мб)
Новиков – Н.А.Анненков
Ксения Ивановна – Р.Д.Нифонтова
Прозоров – П.А.Константинов
Комментарий
Е.Н. Гоголевой.
Ю.А.Дмитриев
Из книги «Академический Малый театр. 1941-1995»
Заметный интерес вызвала постановка пьесы С.И.Алешина «Палата» (премьера — 29 ноября 1962 года).
С.Алешин, инженер по образованию, начал писать пьесы, так сказать, в порядке самодеятельности, не будучи связанным ни с одним театром. Но, естественно, свои произведения он показывал заведующим литературными частями и режиссерам, хлопотал, чтобы они увидели свет театральной рампы. И постепенно театры все больше ими заинтересовывались. «Палата» — одна из первых пьес Алешина, поставленная в профессиональном театре.
В Малом театре над «Палатой» работал недавно вступивший в труппу один из наиболее верных учеников и последователей Вс. Э.Мейерхольда — Л.В.Варпаховский.
В это время в Малом театре работали выходцы из мейер-хольдовского театра: И.В.Ильинский, М.И.Царев, Б.И.Равен-ских. Но имя Мейерхольда в сознании актеров, особенно старшего поколения, оставалось одиозным. Они не могли не помнить, как Мейерхольд нападал на Малый театр в первые годы революции, требуя его закрытия. Да и постановки этого мастера, особенно классических пьес, вызывали решительные несогласия, часто казались просто кощунственными. Вот почему приход еще одного мейерхольдовского режиссера, к тому же не отказавшегося от учителя, воспринимался со значительными- опасениями. Впрочем, Варпаховский заявлял, что не собирается пересматривать традиции Малого театра, наоборот, постарается их придерживаться.
В сборнике «Рождение спектакля» Варпаховский выступил со статьей, имеющей характерное название — «Сочиняю спектакль». В ней говорилось о постановке «Палаты». Приведем его высказывание: «Сцена оперирования главного героя спектакля. Его исхода ожидают его сын и любимая женщина. Действие происходит в большом больничном коридоре. Ожидающие нервно ходят друг другу навстречу, перебрасываясь словами. Но их внимание сосредоточено на том, что происходит в операционной.
Другая сцена: больничная палата, четыре койки стоят по краям прямоугольного Сценического станка, при повороте сценического круга подкручивается койка с тем лежащим на ней персонажем, который в данный момент представляет особый интерес. Таким образом достигается равенство всех четырех перонажей».
Оформляли спектакль молодые архитекторы Ю.В.Арндт и М.М.Попков. Это была их первая театральная работа. Они построили больницу, какой пока еще нет в действительности, но которая должна появиться завтра; с металлическими жалюзями и необыкновенными кроватями. А когда режиссер выводил больных во внутренний дворик, на сцене вырисовывался городской пейзаж.
Все это было типичное украшательство, стремление представить яшзнь в розовых тонах, весьма далеких от подлинной действительности. Музыка, ее написал композитор Р.С.Леденев, сопровождала и иллюстрировала действие, как в старинной мелодраме. Говорили врачи Гончарову, что ему грозит остаться без ног, и музыка передавала его смятение. Сказали Новикову, что операция тяжелая и нельзя поручиться за ее исход, и музыка тут же передавала переживания больного. Иногда это приобретало назойливый характер.
В больничной палате четверо лежащих в одинаковых пижамах больных: писатель Новиков, рабочий Гончаров, учитель Терехин и ответственный работник Прозоров.
Новиков ждет операции на сердце, Гончарову должны ампутировать ноги, очень тяжело болен Терехин. И только Прозоров относительно благополучен: его ждет операция аппендицита. Но он человек мнительный, капризный, уверенный, что имеет преимущества перед другими больными, возмущается тем, что им занимается не профессор, а рядовой врач.
П.А.Константинов в роли Прозорова
Прозорова играл артист П.Константинов. Сразу становилось очевидным, что Прозоров занимает солидную должность, это ощущалось и по показной демократичности, и по неуважению к людям, которых он ставил ниже себя. Прозоров — противник всякого свободомыслия. Обращаясь к Новикову, он со злобой спрашивал: «А вы, наверное, из этих... не из сидевших ли? А я из тех, кто считает, что кое-кого напрасно выпустили. Особенно вашего брата писателя. Цацкаются с вами». И в другом месте, с какой-то зоологической ненавистью обращаясь к Новикову, Прозоров говорил: «Под ножом умрешь... Сдохнешь...» Но покидая больницу, зная, что Новиков на операционном столе, даже с некоторым умилением, на всякий случай, может быть, в жизни еще доведется встретиться и неизвестно, какое в ней займет место писатель, он произносил: «Передайте, пожалуйста, нашему писателю привет и пожелание здоровья». И через эту реплику человек раскрывался до конца.
Константинов показывал, как неудобно себя чувствуют Прозоровы без привычного кресла, страха вокруг них, как смешны в больничных условиях властные интонации и сознание своего превосходства над окружающими.
Роль писателя Новикова вначале играл Б.Телегин, но она ему не очень удалась. Потом ее начал исполнять Н.Анненков. Вот он беседует с профессором, его прежде всего интересует: сколько ему еще осталось жить? Хочется успеть закончить начатую работу. И все взволнованней и требовательней звучит вопрос. И реплика «Через десять дней, профессор, я в вашем распоряжении» приобретала особенную значительность.
Новиков весь погружен в работу, но тяжело болен, последнее заметно по излишне осторожным движениям. Новикова, каким его показывал актер, отличало завидное умение обращаться с людьми, умение поддержать их в трудные моменты, что называется, выпрямлять душу собеседника. А вот в спорах с Прозоровым иногда он опускался до перебранки.
Положение Терехина было подлинно драматичным: ему грозила потеря обеих ног, и в это время от него уходила жена. Но Г.И.Куликов представлял его таким образом, что зрители видели: Терехин умел сохранять достоинство, не опускался до истерики.
Гончарова играл В.Доронин. К сожалению, роль давала артисту немного возможностей, но он все-таки сумел показать близость Гончарова к Новикову, его решительное неприятие Прозоровских принципов.
«Палата» представала удивительно гармоничным, точно выстроенным спектаклем. Здесь все оказывалось убедительным — и преданность жены Гончарова, и влюбленность Новикова, и подлое предательство жены Терехина, и ведущиеся идейные споры между Новиковым и Прозоровым.
Борцом Новиков оставался всегда, даже когда, по существу прощаясь с жизнью, беседовал с сыном Мишей (эту роль исполнял дебютировавший в Малом театре В.К.Бабятинский), передавая ему свои убеждения честного человека.
Высокие нравственные качества проявлял молодой ординатор больницы, искренне переживавший, потому что во время операции, которую он производил, скончалась женщина. А разве не подвиг совершал Терехин, сумевший добиться самоизлечения, того, что ноги у него сохранились?