Он умер 27 мая 2002 года. Тогда, на панихиде, которая проходила в Малом театре, актер Валерий Баринов сказал...
СОЛНЕЧНЫЙ ДОКТОР ВАТСОН: ВИТАЛИЮ СОЛОМИНУ ИСПОЛНИЛОСЬ БЫ 65 ЛЕТ
65 лет со дня рождения Виталия Соломина исполняется во вторник. Он умер 27 мая 2002 года. Тогда, на панихиде, которая проходила в Малом театре, актер Валерий Баринов сказал: «Наше королевство потеряло принца… Когда умирает король - «король умер, да здравствует король!». Но когда умирает принц - его никем не заменить».
Горькие и верные слова. Но, к счастью, после ухода человека остаются воспоминания. И пока его помнят, пока думают о нем - он жив.
Виталий Мефодьевич Соломин был светлым, солнечным человеком, замечательным актером, хорошим режиссером, умным педагогом (он взял тот несчастный курс во ВГИКе, который незадолго до гибели набрал Анатолий Ромашин). Таким он и останется в памяти тех, кто его знал. Над этими воспоминаниями время не властно. …
Я училась на втором курсе журфака МГУ и работала в газете «Пионерская правда». Моя мама, актриса Малого театра Светлана Морозова, попросила Виталия Мефодьевича дать мне интервью. Он согласился сразу, сказал, что все его знакомые, дети которых собираются стать журналистами, обращаются к нему с этой просьбой. Мы встретились в театре. Волновалась ужасно, это было первое в моей жизни интервью с известным актером. Но как только началась наша беседа, все мои страхи сразу исчезли: Соломин отнесся ко мне, неопытной девчонке, как к настоящему журналисту, серьезно и обстоятельно отвечал на все вопросы.
Мы проговорили около часа. «Я думаю, каждый человек вспоминает свое детство, как счастливую пору жизни, - рассказал мне тогда Виталий Мефодьевич. - Ведь все люди живут воспоминаниями детства и черпают оттуда самое хорошее. Трудности забываются…
Я родился в 1941 году в городе Чите. Война, потом нелегкое послевоенное время. Жили впроголодь, везде сажали картошку. Даже улицы, пустыри были засажены. Летом - рыбалка, купание, солнце. Зимой - санки. Кроме радио, ничего тогда не было, и я заслушивался радиопостановками. Мы жили в одной комнате. Чтобы никому не мешать, я приставлял радиоприемник к уху, как наушник, сидел на пианино и часами слушал».
В школе будущий актер серьезно занимался математикой, собирался не бросать ее и в дальнейшем, но жизнь распорядилась иначе. В Читу приехала комиссия из московского театрального училища набирать студентов. Поступил, уехал в столицу. Тем более, что там уже находился старший брат Юрий, тоже ставший актером.
Вспоминает Маргарита Фомина, актриса Малого театра, однокурсница Виталия Соломина по театральному училищу им. М. С. Щепкина: «По «мастерству актера» у Виталия всегда было отлично. По остальным предметам - тройки и четверки. Курс у нас был достаточно разгульный, шебутной, дружный. Виталий тоже любил выпивать, но разума никогда не терял. Вообще, он вел себя скромно. Мы много репетировали, оставались в училище до двух часов ночи».
После училища - Малый театр, где Соломин проявлял себя не только как актер, но и сам ставил спектакли. К сожалению, сейчас на сцене Малого они уже не идут, а это были действительно очень достойные постановки - «Мой любимый клоун», «Живой труп», «Дикарка», «Свадьба Кречинского», «Иванов».
Конечно, подавляющая часть зрителей знает Виталия Мефодьевича по его киноработам. Самая знаменитая, пожалуй, доктор Ватсон. «Играется не роль, а тема, - говорил актер. - У Ватсона тоже есть определенная тема, не детективная, которая удерживает всех читателей, зрителей. Это не такой уж закрученный детектив, но все его читают и перечитывают. В Холмсе есть тайна, которая невозможна без Ватсона. Дедуктивный метод пусть изучают специалисты. Цель фильма - показать не дедуктивный метод, а взаимоотношения этой удивительной пары, вызывающей восхищение. Конан-Дойль сумел об этом рассказать. Наша задача была - перенести все на язык кино».
Задача, как известно, была выполнена на отлично, сами англичане в восторге от Холмса-Василия Ливанова и Ватсона-Виталия Соломина. Любим зрителями и герой Соломина из «Зимней вишни». Многие женщины после просмотра фильма забрасывали актера письмами. Напрасно. У него была семья.
Первый брак с актрисой Натальей Рудной оказался неудачным. Со своей второй женой Марией Виталий Мефодьевич познакомился на съемках фильма «Городской романс», где они должны были играть в паре. Киношной любви не получилось (вместо Соломина в картине снялся Евгений Киндинов), зато удалось в реальной жизни.
«Часто ли вам в жизни везло?» - спросила я актера в том интервью. «Может быть, и везло, - ответил он. – Повезло с моей женой, с детьми, повезло с профессией, которую выбрал. А в смысле подарков судьбы… За здорово живешь ничего не доставалось».
У Марии и Виталия Соломиных две замечательные дочери - Настя и Лиза - и двое внуков - Кирилл и Федор.
Говоря о Виталии Соломине, невозможно обойтись без таких слов, как щедрость и внимательность к людям. К нему обращались с различными просьбами: достать лекарства, помочь с врачами, купить билеты на поезд. Он не отказывал никому. Когда умер его однокурсник актер Олег Даль, Соломин выхлопотал ему место на Ваганьковском кладбище. А иногда даже обратиться не успевали, он приходил на помощь сам. Внимателен был и в мелочах.
Вспоминает Светлана Морозова: «Я спешила на праздничный вечер, отмечался юбилей Малого театра. Был жуткий ливень. Остановилась около театра передохнуть, прислонилась к стене. Вдруг ко мне под зонтик ныряет мужчина в светлом плаще. Участливо спрашивает: «Вам плохо, может быть помочь?». Смотрю, а это Виталий. Поблагодарила «спасибо, не надо». Но было очень приятно. Множество людей мимо пробежало, а остановился только он».
Очень любил праздники, веселые дружные застолья. После премьер всегда сам, на свои деньги устраивал банкеты, приносил засоленные собственноручно огурцы и помидоры. Если праздников не хватало, он их придумывал - как-то раз весной устроил для актеров встречу Нового года! Наверное, к нему вполне подходит определение человек-праздник.
Но, кроме праздников, была еще и работа. Ее было очень много. В последние годы он ставил и антрепризные спектакли, а это постоянные гастроли. А на сцене Малого работал над постановкой «Иванова» (его последний спектакль).
Свое второе интервью у Соломина я брала как раз в те дни, когда шли репетиции. Он был очень уставшим, все мысли его были о спектакле, но опять же он не отказался встретиться и поговорить. Это было за год до его смерти.
Вспоминает Маргарита Фомина: «Виталий еще в училище говорил, что может умереть в одночасье. У него было очень высокое давление. Он себя не берег, конечно. В тот день он сказал «как мне сегодня не хочется играть, как никогда».
Шел спектакль «Свадьба Кречинского». Постановка Виталия Соломина, он же в главной роли. Удар случился с ним прямо на сцене. Он нашел в себе мужество и силы доиграть первый акт. Больше на сцену он не вернулся. Через 34 дня его не стало.
В том моем давнем интервью Виталий Мефодьевич сказал такие слова: «Очень сложна жизнь актера, нелегок крест таланта. И чем больше талант, тем думаю, труднее жить. А вообще самое трудное - остаться самим собой. Это очень важно».
Потом я попросила его написать пожелание для наших читателей. Он был краток: «Верить в себя». С этим девизом я и живу уже много лет.
Александра Иванова
Агентство Национальных Новостей, 12.12.2006