Корреспондент «ВМ» побеседовала с помощником режиссера Владимиром Егоровым, узнала, почему без его труда ни одно театральное представление не могло бы выйти в свет, а также о закулисной жизни.
Корреспондент «ВМ» побеседовала с помощником режиссера Владимиром Егоровым, узнала, почему без его труда ни одно театральное представление не могло бы выйти в свет, а также о закулисной жизни.
На сцене идет репетиция пьесы «Три сестры» Антона Чехова. Меняются декорации, свет, движется поворотный круг, артисты обмениваются репликами. Всем этим процессом управляет один человек — помощник режиссера Владимир Егоров.
Он сидит за пультом и дает команды постановочной части: на табло загорелся один огонек - должна заиграть музыка, включился другой — открывается занавес. Кажется, это обычная организационная деятельность, но, на самом деле, без участия помрежа не может состояться ни один спектакль.
— Главная задача моей работы в том, чтобы ее ни в коем случае не замечал зритель, — рассказывает помощник режиссера. — В зале должно казаться, что все передвижения на сцене происходят сами собой — естественно. Любая заминка может сильно испортить впечатление.
Владимир Михайлович уже 45 лет работает в Малом театре. Он признается, что за это время форс-мажоры, безусловно, случались.
— Во время спектакля «Умные вещи», — вспоминает он. — В финале на тросах должна была спуститься с потолка и «упасть» на стол огромная скатерть диаметром десять метров. Но механизм заклинило: одна ее часть отстегнулась, а вторая как будто повисла в воздухе. Артисты, конечно, не подали виду, но зрители не могли этого не заметить. Такого случаться не должно.
А серьезно понервничать пришлось, когда один из актеров просто не вышел на сцену.
— Это было во время спектакля «Без вины виноватые», — рассказывает Владимир Михайлович. — Обычно артисты готовятся к выходу за пять минут, а тут я вдруг заметил, что один из «официантов» долго не появляется. Побежал в гримерку - его нет, висит только костюм. И что делать? Пришлось самому быстро переодеваться, брать в руки поднос и бежать на сцену. По сценарию персонаж разливал героям шампанское. Я с ролью справился. Но потом актеры рассказывали, что при виде меня они с трудом сдерживали смех.
Владимир Егоров признается, что у него никогда не было мысли сменить сферу деятельности. В Малый театр он пришел сразу после школы — целенаправленно, чтобы стать именно помощником режиссера.
— Эта профессия не была популярной. Но когда я бывал в театре, всегда задумывался: кто же руководит всем процессом? С детства мечтал, что когда-то и я буду сидеть за кулисами и по-своему «проводить» спектакль. Когда мне было десять лет - расставлял дома стулья, растягивал между ними веревку и вешал платки, которые брал у сестер. Потом устраивал «представление»: приглашал домашних и показывал им, как открываются и закрываются кулисы. Притом я не хотел быть режиссером, меня привлекала именно такая организационная деятельность, — рассказал Владимир Егоров.
ИСТОРИЯ
Малый театр — старейший в нашей стране. Он образован в 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны. Слово «малый» изначально не писали с большой буквы, так как оно объясняло размеры здания. Также его называли Домом Островского — драматург специально для него создавал пьесы и сам читал их актерам. Его произведения до сих пор сохраняют здесь ведущее положение. Указом президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Он также включен в список особо охраняемых культурных объектов страны.
Анна Балюк, "Вечерняя Москва", 20 февраля 2020 года