«НЕСЧАСТНЫЕ ВСЕ, НЕСЧАСТНЫЕ!»
«Дети Ванюшина» в Малом театре
Реплика, вынесенная в название данных заметок, принадлежит герою пьесы Сергея Найденова - купцу, члену Городской думы Александру Ванюшину. И с этим брошенным в порыве отчаяния восклицанием трудно не согласиться. Потому что действующих лиц рассказанной драматургом начала двадцатого века истории мы застаем в минуты их жизненного кризиса. Почти все они принадлежат одной большой семье. И им самой судьбой предназначено быть наиболее близкими друг другу людьми. Но дети не понимают родителей, родители - детей...
Словом, перед нами типичная ситуация конфликта поколений, созвучного любой эпохе. И наша сегодняшняя реальность с ее торжеством индивидуализма и постепенным отмиранием привычной модели семьи, конечно, не исключение.
Не удивительно, что найденовский сюжет вновь после тридцатилетнего перерыва (в последний раз «Дети Ванюшина» ставились на сцене «Дома Островского» в 1983-ем году режиссерами М. Царевым, В. Рыжковым и В. Седовым, Царев же был исполнителем центральной роли) заинтересовал Малый театр. Ведь он, как известно, всегда внимателен к вечным темам.
Для ее нынешней сценической реализации режиссер Виталий Иванов выбрал сцену филиала театра, где художник Александр Глазунов воспроизвел едва ли не во всех подробностях интерьеры дома Ванюшиных, расположив на поворотном круге многочисленные комнаты этого богатого жилища, которые по ходу действия поочередно оказываются на первом плане.
Подобный, реалистический антураж «диктует» манеру актерского существования в настоящем спектакле. Манеру вдумчивую, неторопливую, отличающуюся разнообразием психологических нюансов, по-хорошему традиционную для старейших российских подмостков. Удалось режиссеру собрать и крепкий ансамбль, в котором у каждого исполнителя есть право на свою заметную «партию». А лидируют здесь Борис Невзоров и Людмила Полякова, играющие Александра Егоровича Ванюшина и его жену Арину Ивановну.
В интерпретации этих артистов брак супругов Ванюшиных - союз равных личностей. Хотя в самые тяжелые для семейства дни основной удар принимает на себя героиня Поляковой. Женщина огромной души и открытого сердца, черпающая энергию в любви к своим домочадцам и молитве за их спокойствие, Арина Ивановна-Полякова - надежная опора, прежде всего, для Ванюшина-Невзорова, с виду крепкого, неуязвимого, но на поверку чрезвычайно тонкого и ранимого человека, подверженного сомнениям, мучимого стыдом и ответственностью за неблаговидные поступки своих отпрысков.
Метаморфозы характера Ванюшина артист передает безо всякого надрыва и пафоса, но столь проникновенно, с таким сердечным наполнением, что переживаниями его персонажа невозможно не проникнуться. И нельзя не радоваться мгновениям, когда Ванюшин-Невзоров и его младший сын Алексей (Михаил Мартьянов) после долгих споров находят общий язык.
Этот спектакль вообще воспринимается очень, что называется, «по-живому», на протяжении двух с лишним часов постоянно вызывая какие-то личные ассоциации. С некоторых пор в театре нас пытаются удивить техническими новшествами, но театральное искусство - искусство эмоциональное. Поэтому возникающий на «Детях Ванюшина» контакт между сценой и залом особенно ценен.
Отрадно и то, что в угоду моде режиссер специально не осовременивает классическую пьесу, а остается верен законам Малого театра, которые предполагают уважение к авторскому тексту. Впрочем, одну вольность Виталий Иванов себе позволяет. Правда, вольность эта логически объяснима. Так, у Найденова финальную точку ставит некий Старик в лохмотьях. Вместе с татарином он вносит тело Ванюшина и сообщает, что тот «застрелился в саду». В спектакле же Малого театра нет и малейшего намека на какой-либо натурализм. И явление Жандарма (Евгений Арановский) с шубой Ванюшина, которая, кажется, так и будет одиноко висеть на вешалке и больше никогда не согреет своего владельца, думается, действует на Ванюшиных и их гостей - вдову Кукарникову (Алефтина Евдокимова) и ее дочь Инну (Анастасия Дубровская), а также на публику не менее сильно, чем констатируемый этим Жандармом факт самоубийства Ванюшина.
Дальше - все «по Найденову». Повисает «страшная пауза». Еще немного - «и трагедия душ собравшихся воплями и стонами вырвется наружу». Нам, зрителям, остается им только посочувствовать, а потом сделать из увиденного правильные выводы и, покинув пределы театра, постараться в повседневной жизни беречь тех, кто находится рядом. Даже несмотря на неизбежные возрастные разногласия.
Майя Фолкинштейн,
«Страстной бульвар, 10», выпуск №1-161/2013