«Листая старые подшивки»
БОЛЬШОЙ ЮБИЛЕЙ МАЛОГО ТЕАТРА
Указом Президента Российской Федерации государственными наградами отмечена группа актеров и сотрудников Академического Малого театра. Генеральный директор и артист Малого театра Виктор Коршунов, художественный руководитель и артист Малого театра Юрий Соломин удостоены ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени. Артисты Виктор Павлов и Виталий Соломин награждены орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Борис Ельцин объявил также благодарность за большие заслуги в развитии театрального искусства и в связи с юбилеем Малого театра Элине Быстрицкой, Галине Деминой, Евгению Самойлову, Музе Седовой, Геннадию Сергееву, Елизавете Солодовой. Полностью Указ Президента РФ будет опубликован в следующем номере.
В самом начале сентября открыл свой юбилейный, 175-й сезон один из старейших наших театров Малый. Собственно, сезон 244-й, но в этом изумительном здании, в которое каждый раз входишь с каким-то внутренним трепетом, труппа наследников Михаила Щепкина живет 175-й сезон. 26 октября эта дата была отмечена со всей торжественностью спектаклем-концертом, составленным из сцен сегодняшнего репертуара. Художественный руководитель театра Юрий Соломин заметил: кто же может точнее и ярче рассказать о нашем нынешнем бытии, чем великие классики, чьи пьесы идут на двух сценах Малого?
Природа этого театра замешена на высоком классическом репертуаре, и определение академический означает строгий вкус, взыскательность к языку.
Многие, честно говоря, все чаще тоскуют сегодня по тому театру, который более молодым моим коллегам кажется старомодным. Но другая часть зала благодарна ему за чуть наивную пристальность взгляда на человека. За незамутненную чистоту языка. За подробность проживания той жизни, которая в силу разных причин сложилась так, как сложилась, а другого не дано. За смех, когда смешно. За слезы, когда грустно. Да мало ли. за что еще.
В юбилейном сезоне нас ждут новые, интересные названия. Но сегодня хотелось бы рассказать о том, каким был предъюбилейный сезон Малого театра, показавшего зрителям «Трудовой хлеб» А.Н.Островского (режиссер А.Коршунов), «Воскресение» Л.Н.Толстого (режиссер Э.Марцевич), «Коварство и любовь» Ф.Шиллера (режиссер Ю.Соломин), «Король Густав Васа» А.Стриндберга (режиссер А.Нордштрем, Швеция), «Сказку о царе Салтане» А.С.Пушкина (режиссер В.Иванов).
Уже по одним этим названиям очевидно, что жизнь старейшего русского театра необычайно насыщена, разнообразна, что нет в прославленной труппе того, что принято называть сытым покоем.
Очевидно и другое у Малого театра есть отчетливо выраженная магистральная линия. Театр принципиально работает над классикой отечественной и мировой, каждой своей постановкой (среди которых, разумеется, есть и более и менее удачные) вновь доказывая современность и невымышленную необходимость той литературы, что пережила свое время.
От маленького домашнего мирка «Трудового хлеба», почти забытой сегодня пьесы Островского, до задач государства в «Короле Густаве Васе»; от морально-нравственных вопросов, определяющих место человека в мире («Воскресение») до взаимоотношений власти и личности («Коварство и любовь»). Проблемы эти соединены тем не менее главным, определяющим природу Малого театра явлением. Имя этому явлению Человек.
Мне не довелось говорить с актером и режиссером Александром Коршуновым о его спектакле «Трудовой хлеб», поэтому не могу доподлинно свидетельствовать, но почти уверена: режиссер сознательно заменил «концепцию» чувством. Вряд ли сегодня можно сказать нечто принципиально новое о благородных обманутых девушках и ловцах «бешеных денег», о тернистом жизненном пути, в конце которого тебя непременно ждет справедливость в виде скромного, но исполненного достоинства счастья. Но сегодня можно и очень нужно выразить собственное отношение к этим незатейливым характерам, к этим обитателям маленького мира, так точно отражающего мир большой.
Потому спектакль «Трудовой хлеб» пронизан теплым и живым чувством любви согревающей, примиряющей, я бы осмелилась сказать, даже «подлинно религиозной», выраженной не декларациями, а сердечным участием, умением любоваться не только людьми-персонажами, но и людьми-артистами. Художник О.Коршунова выстроила на Малой сцене Филиала театра отгороженный ширмами ситцевый мирок, в котором, в сущности, бушуют те же страсти, что и за его пределами, те же проблемы не дают людям спокойно жить, но здесь есть Вера, Надежда, Любовь.
И в таком, казалось бы, простом рисунке спектакля неожиданно высветились исполнители почти всех без исключения ролей. Вот блистательный В.Баринов, привнесший в образ Иосифа Наумыча Корпелова тот особый свет, что в ранних пьесах Островского определялся как интонация «последних романтиков». Именно желание в самый свой быт привнести романтику заставляет Корпелова называть кухарку Маланью изысканным именем Аглая и Маланья, изумительно сыгранная Г.Деминой, насколько это возможно при ее характере, пытается соответствовать пристрастиям своего хозяина.
Молодой друг Корпелова, Павел Грудцов, наделен в исполнении Г.Подгородинского таким неукротимым обаянием, такой жаждой добра, участия, что никто не усомнится сердце Жени (Е.Дмитриева) будет рано или поздно принадлежать ему. А хозяин дома Чепурин, очень выразительно сыгранный Д.Зеничевым, кажется, прикипел к своим беспокойным обитателям, не в силах уйти из этой квартирки удивительное сочетание тугодумия и готовности к жертве во имя любви делает этого героя на редкость человечным и обаятельным.
Эдуард Марцевич инсценировал и поставил роман Л.Н.Толстого «Воскресение», один из, может быть, сложнейших в русской литературе.
Спектакль получился, на мой взгляд, не во всем целостным, но не стоит искать здесь только вину режиссера любая инсценировка в той или иной мере обречена на «клочковатость». Однако в первом акте спектакля возникает какая-то поразительная магия словно вновь перечитываешь роман, словно аромат его витает над подмостками. И понимаешь постепенно, насколько точно ощущает режиссер литературный текст в его ритмике, музыкальности, в силе его воздействия. Наконец, в его непреходящей современности.
Это ощущение поддерживается и изумительными актерскими работами начиная с главных, Катюши Масловой (И.Иванова) и Дмитрия Нехлюдова (А.Вершинин), кончая почти эпизодическими, тюремными товарками Масловой, сыгранными старейшими артистками Малого театра, Г.Деминой и Т.Панковой. Покоряет и изысканная черно-бело-серебряная сценография Евгения и Антона Куманьковых. Выстроенные в параллель сцены Нехлюдова и Катюши, сведение порой полярных кусков текста в единую атмосферу мира, где «все делают друг другу зло и страдают», замечательная находка режиссера Э.Марцевича, эмоционально воздействующая на зрителя, возвращающая память к давно прочитанному роману.
Но во втором акте магия исчезает петербургские сцены торопливы, порой излишне гротесковы. Ритм начинает ускользать, обнажая почти чистое проповедничество. И возникает странное чувство: режиссер словно вдруг убоялся той громады, за которую взялся, и отступил. Но остается в памяти пронзительный финал, когда звучат слова о виноградарях и нерешительными, неровными шагами уходит и как будто не может уйти Нехлюдов. Человек, сотканный из противоречий.
Мне кажется, Малый театр действительно более всего озабочен исследованием этих противоречий. Во всяком случае, об этом едва ли не в первую очередь думается на спектакле «Коварство и любовь». Режиссер Юрий Соломин и художник Энар Стенберг придумали, на мой взгляд, замечательный ход, придавший всему происходящему дополнительный объем, на сцене перед нами как будто музыкальная шкатулка с поворотным кругом. Картинки медленно сменяют одна другую, звучит пленительная музыка, домик Миллеров уступает место дворцу президента, за ним следуют покои леди Мильфорд. Это четко разграниченные миры, которым не дано пересечься никогда. Но коль скоро такое пересечение продиктовано самой Судьбой надо всмотреться, надо попытаться понять что-то, еще не понятое в этой старой драме Шиллера. Потому каждая картинка рассматривается режиссером обстоятельно, чуть замедленно по ритму. И когда Луиза (Т.Скиба) и Фердинанд (В.Зотов) останутся на миг одни, медленно погаснет картинка гостиной Миллеров, чтобы в этой темноте отчетливее проступило равенство юных влюбленных чистота их душ, поглощенных первым чувством.
Сознательная замедленность вдруг позволяет по-новому увидеть и таких персонажей, как Вурм и Президент, в этих ролях очень интересны Василий Бочкарев и Валерий Баринов.
Прикоснуться к тому, что некогда Л.Н.Толстой определял емким понятием «диалектика души», услышать голос совести, познать цену поступку, измерить масштаб человеческих взаимоотношений привычными, веками складывавшимися ценностными ориентирами. Может быть, именно этим стремлением влекут спектакли Малого театра?
Две последние премьеры можно объединить (хотя и весьма относительно) темой власти и личности. «Сказка о царе Салтане» (режиссер Виталий Иванов, художник Александр Глазунов) обаятельное, свежее и интересное зрелище. Что же касается постановки шведского режиссера Александра Нордштрема стриндберговского «Короля Густава Васы» (художник Гунилла Пальмшеерна-Вайс, музыка Юрия Эрикона), то в этом спектакле, как в фокусе, сошлись особенности «актерского» театра России.
При скромной режиссуре актеры Малого театра играют поистине ослепительно что ни характер, то судьба, сложная, исполненная глубоких противоречий, внутренней борьбы с самим собой. Это относится и к В.Коршунову, играющему короля Густава, и к А.Коршунову, в образе принца Эрика сумевшего отобразить не только характер будущего короля, но и те черты, что отличают героя другой пьесы того же автора «Эрик XIV».
В исполнении Афанасия Кочеткова и Юрия Каюрова характеры царедворцев предстают многозначными и масштабными.
Человек не может быть неинтересен.
Наверное, это и есть главный секрет, который таит в себе Малый театр.
Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ
«Культура», 28.10.1999
ОБСУДИТЬ В АНТРАКТЕ