Этот год проходит под знаком 200-летия Александра Островского. Его пьесы «Волки и овцы», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Бесприданница» и многие другие – словно написаны про наше время. К числу удачных прочтений классика смело можно отнести и спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» режиссера Владимира Бейлиса в Малом театре. Татьяна Медведева, "Реальная Россия", 12 сентября 2023 года
Этот год проходит под знаком 200-летия Александра Островского. Его пьесы «Волки и овцы», «Доходное место», «Бешеные деньги», «Бесприданница» и многие другие – словно написаны про наше время. Постановки по этим шедеврам надолго остаются в репертуаре как столичных, так и провинциальных театров.
К числу удачных прочтений классика смело можно отнести и спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» режиссера Владимира Бейлиса в Малом театре.
Сюжет этой пьесы Островского могли бы использовать современные коучи, обучающие «стратегиям успеха», «искусству заводить друзей». Амбициозный литератор Егор Глумов (актер Александр Вершинин) мечтает вырваться из бедности, «добиться теплого места и богатой невесты», «подделаться к тузам». Импозантный авантюрист быстро прирастает связями и знакомствами, в том числе пользуется расположением влюбленной в него дальней родственницы – Клеопатры Мамаевой. Эту роль с изрядной долей юмора в спектакле исполняет Ирина Муравьева. Одно только появление на сцене «самой обаятельной и привлекательной» вызывает взрыв аплодисментов. Ее Клеопатра – этакая «знойная женщина, мечта поэта» – страстная, уверенная в себе светская львица. И Егор Глумов, искусный манипулятор, ловко использует ее чувства в своих интересах, равно как и симпатии всех других «нужных людей».
И все бы у него получилось, если бы не дневник, в котором он с ехидством описывает своих благодетелей. Сей «документ», внезапно обнародованный, и разрушит все замыслы «мудреца».
Впрочем, разоблачение прохиндея заканчивается мягким остракизмом: кажется, что спустя непродолжительное время его покровители сменят гнев на милость, ведь каждый из них парадоксальным образом нуждается в Глумове. Его дядя Нил Мамаев обожает давать советы, и Глумов превращается в его восхищенного слушателя. Слабость Клеопатры Мамаевой – кокетство, и Глумов с готовностью «влюбляется» в тетушку. Влиятельный «туз» Крутицкий ищет спичрайтера и Глумов готов услужить в этом качестве, к тому же он, действительно, литературно одарен: легко пишет в разных стилях, красиво формулирует и всегда угадывает то, что от него хотят.
В постановке Владимира Бейлиса помимо магистрального сюжета о похождениях обаятельного прохиндея ощутимо звучат и другие темы. Например, «мысль семейная». Сколько нежности в отношениях Глумова с матерью, которая становится деятельной соучастницей всех его авантюр. Оба они виртуозно льстят и притворяются. В этом есть что-то отталкивающее и в то же время трогательное. Актеры играют так, что их героев совсем не хочется осуждать: ими движет понятное желание – всеми средствами выбраться из бедности.
Еще одна интересная тема, ярко обозначенная в постановке, затрагивает религиозные переживания человека. Почему наша искренняя вера в Бога зачастую вырождается в ханжество, а желание быть милосердным приводит к тому, что нашей добротой пользуются люди, нечистые на руку? Эта коллизия связана с образом богатой вдовы Турусиной. Ее дом открыт для юродивых, убогих и несчастных. Но в эту компанию затесалась мошенница Манефа, которая откровенно дурит свою благодетельницу. Надо видеть, как смешно играет Манефу актриса Ольга Чуваева! Казалось бы, гадалку и предсказательницу с головой выдает ее придурковатая манера речи: «Знайка бежит, а незнайка лежит», «Идет Егор с высоких гор», «Кто пьет чай, тот отчаянный». Но эти незатейливые каламбуры воспринимаются Турусиной как «пророчества». В этой героине, богатой скучающей барыньке, набожность граничит с мракобесием, а доброта соседствует с глупостью.
В спектакле также затронута тема вырождения представителей элиты, которые ведут праздную жизнь и не приносят пользы обществу. Удачными в постановке получился образ Крутицкого (актер Валерий Афанасьев) – он этакий ретроград и в то же время ветреный старик, увлеченный женской красотой. Несмотря на почтенный возраст и смешной облик, именно Крутицкий демонстрирует адекватность в этой истории: он первым угадал нечистую игру Глумова. Под стать Крутицкому и другой яркий персонаж – бонвиван Городулин, проводящий время в светских визитах и обедах. Актер Александр Клюквин создает образ сангвиника-счастливчика, подчеркивая его бьющий через край гедонизм. Этот герой в восторге от самого себя и неизменно сопровождает свою речь громогласным хохотом. «Завтра нужно спич говорить, а думать решительно некогда», – признается он Глумову и охотно приближает его к себе.
Пьеса «На всякого мудреца…» интересна тем, что в ней показаны все основные типы любви. Сторге, семейная любовь, ярко проявляется в отношениях Глумова и его матери. Агапе, бескорыстную любовь к ближнему, олицетворяет Турусина, опекающая юродивых и странников. Эрос, романтическую влюбленность, воплощают в комедии племянница Турусиной Машенька и ее жених гусар Курчаев. Глумов, сватающийся к Машеньке из-за ее приданого, демонстрирует любовь по расчету (прагма). А страстные увлечения Клеопатры Мамаевой – это одновременно и мания, и людус – любовь-игра для удовольствия.
Островский словно показывает: как много граней бывает у любви, и как противоречивы даже самые возвышенные человеческие чувства.
В спектакле каждый герой получился в чем-то карикатурным, а в чем-то харизматичным. Здесь нет ни злодеев, ни праведников, а жизнь показана в своей неприукрашенной обыденности. И хотя порой кажется, что всех затягивает трясина пошлости, «говорильня», в решающий момент в героях проявляются лучшие качества – доброта, сердечность, умение прощать, способность оценить чужую одаренность. А ведь Глумов – по-настоящему талантливый человек, легко сочиняющий эпиграммы, панегирики, трактаты и спичи. И так понятно желание этого амбициозного литератора стать богатым и успешным.
Именно поэтому Крутицкий выносит ему мягкий вердикт: «Наказать, а потом приласкать». И зритель радостно приветствует такую развязку, тем более, если за дело берется неподражаемая Клеопатра Мамаева: «Уж это я возьму на себя…».
Татьяна Медведева, "Реальная Россия", 12 сентября 2023 года
https://rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/13304...