Белоснежные лебеди и каблучный перепляс. Верная любовь и злая зависть. Великая преданность и подлая клевета. А еще Чайковский, Римский-Корсаков, полные залы и 78 заявок от желающих сыграть великую драматургию. Гала-концертом, посвященным 200-летию со дня рождения Александра Островского в Малом театре 17 апреля завершился именной фестиваль драматурга. «Известия», побывав на спектаклях, убедились в неизменной востребованности его сочинений.
«Гляди, Быстрицкая!»
XIII Международный театральный фестиваль «Островский в Доме Островского» отличился обширной географией. В афише были представлены спектакли из Йошкар-Олы, Кинешмы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Ирбита, Калуги, Челябинска, Луганска, Минска, Кудымкара, Москвы и Твери. А играли участники не только на московских сценах Малого театра, но и на его сцене в Когалыме, куда приехали театры из Сургута, Тобольска, Нижневартовска, Уфы и Нягани. На участие в фестивале было подано 78 заявок, оргкомитет отобрал 19.
— Островский — настоящее сокровище русской культуры, — рассуждает худрук Малого театра Юрий Соломин. — В его пьесах есть всё: любовь, ненависть, юмор — все человеческие слабости и благородные порывы. Да, есть кое-какие различия восприятия его пьес, скажем, 50 лет назад, 30 и сейчас, но самое главное неизменно — красивейший русский язык и национальный дух.
Фестиваль завершился гала-концертом, куда вошли фрагменты из спектаклей Малого театра.
Малый — театр традиции, но, как выяснилось, высоким технологиям не чужд. Вместо декораций художник Мария Утробина использовала экраны-панели, куда проецировались разнообразные видео. В том числе рукописи юбиляра, афиши разных лет, фотографии актеров в ролях («Гляди — Быстрицкая, Жаров!» — восхищались зрители), а также эскизы художников Дмитрия Кардовского, Юрия Пименова, Сергея Бархина, Константина Юона, сделанные к спектаклям по Островскому.В обычном режиме их можно увидеть в изумительном альбоме «Художники Малого театра. XX век», выпущенного в серии «Библиотека Малого театра» в 2015 году. А вот лубочные эскизы Татьяны Мавриной, воссоздающие купеческий мир, — новая работа театра: спектакль «Женитьба Бальзаминова» был поставлен несколько месяцев назад.
Мечты останутся мечтами
На юбилеях принято читать воспоминания, но Островский мемуаров не оставил — недосуг было. Об этом напомнил ведущий вечера, он же чтец и рассказчик Игорь Петренко, открывший концерт цитатой из эпистолярия драматурга: «Я сам уже давно мечтаю, что вот я начну писать свои воспоминания, как это будет мне приятно, как это будет живо и правдиво. Но я знаю, что мечты мои так мечтами и останутся. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю и обделываю сюжеты вперед, в постоянном страхе остаться к сезону без новых пьес».
Вместо мемуаров Островский писал докладные записки руководству, статьи о театре и прочие документы, посвященные театральной профессии. Писатель Иван Гончаров, обратившись к нему: «Вы и есть русский театр», был недалек от истины.
Вечер логично начали с посвящения служителям сценического искусства. Посреди России встретились идущие своими театральными путями Аркадий Счастливцев (Сергей Еремеев) и Геннадий Несчастливцев (Александр Ермаков) из пьесы «Лес», которая долгие годы шла на сцене Малого театра.
Другого театрального создания Островского, драмы «Без вины виноватые», в афише Малого сейчас нет, но для юбилейного гала восстановили фрагмент — тот, где неудачники Шмага (Владимир Дубровский) и Незнамов (Андрей Чернышев) учат правильному обращению и состраданию к ближнему большую актрису Елену Ивановну Кручинину (Светлана Аманова), по доброте душевной оказавшей им услугу.
Сообразно художественному достоинству
«Труппа, чтобы разыграть изящное драматическое произведение сообразно его художественному достоинству, т. е. чтобы докончить, воплотить данные автором характеры и положения, возвратить опять в жизнь извлеченные автором из жизни идеалы, должна быть прежде всего слажена, сплочена, однородна», — писал Островский.
Нынешняя труппа Малого театра в точности следует его словам. Созвездие артистов, выступивших на гала-концерте, демонстрирует сплоченность и слаженность, но и индивидуальность умеет блюсти.
Ирина Муравьева блистала в роли предприимчивой мамаши из «Женитьбы Бальзаминова» и соблазнительницы Клеопатры Львовны в «На всякого мудреца довольно простоты».
Евгения Глушенко и Василий Бочкарев рассмешили и умилили в лирической сцене из «Правда — хорошо, а счастье лучше».
Валерий Афанасьев заворожил монологом Берендея из «Снегурочки». Свои минуты славы получили Людмила Полякова, Александр Вершинин, Александр Клюквин, Владимир Носик, Людмила Титова, да и все артисты — Островский умел представить в выгодном свете как отдельно взятого актера, так и ансамбль.
Заснуть на печи
Праздник не обошелся без песен и танцев. Тем более что в представленных спектаклях их хватило бы на концертное отделение. Были показаны каблучный перепляс с пением («Бедность не порок») и вокально-танцевально-разговорное соло афериста Горецкого (Виктор Низовой) из спектакля «Волки и овцы». Лирическую струю внесла балетная сцена из «Женитьбы Бальзаминова» — та, где на сцене стоит печь с лежанкой, а на ней засыпает и видит белоснежных лебедиц мечтатель Миша.
Вечер вообще получился на диво музыкальным. В оркестровой яме расположились «Солисты Москвы» под управлением давнего друга Малого театра Юрия Башмета. В перерывах между дирижированием маэстро не отрывал глаз от сцены, смеялся и аплодировал.
Попурри из замечательной музыки — Римский-Корсаков, Лядов, Гаврилин — завершилось ликующим финалом Серенады для струнного оркестра Чайковского. Башмет поднялся на сцену, где уже собрались участники вечера во главе с худруком Малого театра Юрием Соломиным. Народные артисты Советского Союза обнялись. Зал встал и кричал «Браво!».
Что будет
Впереди у Малого театра множество юбилейных мероприятий в честь Года Островского.
Продолжает работу режиссерская лаборатория «Постигая Островского» — проект для молодых режиссеров, которые готовят эскизы спектаклей по пьесам драматурга. У победителя появится возможность превратить свой эскиз в полноценный спектакль.
Еще один проект — съемки фильма «Островский. Реальные места вымышленных героев», пройдут в Щелыково и Кинешме, где он был гласным земского собрания. Для съемок выбраны места действия пьес: родник «Снегурочкино сердце», возникший там, где растаяла Снегурочка. Беседка на набережной Волги, где беседовали Паратов и Лариса. А также локация встречи Счастливцева с Несчастливцевым — одна из крутых «поверток» Галичского тракта. Во всех этих местах актеры Малого театра сыграют сцены, сочиненные Островским.
Сам фильм выйдет в начале следующего сезона. А уже сейчас в одном из театральных фойе можно посмотреть экспозицию из музейных фондов, в том числе сборник пьес Александра Николаевича с его пометками. Грядет открытие и еще одной выставки — она будет посвящена сценической жизни его произведений в Малом театре — здесь были поставлены все 48 его пьес.
Марина Иванова, "Известия", 18 апреля 2023 года
Гала-концерт, посвященный 200-летию со дня рождения драматурга Александра Островского, состоялся в понедельник в Малом театре, на сцену в ярких образах из пьес драматурга вышли ведущие артисты труппы, передает корреспондент ТАСС.
"Я сам уже давно мечтаю, что вот я начну писать свои воспоминания, как это будет мне приятно, как это будет живо и правдиво. Сколько нового я скажу! Но я знаю, что мечты мои так мечтами и останутся. Для того, чтобы навести порядок в своих воспоминаниях или хоть только начать их как следует, нужны покой и досуг, а ничего этого у меня нет, не будет и быть не может. Я только и делаю, что или работаю для театра, или обдумываю новые сюжеты вперед в постоянном страхе остаться к новому сезону без новых пьес, а значит без хлеба с огромной семьей. Не рассчитывайте", - этими словами Островского открыл вечер ведущий гала-концерта Игорь Петренко.
Концерт прошел в музыкальном сопровождении камерного ансамбля "Солисты Москвы" под управлением народного артиста СССР Юрия Башмета. Программа объединила отрывки из спектаклей по пьесам Островского, дневниковых записей драматурга и его писем. Зрители увидели сцены из спектаклей "Лес", "Бедность не порок", "Женитьба Бальзаминова", "Волки и овцы", "На всякого мудреца довольно простоты", "Правда - хорошо, а счастье лучше", отрывок из пьесы "Без вины виноватые" и монолог Берендея из пьесы "Снегурочка".
В ролях героев из постановок по Островскому в этот вечер вышли на сцену народные артисты Василий Бочкарев, Евгения Глушенко, Ирина Муравьева, Валерий Афанасьев, Александр Вершинин, Владимир Дубровский, Александр Клюквин, Виктор Низовой, Владимир Носик, Людмила Титова и другие актеры. Режиссером-постановщиком гала-концерта стал Алексей Дубровский, а художником-постановщиком - Мария Утробина.
Впечатления зрителей
"Это замечательный вечер, который был сделан, наверно, в единственно правильном жанре дивертисмента. Он показал, с одной стороны, какие-то богатства, россыпь талантов труппы Малого театра, причем в разных поколениях, а второе, конечно, невероятную жизнеспособность слов, написанных Островским, потому что их нельзя назвать текстами - это невероятные роли, которые позволяют раскрываться самым большим, талантливым артистам", - поделился с ТАСС впечатлениями о вечере ректор Российского института театрального искусства - ГИТИСа Григорий Заславский.
Он отметил, что Островский - действительно великий драматург. "Это счастье, что он у нас есть. Если в результате этого юбилея [празднования 200-летия со дня рождения Островского] будет очищен пруд в Щелыково, будут проведены какие-то еще важные работы, дорога проложена, я думаю, это было бы достойно памяти этого великого человека, который так много сделал для нас", - заключил собеседник агентства.
Ректор Высшего театрального училища имени М. С. Щепкина Борис Любимов признался ТАСС, что с удовольствием провел этот вечер в Малом театре. "Вспоминаешь сразу всю историю, Щелыково, которое здесь тоже видно, Замоскворечье, вообще Москву", - сказал он. По словам ректора, Островский, как ни один драматург в его поколении, знал Россию, а в драматургии XIX века трудно найти фигуру такого масштаба. "Этот зрительный зал - наследник зрительного зала XIX века, XX века - вот он здесь. И эти аплодисменты не наиграешь. Отзывчивый, тянущийся. У нас не только лучшие актеры, как говорил Островский, у нас лучший зритель", - добавил Любимов.
О драматурге
Александра Островского принято считать основоположником национального репертуара русского театра. Его пьесы - в первую очередь созданные в 1870-1880-х годах - ориентированы не на отдельных актеров, а на весь актерский ансамбль. Исследователи расценивают этот подход как реформу ранее существовавшей русской театральной традиции.
Островский родился 12 апреля 1823 года в Москве. Был принят на юридический факультет Московского университета, но в 1843 году по личному прошению отчислен. Служил канцеляристом в Московском совестном суде, Московском коммерческом суде, вышел в отставку в чине губернского секретаря.
В январе 1847 года газета "Московский городской листок" разместила отрывок из пьесы Островского "Свои люди - сочтемся!". Первоначально произведение носило название "Несостоятельный должник", а также было известно как "Банкрот". В 1850 году драматург стал сотрудником журнала "Москвитянин" и опубликовал в нем эту пьесу целиком. Однако произведение было запрещено к постановке (премьера в подцензурной редакции состоялась лишь в 1861 году в Александринском и Малом театрах), а за Островским установлен полицейский надзор, который сняли только в 1856 году. Первой поставленной на сцене пьесой драматурга стала комедия "Бедная невеста" (1852 год, инсценирована в 1853 году в Малом театре).
В 1856 году Островский перешел в журнал "Современник". В 1886 году вступил в должность заведующего репертуарной частью московских императорских театров - Большого и Малого. Драматург умер 14 июня 1886 года в поместье Щелыково в Костромской губернии.