Легендарный «Вишневый сад» Антона Чехова в постановке Игоря Ильинского — спектакль с сорокалетним стажем, он до сих пор идет в Малом театре и признан эталонной постановкой этой пьесы. На одном из показов 24 ноября побывал Филипп Геллер.
Легендарный «Вишневый сад» Антона Чехова в постановке Игоря Ильинского — спектакль с сорокалетним стажем, он до сих пор идет в Малом театре и признан эталонной постановкой этой пьесы. На одном из показов 24 ноября побывал Филипп Геллер.
Уникальный пример сохранения реликтовой постановки — старейшей в репертуаре Малого театра, убеждает, что благодаря мастерству актёров, спектакль с интересом воспринимается и сейчас. Впечатляет своей подробностью оформление (художник – Вадим Клотц) — особенный восторг и восхищение вызывают ажурные ветки вишнёвого сада. Это – напоминание об уходящем прошлом героев, о той жизни, которую они так любили. Режиссура призвана максимально раскрыть замысел Чехова – все идёт в точности по авторскому тексту.
Главная гордость постановки — блистательная Раневская в исполнении народной артистки России Светланы Амановой. Аристократизм, изысканность, лирические краски и удивительная красота облика выгодно отличают ее интерпретацию от более современных и радикальных трактовок её коллег. Это именно та героиня, которая прописана у автора произведения. При всем драматизме финала, в Раневской Амановой все же остаётся кусочек надежды на счастье…
Аня — Дарья Шевчук, само воплощение юности и чистоты. Она верит, что все лучшее ждет её в будущем, ведь жизнь так прекрасна и удивительна.
Варя Алины Колесниковой, напротив, полна тягостных предчувствий с самого начала, она вся в себе. Героиня чувствует себя лишней в этом доме, в этой семье. Надежда на счастье в лице замужества с Лопахиным рушится, когда тот не решается сделать ей предложение в финале пьесы. Её горькие рыдания заставляют осознать всю трагедию положения.
Алексей Фаддеев — Лопахин сочетает в себе неуемную страсть к изменению порядков и одновременно внутреннюю ранимость и тонкость. Это очень многогранный персонаж. Хорош «вечный студент» Петя Трофимов в исполнении Михаила Мартьянова. Он обличает социальную несправедливость и постоянно говорит о будущем России, что ей пора возродиться из пепла. По-настоящему яркий и колоритный образ создаёт Сергей Еремеев в роли Симеонова-Пищика. Этот персонаж вечно гонится за деньгами, постоянно у всех занимает. Однако это положительный, а не отрицательный герой – настолько актер наделяет его душевной теплотой и обаянием. Самая эксцентричная героиня пьесы — Шарлотта Ивановна. В версии Малого её бессменно играет Людмила Щербинина. Эта дама может разговаривать сама с собой, напевать какие-то странные, бессвязные слова. Однако назвать её мизантропом нельзя — в третьем акте она развлекает публику на балу своими фокусами.
Интересен образ горничной Дуняши, который создаёт Любовь Ещенко. Девушка играет в барышню, и принимает неверное решение — когда Епиходов делает ей предложение, Дуняша, кажется, счастлива, но вернувшийся из Парижа слуга Яша очаровывает её, а в конце пьесы бросает, ведь снова уезжает с хозяйкой за границу. Девушка глупа и неосторожна — она пропустила своё счастье. Яша в интерпретации Петра Жихарева — кажется, единственный по-настоящему отрицательный герой комедии. Он жесток и высокомерен – хамит Фирсу, насмехается над Гаевым, пользуется Дуняшей. Очень искренен и трогателен, аж до слез, Владимир Дубровский в роли Фирса. Старик бесконечно предан своим хозяевам. Фирс воплощает собой то прошлое, которое постепенно уходит из жизни Раневской и Гаева. Он живёт по старым порядкам, несмотря на свой возраст, продолжает ухаживать за 51-летним Гаевым, как за маленьким.
Ещё одно откровение этой версии — легенда театра Валерий Бабятинский в роли Гаева (с 1989 года он исполняет её). Как и Раневская Амановой, это истинный аристократ, не желающий воспринимать новую реальность и живущий старыми понятиями и правилами.
Спектакль, прошедший 24 ноября, был посвящен 80-летию Валерия Константиновича и одновременно 60-летию его работы в театре. Артиста поздравил заведующий труппой, режиссер Владимир Бейлис. С тостами и поздравительными речами выступили друзья Бабятинского — доктор философских наук, профессор московского Международного университета Владимир Ксенофонтов, Валерий Балыбердин, заслуженный работник культуры РФ Галина Карасева, настоятель Храма Святителя Николая в Толмачах, протоиерей Николай Соколов. Теплые слова в адрес юбиляра сказали однокурсники актера — бывшая артистка Малого театра Надежда Корункова, заведующий кафедрой мастерства актера Театрального института им. Бориса Щукина.
Сам юбиляр поблагодарил всех за поздравления и рассказал, что роль Гаева с ним всю жизнь. Ведь его дипломная работа в Щуке, с которой он выпускался — как раз эта партия и выступлением в данной роли артист завершает свою карьеру.
Этот спектакль — как хорошое старое вино, он вызывает приятные эмоции и радость именно от своей традиционности. Вспоминаются наши советские фильмы, счастливое детство… Как же прекрасно, что в Малом театре мы можем снова окунуться в ту эпоху — благодаря «Вишневому саду» Игоря Ильинского и блистательному актёрскому составу труппы.
Филипп Геллер, "БезФальши", 14 декабря 2023 года
https://bezfalshi.ru/?p=7632