Удивительно, но персонажей знаменитой гоголевской поэмы эта сцена не видала с дореволюционных времен. Режиссер Алексей Дубровский создал спектакль в добрых старых традициях – с красивыми масштабными декорациями (художник Мария Утробина), соответствующими эпохе костюмами и актерами, говорящими хорошо поставленными голосами.
Этот спектакль чем-то похож на книгу с многочисленными иллюстрациями – яркими и запоминающимися. И сердце зрителя с радостью открывается навстречу происходящему на сцене. А там практически бенефисные выходы знаменитых актеров: Ирина Муравьева играет Коробочку, Василий Бочкарев – Плюшкина, Владимир Носик – губернатора, Борис Невзоров – Собакевича.
Кажется, гоголевские герои и были именно такими, как в спектакле. Это касается и кокетливого Манилова в исполнении Александра Клюквина, и хамоватого враля Ноздрева, которого играет Виктор Низовой. Очень хорош в роли Чичикова Алексей Фаддеев. Вот уж действительно человек, приятный во всех отношениях: одет с иголочки и необычайно пластичен. Перед высшими чинами даже в дружеской беседе Чичиков неизменно остается в полупоклоне, на балу у губернатора танцует изящнее всех. Немудрено, что дамы от него без ума. Впрочем, Павел Иванович нравится и мужчинам: губернатора очаровывает лестью, Манилова – умением слушать, Плюшкина – заботой о его благополучии.
Хотя среди жителей уездного города N и процветают жадность, глупость, пьянство, заискивание перед начальством, но по отдельности помещики даже трогательны. Вот Собакевич непритворно рыдает об умерших мастеровых – и нам очевидно, что он очень одинок, как и Манилов, и Плюшкин. А чего стоит комната Ноздрева с чучелами животных, у которых, когда хозяин призывает слуг к драке, глаза вспыхивают красным зловещим огнем…
Во втором акте показан путь Чичикова к тюрьме. В книге эпизода его ареста нет, зато он присутствует в инсценировке Михаила Булгакова, по которой поставлен спектакль. Судьба главного героя решается властями города в зеленой комнате с непомерно большим портретом Николая I. На него истово крестится кучер Чичикова Селифан (Виктор Бунаков), которого, как и лакея Петрушку, и Коробочку приводят сюда для допроса о странном приезжем. Слух о его необычайных покупках так пугает городскую власть, что она готова принять Чичикова за Наполеона, за ревизора и даже за однорукого-одноногого капитана Копейкина. Но когда героя арестовывают без суда и следствия, гоголевский мистицизм пропадает.
Пришедшие в камеру за взяткой полицеймейстер (Василий Дахненко) и жандармский полковник (Михаил Фоменко) сухи и прагматичны до крайности. Их ледяное равнодушие к судьбе человеческой пугает куда больше, чем все пороки уездных помещиков. Забрав у Чичикова 30 тысяч, они становятся любезны, настоятельно советуя тому немедленно покинуть город.
Все это ужасно напоминает сегодняшние бесконечные сериалы и разоблачительные статьи. День сегодняшний аукается и во фразе главного героя о недавней эпидемии, после которой много народу повымерло, – тут публика в зале понимающе хмыкает. И уже откровенно смеется, когда Ноздреву его зять Мижуев отвечает: «Кто как обзывается, тот сам так называется». Эта реплика, кажется, одна из очень немногих, которую создатели спектакля позволили себе вставить «от себя» помимо гоголевского и булгаковского текста.
Удивительно, но персонажей знаменитой гоголевской поэмы эта сцена не видала с дореволюционных времен. Режиссер Алексей Дубровский создал спектакль в добрых старых традициях – с красивыми масштабными декорациями (художник Мария Утробина), соответствующими эпохе костюмами и актерами, говорящими хорошо поставленными голосами.
Этот спектакль чем-то похож на книгу с многочисленными иллюстрациями – яркими и запоминающимися. И сердце зрителя с радостью открывается навстречу происходящему на сцене. А там практически бенефисные выходы знаменитых актеров: Ирина Муравьева играет Коробочку, Василий Бочкарев – Плюшкина, Владимир Носик – губернатора, Борис Невзоров – Собакевича.
Кажется, гоголевские герои и были именно такими, как в спектакле. Это касается и кокетливого Манилова в исполнении Александра Клюквина, и хамоватого враля Ноздрева, которого играет Виктор Низовой. Очень хорош в роли Чичикова Алексей Фаддеев. Вот уж действительно человек, приятный во всех отношениях: одет с иголочки и необычайно пластичен. Перед высшими чинами даже в дружеской беседе Чичиков неизменно остается в полупоклоне, на балу у губернатора танцует изящнее всех. Немудрено, что дамы от него без ума. Впрочем, Павел Иванович нравится и мужчинам: губернатора очаровывает лестью, Манилова – умением слушать, Плюшкина – заботой о его благополучии.
Хотя среди жителей уездного города N и процветают жадность, глупость, пьянство, заискивание перед начальством, но по отдельности помещики даже трогательны. Вот Собакевич непритворно рыдает об умерших мастеровых – и нам очевидно, что он очень одинок, как и Манилов, и Плюшкин. А чего стоит комната Ноздрева с чучелами животных, у которых, когда хозяин призывает слуг к драке, глаза вспыхивают красным зловещим огнем…
Во втором акте показан путь Чичикова к тюрьме. В книге эпизода его ареста нет, зато он присутствует в инсценировке Михаила Булгакова, по которой поставлен спектакль. Судьба главного героя решается властями города в зеленой комнате с непомерно большим портретом Николая I. На него истово крестится кучер Чичикова Селифан (Виктор Бунаков), которого, как и лакея Петрушку, и Коробочку приводят сюда для допроса о странном приезжем. Слух о его необычайных покупках так пугает городскую власть, что она готова принять Чичикова за Наполеона, за ревизора и даже за однорукого-одноногого капитана Копейкина. Но когда героя арестовывают без суда и следствия, гоголевский мистицизм пропадает.
Пришедшие в камеру за взяткой полицеймейстер (Василий Дахненко) и жандармский полковник (Михаил Фоменко) сухи и прагматичны до крайности. Их ледяное равнодушие к судьбе человеческой пугает куда больше, чем все пороки уездных помещиков. Забрав у Чичикова 30 тысяч, они становятся любезны, настоятельно советуя тому немедленно покинуть город.
Все это ужасно напоминает сегодняшние бесконечные сериалы и разоблачительные статьи. День сегодняшний аукается и во фразе главного героя о недавней эпидемии, после которой много народу повымерло, – тут публика в зале понимающе хмыкает. И уже откровенно смеется, когда Ноздреву его зять Мижуев отвечает: «Кто как обзывается, тот сам так называется». Эта реплика, кажется, одна из очень немногих, которую создатели спектакля позволили себе вставить «от себя» помимо гоголевского и булгаковского текста.