Новости

НОВЫЙ ГОГОЛЬ ЯВИЛСЯ

Зал в восторге с первых же реплик. "А теперь же время удобное: недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало", - говорит элегантный господин в крылатке, начиная свою грандиозную аферу с покупкой мертвых душ.

В Малом театре впервые появилась поэма Гоголя "Мертвые души". Театральные историки, правда, утверждают, что в дореволюционную эпоху на этой великой сцене было несколько постановок, но заметного следа они не оставили.

Классическую уже инсценировку Михаила Булгакова, сделанную в тридцатые годы прошлого века для Художественного театра, режиссер Алексей Дубровский дополнил еще несколькими фрагментами великой поэмы.

На роль Чичикова выбрал статного красавца-актера Алексея Фаддеева, поменяв его сложившееся амплуа героя-любовника на яркую характерность. Остальные роли исполняют знаменитые "первачи" Малого театра, любимцы публики. На превью перед официальной премьерой зал заполнил самый широкий спектр зрителей, которым повезло получить контрамарку. Получилась большая фокус-группа, подтвердившая финальными криками "браво!", что спектакль удался и останется в репертуаре надолго.

Никто никогда не превзойдет Николая Васильевича Гоголя в язвительно-виртуозном живописании неизменной российской действительности. Все типажи вечны. Лицемерие и льстивость, взяточничество и казнокрадство, скудоумие и пришибленное, угодливое чинопочитание, повальное вечное пьянство и страсть к сплетням - энциклопедия неизжитого человеческого ничтожества.

Алексей Дубровский поставил спектакль в добротных классических традициях, приличествующих старинной сцене. Объемные, подробные декорации (художник Мария Утробина), тщательно выполненные красочные костюмы, соответствующие эпохе. Все детально, обстоятельно, реалистично. Даже свиньи здесь как живые и в натуральную величину.

И это прекрасно. Как бы мы ни любили обостренно современную, свободную от догм и запретов постмодернистскую режиссуру, все равно иногда хочется чего-то такого, как бы это точнее сказать - канонического. Когда всё, в согласии с традициями русского академического театра, сделано основательно и продумано до мелочей - даже разнокалиберный хлам, загромождающий жилище скупердяя Плюшкина (Василий Бочкарев). Когда каждый персонаж оттуда - из любимой с детства книги.

Вот перед нами напомаженный и разряженный, пухлый и восторженный помещик Манилов (Александр Клюквин). Он одет то в богатый парчовый сюртук, то в расшитый восточный халат, постоянно трепещет и пылко вздыхает, как провинциальная девица, от переполняющего его восхищения столичным гостем.

Округлая, сдобная, в кружевном чепце Коробочка (Ирина Муравьева) блистательна в своем совершенном идиотизме и алчных сомнениях, не прогадала ли в цене, согласившись продать мертвых крестьян.

Губернатор (Владимир Носик), самодовольный вор и взяточник, чрезвычайно падок на самую тупую и очевидную лесть. Дамы, одна просто приятная, другая приятная во всех отношениях, чаевничают и сплетничают в таких пышных нарядах с рюшками и фестончиками, что залюбуешься.

Буйный, нахрапистый, переполненный дикой энергией авантюрист Ноздрёв (Виктор Низовой) таскает за собой непросыхающего зятя Мижуева с гусем под мышкой. Очнувшись, тот просится домой и на обидные слова Ноздрёва, слегка протрезвев, отвечает: "Кто так обзывается, тот сам так называется". Аплодисменты в зале.

Чавкающий и рычащий на всех мизантроп Собакевич (Борис Невзоров) сразу смекает, что Чичиков - мошенник, значит, можно с ним спокойно свой гешефт наварить.

Сам же Чичиков (Алексей Фаддеев) - исключительно обаятельный, любезный, умный и хитрый, гибкий во все стороны и податливый до крайности, чтобы угодить тем, кого собирается оболванить, терпит крах. Всё, казалось бы, просчитал, да угодил, по своей же собственной прохиндейской затее, в такую вязкую трясину дурости, продажности и дремучей готовности поверить в самые нелепые выдумки, какую ему не выдюжить.

Те же чиновные, официальные лица сами придут к нему в тюрьму, не дожидаясь суда. И с легкостью оберут до нитки, до последней копейки. Что делать, придется откупиться взятками, раз хочешь выбраться из-за решетки.

Неожиданно решен финал спектакля.

Все актеры выходят на авансцену. Они еще в костюмах своих персонажей, но уже словно сбросили маски типажей, так ярко и беспощадно обрисованных Гоголем.

Вместе они раскладывают на голоса, на фразы со школы знакомый, самый знаменитый монолог Николая Васильевича, классика нашего, его мучительный вопрос:

"Русь, куда несешься ты? дай ответ. Не дает ответа".

Ольга Галицкая
Российская газета - Федеральный выпуск № 75(8426)


Дата публикации: 15.04.2021

Зал в восторге с первых же реплик. "А теперь же время удобное: недавно была эпидемия, народу вымерло, слава богу, немало", - говорит элегантный господин в крылатке, начиная свою грандиозную аферу с покупкой мертвых душ.

В Малом театре впервые появилась поэма Гоголя "Мертвые души". Театральные историки, правда, утверждают, что в дореволюционную эпоху на этой великой сцене было несколько постановок, но заметного следа они не оставили.

Классическую уже инсценировку Михаила Булгакова, сделанную в тридцатые годы прошлого века для Художественного театра, режиссер Алексей Дубровский дополнил еще несколькими фрагментами великой поэмы.

На роль Чичикова выбрал статного красавца-актера Алексея Фаддеева, поменяв его сложившееся амплуа героя-любовника на яркую характерность. Остальные роли исполняют знаменитые "первачи" Малого театра, любимцы публики. На превью перед официальной премьерой зал заполнил самый широкий спектр зрителей, которым повезло получить контрамарку. Получилась большая фокус-группа, подтвердившая финальными криками "браво!", что спектакль удался и останется в репертуаре надолго.

Никто никогда не превзойдет Николая Васильевича Гоголя в язвительно-виртуозном живописании неизменной российской действительности. Все типажи вечны. Лицемерие и льстивость, взяточничество и казнокрадство, скудоумие и пришибленное, угодливое чинопочитание, повальное вечное пьянство и страсть к сплетням - энциклопедия неизжитого человеческого ничтожества.

Алексей Дубровский поставил спектакль в добротных классических традициях, приличествующих старинной сцене. Объемные, подробные декорации (художник Мария Утробина), тщательно выполненные красочные костюмы, соответствующие эпохе. Все детально, обстоятельно, реалистично. Даже свиньи здесь как живые и в натуральную величину.

И это прекрасно. Как бы мы ни любили обостренно современную, свободную от догм и запретов постмодернистскую режиссуру, все равно иногда хочется чего-то такого, как бы это точнее сказать - канонического. Когда всё, в согласии с традициями русского академического театра, сделано основательно и продумано до мелочей - даже разнокалиберный хлам, загромождающий жилище скупердяя Плюшкина (Василий Бочкарев). Когда каждый персонаж оттуда - из любимой с детства книги.

Вот перед нами напомаженный и разряженный, пухлый и восторженный помещик Манилов (Александр Клюквин). Он одет то в богатый парчовый сюртук, то в расшитый восточный халат, постоянно трепещет и пылко вздыхает, как провинциальная девица, от переполняющего его восхищения столичным гостем.

Округлая, сдобная, в кружевном чепце Коробочка (Ирина Муравьева) блистательна в своем совершенном идиотизме и алчных сомнениях, не прогадала ли в цене, согласившись продать мертвых крестьян.

Губернатор (Владимир Носик), самодовольный вор и взяточник, чрезвычайно падок на самую тупую и очевидную лесть. Дамы, одна просто приятная, другая приятная во всех отношениях, чаевничают и сплетничают в таких пышных нарядах с рюшками и фестончиками, что залюбуешься.

Буйный, нахрапистый, переполненный дикой энергией авантюрист Ноздрёв (Виктор Низовой) таскает за собой непросыхающего зятя Мижуева с гусем под мышкой. Очнувшись, тот просится домой и на обидные слова Ноздрёва, слегка протрезвев, отвечает: "Кто так обзывается, тот сам так называется". Аплодисменты в зале.

Чавкающий и рычащий на всех мизантроп Собакевич (Борис Невзоров) сразу смекает, что Чичиков - мошенник, значит, можно с ним спокойно свой гешефт наварить.

Сам же Чичиков (Алексей Фаддеев) - исключительно обаятельный, любезный, умный и хитрый, гибкий во все стороны и податливый до крайности, чтобы угодить тем, кого собирается оболванить, терпит крах. Всё, казалось бы, просчитал, да угодил, по своей же собственной прохиндейской затее, в такую вязкую трясину дурости, продажности и дремучей готовности поверить в самые нелепые выдумки, какую ему не выдюжить.

Те же чиновные, официальные лица сами придут к нему в тюрьму, не дожидаясь суда. И с легкостью оберут до нитки, до последней копейки. Что делать, придется откупиться взятками, раз хочешь выбраться из-за решетки.

Неожиданно решен финал спектакля.

Все актеры выходят на авансцену. Они еще в костюмах своих персонажей, но уже словно сбросили маски типажей, так ярко и беспощадно обрисованных Гоголем.

Вместе они раскладывают на голоса, на фразы со школы знакомый, самый знаменитый монолог Николая Васильевича, классика нашего, его мучительный вопрос:

"Русь, куда несешься ты? дай ответ. Не дает ответа".

Ольга Галицкая
Российская газета - Федеральный выпуск № 75(8426)


Дата публикации: 15.04.2021