Эта мрачная комедия создана для усидчивого зрителя, который, поддавшись ее детективному стилю, захочет пойти с героями до конца, шаг за шагом раскрывая их истинные лица и деяния. Меж тем пьеса, написанная в 1961 году, была навеяна опасностью Третьей мировой войны с использованием ядерного оружия, и потому жанр комедии в ней весьма условен. На территории богатой психиатрической лечебницы содержатся трое пациентов, играющих в сумасшествие, как в затянувшуюся игру, в ходе которой все они выдают себя за величайших физиков.
Вот в буклях и фраке XVIII века барственный Ньютон (Александр Клюквин). А вот взлохмаченный чудак со скрипкой в руке - Эйнштейн (Борис Невзоров). И вот в вязаной шапочке скромнейший Мебиус (Никита Панфилов, ставший дебютантом на сцене Малого театра в этой роли). Он действительно выдающийся физик, открывший новые источники энергии колоссальной мощности, способные взорвать весь мир. Поняв риск гибели всего человечества и убоявшись собственного открытия, он притворился психопатом и добровольно удалился в сумасшедший дом.
Здесь всем позволено все: сибаритствующее времяпровождение, коньяк, изысканный ужин и даже, как ритуал игры, убийство медсестер, которых периодически душит каждый из пациентов (у зрителя будет возможность разгадать и эту загадку). Так что же связывает всех троих в этом сюжете? Шаг за шагом маски лицедеев спадают, и выясняется, что Эйнштейн и Ньютон - не умалишенные, а разведчики спецслужб двух враждующих держав, каждая из которых хочет овладеть секретами источника энергии, открытого Мебиусом. И ему даже предлагают побег и свободу! Но Мебиус отказывается, предпочтя быть свободным узником, нежели пленником человечества, отнимающего у него открытия, дабы употребить их во зло миру. Впрочем, не исключено, что его открытия уже похищены. А признательная исповедь хозяйки лечебницы Матильды фон Цанд (Ирина Леонова) обнаруживает в ней главную умалишенную среди всех. Так закольцовывается притча о безумном мире, где гениальные ученые вынуждены прятаться от него в сумасшедшем доме.
Ольга Игнатюк, «Театральная афиша столицы», февраль 2021 года
Эта мрачная комедия создана для усидчивого зрителя, который, поддавшись ее детективному стилю, захочет пойти с героями до конца, шаг за шагом раскрывая их истинные лица и деяния. Меж тем пьеса, написанная в 1961 году, была навеяна опасностью Третьей мировой войны с использованием ядерного оружия, и потому жанр комедии в ней весьма условен. На территории богатой психиатрической лечебницы содержатся трое пациентов, играющих в сумасшествие, как в затянувшуюся игру, в ходе которой все они выдают себя за величайших физиков.
Вот в буклях и фраке XVIII века барственный Ньютон (Александр Клюквин). А вот взлохмаченный чудак со скрипкой в руке - Эйнштейн (Борис Невзоров). И вот в вязаной шапочке скромнейший Мебиус (Никита Панфилов, ставший дебютантом на сцене Малого театра в этой роли). Он действительно выдающийся физик, открывший новые источники энергии колоссальной мощности, способные взорвать весь мир. Поняв риск гибели всего человечества и убоявшись собственного открытия, он притворился психопатом и добровольно удалился в сумасшедший дом.
Здесь всем позволено все: сибаритствующее времяпровождение, коньяк, изысканный ужин и даже, как ритуал игры, убийство медсестер, которых периодически душит каждый из пациентов (у зрителя будет возможность разгадать и эту загадку). Так что же связывает всех троих в этом сюжете? Шаг за шагом маски лицедеев спадают, и выясняется, что Эйнштейн и Ньютон - не умалишенные, а разведчики спецслужб двух враждующих держав, каждая из которых хочет овладеть секретами источника энергии, открытого Мебиусом. И ему даже предлагают побег и свободу! Но Мебиус отказывается, предпочтя быть свободным узником, нежели пленником человечества, отнимающего у него открытия, дабы употребить их во зло миру. Впрочем, не исключено, что его открытия уже похищены. А признательная исповедь хозяйки лечебницы Матильды фон Цанд (Ирина Леонова) обнаруживает в ней главную умалишенную среди всех. Так закольцовывается притча о безумном мире, где гениальные ученые вынуждены прятаться от него в сумасшедшем доме.
Ольга Игнатюк, «Театральная афиша столицы», февраль 2021 года