Словно созданная для фильма итальянского неореализма, пьеса Эдуардо Де Филиппо «Рождество в доме Купьелло» играется в Малом театре в неожиданном ключе. Режиссер Стефано Де Лука решил оттолкнуться от слов драматурга, однажды подметившего, что пейзаж Неаполя похож на декорации, а его жители – прирожденные артисты. Используя прием «театра в театре», он выстроил на огромной сцене скромную квартирку типичной неаполитанской семьи, обнажив колосники и непарадную часть декораций (именно так в 1962 году была решена сценография в гастрольном спектакле Де Филиппо на сцене Малого театра). Магия закулисья особенно пленяет, когда на глазах зрителей участники спектакля ждут своего выхода, а затем делают шаг в сценическое пространство, начиная «жить» в своих ролях. В этом контексте история о чудаке Луке Купьелло (Василий Бочкарев), всю жизнь мастерившем рождественские вертепы, обретает совершенно иной смысл.
Кажется, герои тоже существуют в своеобразном вертепе, которым управляет Всевышний. Спальню Луки украшает репродукция «Святого семейства», в то время как его собственную семью святой точно не назовешь. Вокруг него кипит жизнь, прекрасная в своем несовершенстве. Рядом хлопочет любящая, но сварливая жена Кончетта (Евгения Глушенко), прижимистый братец Паскуалино (Владимир Дубровский) то и дело одалживает деньги, переросток сын Томазино (Александр Наумов) ворует и проказничает, а краса- вица дочка Нинучча (Ольга Абрамова) собирается уйти от богатого мужа Никола (Михаил Фоменко) к любовнику Витторио (Максим Хрусталев). Череда забавных недоразумений, обаятельная круговерть, которой наполнена постановка, лишена жанровой определенности: веселое здесь соседствует с трагическим, бытовое – с возвышенным. Спектакль проникнут рождественским настроением. Это уютная семейная история, сквозь которую просвечивает библейская притча про таинство рождения и смерти, жизни и любви, которую так сложно угадать в ее многочисленных ликах.
Алла Шевелева, "Театральная афиша столицы", декабрь 2020
Словно созданная для фильма итальянского неореализма, пьеса Эдуардо Де Филиппо «Рождество в доме Купьелло» играется в Малом театре в неожиданном ключе. Режиссер Стефано Де Лука решил оттолкнуться от слов драматурга, однажды подметившего, что пейзаж Неаполя похож на декорации, а его жители – прирожденные артисты. Используя прием «театра в театре», он выстроил на огромной сцене скромную квартирку типичной неаполитанской семьи, обнажив колосники и непарадную часть декораций (именно так в 1962 году была решена сценография в гастрольном спектакле Де Филиппо на сцене Малого театра). Магия закулисья особенно пленяет, когда на глазах зрителей участники спектакля ждут своего выхода, а затем делают шаг в сценическое пространство, начиная «жить» в своих ролях. В этом контексте история о чудаке Луке Купьелло (Василий Бочкарев), всю жизнь мастерившем рождественские вертепы, обретает совершенно иной смысл.
Кажется, герои тоже существуют в своеобразном вертепе, которым управляет Всевышний. Спальню Луки украшает репродукция «Святого семейства», в то время как его собственную семью святой точно не назовешь. Вокруг него кипит жизнь, прекрасная в своем несовершенстве. Рядом хлопочет любящая, но сварливая жена Кончетта (Евгения Глушенко), прижимистый братец Паскуалино (Владимир Дубровский) то и дело одалживает деньги, переросток сын Томазино (Александр Наумов) ворует и проказничает, а краса- вица дочка Нинучча (Ольга Абрамова) собирается уйти от богатого мужа Никола (Михаил Фоменко) к любовнику Витторио (Максим Хрусталев). Череда забавных недоразумений, обаятельная круговерть, которой наполнена постановка, лишена жанровой определенности: веселое здесь соседствует с трагическим, бытовое – с возвышенным. Спектакль проникнут рождественским настроением. Это уютная семейная история, сквозь которую просвечивает библейская притча про таинство рождения и смерти, жизни и любви, которую так сложно угадать в ее многочисленных ликах.
Алла Шевелева, "Театральная афиша столицы", декабрь 2020