Новости

РЫЖИЙ ВАТСОН

РЫЖИЙ ВАТСОН

Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых за историю мирового кино набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских. Василий Ливанов и Виталий Соломин кажутся жителям туманного Альбиона «своими в доску». А Виталий Соломин иронизирует: «Не везло мне в кино на английских джентльменов. Был один Ватсон, да и тот — рыжий». Впрочем, актер, действительно, мало похож на своего героя — благовоспитанного и хладнокровного англичанина. Он родом из Читы, где летом изнуряющая жара, а зимой — такие лютые морозы, какие англичанам и не снились.


Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в старинном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов.
Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Виталию было 11 лет. Вечерами он любил сидеть у печки, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойл. Но доктор Ватсон представлялся тогда Виталию пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого — рослого и подтянутого. Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы не занимался Соломин-младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс.
Родители — Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна, музыканты — мечтали сделать из сына пианиста. Пять лет Виталий барабанил по клавишам, мечтая, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. Поняв наконец, что в Рихтеры их сын отнюдь не рвется, родители махнули на него рукой и позволили поступать так, как ему вздумается.
Версий о том, что заставило Виталия ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище, две. Первая — подействовал авторитет старшего брата. Вторая — решающую роль сыграл фильм «Судьба человека». Однажды Виталий забрел на дневной сеанс в кинотеатр, где кроме него оказалось только двое зрителей... «Нам троим этот фильм оказался очень нужен для решения каких-то жизненно важных вопросов. И я подумал, что очень здорово заниматься тем, что жизненно важно хотя бы для троих». Соломин-младший отправляется в Москву, напутствуемый словами отца: «Всё правильно: падать — так с белого коня!» А почему именно Щепкинское училище? Просто мальчик из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, кроме Малого, а в Малый попадают выпускники Щепкинского — именно так туда попал брат Юрий.
Раз и навсегда влюбившись в Малый театр — с его традициями,
атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений, — он был верен ему и в дни громкого успеха (а успех принесли роли в спектаклях «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя. Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в театр им. Моссовета.
«Очень быстро понял, что везде одно и то же. Нет никакого смысла менять свой театр на чужой», — вспоминает Соломин. И когда худруком Малого в 1990 году стал Юрий Мефодьевич Соломин, Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся на родную сцену. В Малом театре Соломин осуществил несколько режиссерских постановок. Самые известные из них — «Живой труп», «Дикарка», «Мой любимый клоун». В 1997 году он поставил мюзикл «Свадьба Кречинского» по Сухово-Кобылину. Нетрадиционный для Малого театра жанр спектакля вызвал споры театроведов. Но благодаря большому успеху у зрителей «Свадьба» до сих пор остается в репертуаре Малого театра.
В последние годы Соломин поставил два антрепризных спектакля: «Сирена и Виктория» (где вместе с ним играют Лариса Удовиченко и Ирина Розанова) и «Биография» (по пьесе Макса Фриша), где партнер Соломина Ивар Калныньш.
Соломин считает себя прежде всего театральным актером. И все-таки кино сыграло важную роль в его жизни. Оно спасало его в годы театральной безработицы, оно принесло ему настоящую популярность. Он прославился даже быстрее Юрия — фильмы «Женщины», «Старшая сестра» вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства» Поэтому нет ничего удивительного, что в партнеры по фильму «Городской романс» начинающая актриса Маша Леонидова потребовала именно его, Виталия Соломина. Собственно, актрисой Маша тогда и не была. Её, двадцатилетнюю студентку текстильного института, ассистентка режиссера Петра Тодоровского заприметила на улице.
Тодоровскому так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой выбрать себе партнера. Двадцативосьмилетний Соломин был обаятелен, импозантен и уверен в себе. Да только Тодоровский вдруг засомневался: а не слишком ли Виталий с его открытым лицом «положительный» для этой роли? Промучившись пару недель в сомнениях, режиссер решил заменить Соломина на Киндинова — это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли. Потерянная роль, тем не менее, оказалась «судьбоносной» для Соломина. Встретив Машу, Виталий нарушил зарок «не жениться в ближайшие десять лет», данный после неудачного брака. Первый год супружества прошел в разъездах между Москвой и Ленинградом, где жила Маша. Потом она переехала к мужу — в его комнату в общежитии Малого театра. Домашняя девушка Маша впервые оказалась в такой богемной обстановке. Впрочем, вскоре супруга актера так поднаторела в налаживании быта, что у неё появилась настоящая мания регулярно менять место жительства и перестраивать квартиры. Виталий Мефодьевич едва успевал оформлять нужные бумаги, разрешающие сломать стенку или передвинуть её, как Марию снова охватывала охота к перемене мест. Квартира на Остоженке, в которой нынче проживает семья, — шестая по счету.
Женившись на Маше, Виталий поставил ей условие: «Никакого кино». И она несколько лет отказывалась от режиссерских предложений. Правда, в одной из серий «Шерлока Холмса» (по рассказу «Пестрая лента») муж всё-таки разрешил ей сняться. Спорить с Виталием Мефодьевичем бесполезно, не тот характер. Меньше всего актер похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» — человека нерешительного, склонного к вечным компромиссам.
«Каменный цветок», — говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в «Сибириаде». Своей категоричностью Соломин нажил немало недоброжелателей и проблем.
В Малом Соломин славится своим умением праздновать. Премьер его спектаклей ждут все — и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумает — то раздобудет гигантского осетра, то фейерверк устроит.
Вне своего «театрального» круга актер не очень любит появляться, он редко ездит на фестивали, не посещает кинотусовок. Он слишком хорошо чувствует вкус частной жизни. Купил старую дачу с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Вместе с внуком Кириллом они обустроили там парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем: оба чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые. На этой даче Соломин мечтал поставить чеховского «Иванова»: «Такой немодный спектакль. Про человека, у которого редкий дар быть свободным, а его удерживают рабы устоявшихся привычек... В результате такие всегда погибают». Премьера «Иванова» прошла в мае этого года на сцене Малого театра. И была успешной. В прошлом году Соломину позвонил Баталов и предложил возглавить во ВГИКе курс погибшего Анатолия Ромашина. Соломин согласился, о чем не жалеет. Недавно он снялся в фильме «Казус Белли» — режиссерском дебюте Игоря Угольникова.

Рина РОМАНОВА

Дата публикации: 02.12.2001
РЫЖИЙ ВАТСОН

Среди многочисленных пар Холмсов и Ватсонов, которых за историю мирового кино набралось несколько десятков, сами англичане признают только своих собственных и... русских. Василий Ливанов и Виталий Соломин кажутся жителям туманного Альбиона «своими в доску». А Виталий Соломин иронизирует: «Не везло мне в кино на английских джентльменов. Был один Ватсон, да и тот — рыжий». Впрочем, актер, действительно, мало похож на своего героя — благовоспитанного и хладнокровного англичанина. Он родом из Читы, где летом изнуряющая жара, а зимой — такие лютые морозы, какие англичанам и не снились.


Виталий Мефодьевич Соломин родился 12 декабря 1941 года в старинном доме, построенном для врача, приехавшего лечить ссыльных декабристов.
Когда старший брат Юрий уехал в Москву поступать в театральный, Виталию было 11 лет. Вечерами он любил сидеть у печки, с книжкой и стаканом сладкого чая. Одним из любимых писателей был, конечно, Конан Дойл. Но доктор Ватсон представлялся тогда Виталию пузатым и низеньким человеком, никак не похожим на него самого — рослого и подтянутого. Не было такого спортивного кружка в Чите, где бы не занимался Соломин-младший: волейбольная секция, баскетбольная, гимнастика, легкая атлетика, бокс.
Родители — Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна, музыканты — мечтали сделать из сына пианиста. Пять лет Виталий барабанил по клавишам, мечтая, чтобы ненавистный рояль развалился на куски. Поняв наконец, что в Рихтеры их сын отнюдь не рвется, родители махнули на него рукой и позволили поступать так, как ему вздумается.
Версий о том, что заставило Виталия ехать в Москву штурмовать Щепкинское училище, две. Первая — подействовал авторитет старшего брата. Вторая — решающую роль сыграл фильм «Судьба человека». Однажды Виталий забрел на дневной сеанс в кинотеатр, где кроме него оказалось только двое зрителей... «Нам троим этот фильм оказался очень нужен для решения каких-то жизненно важных вопросов. И я подумал, что очень здорово заниматься тем, что жизненно важно хотя бы для троих». Соломин-младший отправляется в Москву, напутствуемый словами отца: «Всё правильно: падать — так с белого коня!» А почему именно Щепкинское училище? Просто мальчик из Читы не знал о существовании каких-то других московских театров, кроме Малого, а в Малый попадают выпускники Щепкинского — именно так туда попал брат Юрий.
Раз и навсегда влюбившись в Малый театр — с его традициями,
атмосферой, наполненной присутствием нескольких великих актерских поколений, — он был верен ему и в дни громкого успеха (а успех принесли роли в спектаклях «Ревизор», «Горе от ума», «Живой труп»), и в годы затяжного простоя. Малому Соломин «изменил» лишь однажды: устав от вечных разногласий с руководством, он на два года ушел в театр им. Моссовета.
«Очень быстро понял, что везде одно и то же. Нет никакого смысла менять свой театр на чужой», — вспоминает Соломин. И когда худруком Малого в 1990 году стал Юрий Мефодьевич Соломин, Виталий Мефодьевич поддался уговорам брата и вернулся на родную сцену. В Малом театре Соломин осуществил несколько режиссерских постановок. Самые известные из них — «Живой труп», «Дикарка», «Мой любимый клоун». В 1997 году он поставил мюзикл «Свадьба Кречинского» по Сухово-Кобылину. Нетрадиционный для Малого театра жанр спектакля вызвал споры театроведов. Но благодаря большому успеху у зрителей «Свадьба» до сих пор остается в репертуаре Малого театра.
В последние годы Соломин поставил два антрепризных спектакля: «Сирена и Виктория» (где вместе с ним играют Лариса Удовиченко и Ирина Розанова) и «Биография» (по пьесе Макса Фриша), где партнер Соломина Ивар Калныньш.
Соломин считает себя прежде всего театральным актером. И все-таки кино сыграло важную роль в его жизни. Оно спасало его в годы театральной безработицы, оно принесло ему настоящую популярность. Он прославился даже быстрее Юрия — фильмы «Женщины», «Старшая сестра» вышли раньше, чем «Адъютант его превосходительства» Поэтому нет ничего удивительного, что в партнеры по фильму «Городской романс» начинающая актриса Маша Леонидова потребовала именно его, Виталия Соломина. Собственно, актрисой Маша тогда и не была. Её, двадцатилетнюю студентку текстильного института, ассистентка режиссера Петра Тодоровского заприметила на улице.
Тодоровскому так понравилась Леонидова, что он позволил ей самой выбрать себе партнера. Двадцативосьмилетний Соломин был обаятелен, импозантен и уверен в себе. Да только Тодоровский вдруг засомневался: а не слишком ли Виталий с его открытым лицом «положительный» для этой роли? Промучившись пару недель в сомнениях, режиссер решил заменить Соломина на Киндинова — это был первый и последний случай, когда Виталия сняли с роли. Потерянная роль, тем не менее, оказалась «судьбоносной» для Соломина. Встретив Машу, Виталий нарушил зарок «не жениться в ближайшие десять лет», данный после неудачного брака. Первый год супружества прошел в разъездах между Москвой и Ленинградом, где жила Маша. Потом она переехала к мужу — в его комнату в общежитии Малого театра. Домашняя девушка Маша впервые оказалась в такой богемной обстановке. Впрочем, вскоре супруга актера так поднаторела в налаживании быта, что у неё появилась настоящая мания регулярно менять место жительства и перестраивать квартиры. Виталий Мефодьевич едва успевал оформлять нужные бумаги, разрешающие сломать стенку или передвинуть её, как Марию снова охватывала охота к перемене мест. Квартира на Остоженке, в которой нынче проживает семья, — шестая по счету.
Женившись на Маше, Виталий поставил ей условие: «Никакого кино». И она несколько лет отказывалась от режиссерских предложений. Правда, в одной из серий «Шерлока Холмса» (по рассказу «Пестрая лента») муж всё-таки разрешил ей сняться. Спорить с Виталием Мефодьевичем бесполезно, не тот характер. Меньше всего актер похож на своего знаменитого персонажа из «Зимней вишни» — человека нерешительного, склонного к вечным компромиссам.
«Каменный цветок», — говорил о нем Андрон Кончаловский, снимавший Соломина в «Сибириаде». Своей категоричностью Соломин нажил немало недоброжелателей и проблем.
В Малом Соломин славится своим умением праздновать. Премьер его спектаклей ждут все — и не только ради самих спектаклей, но и ради банкетов. Что-нибудь Виталий Мефодьевич всегда придумает — то раздобудет гигантского осетра, то фейерверк устроит.
Вне своего «театрального» круга актер не очень любит появляться, он редко ездит на фестивали, не посещает кинотусовок. Он слишком хорошо чувствует вкус частной жизни. Купил старую дачу с огромными яблонями в саду, березами, зарослями малины, смородины, черемухи. Вместе с внуком Кириллом они обустроили там парник для огурцов. Вскапывали землю вдвоем: оба чумазые, рыжеволосые, курносые, упрямые. На этой даче Соломин мечтал поставить чеховского «Иванова»: «Такой немодный спектакль. Про человека, у которого редкий дар быть свободным, а его удерживают рабы устоявшихся привычек... В результате такие всегда погибают». Премьера «Иванова» прошла в мае этого года на сцене Малого театра. И была успешной. В прошлом году Соломину позвонил Баталов и предложил возглавить во ВГИКе курс погибшего Анатолия Ромашина. Соломин согласился, о чем не жалеет. Недавно он снялся в фильме «Казус Белли» — режиссерском дебюте Игоря Угольникова.

Рина РОМАНОВА

Дата публикации: 02.12.2001