Ей было 12 лет, когда на одном из семейных торжеств Ира заявила собравшимся родственникам, что хочет стать актрисой. Отец воспринял это заявление с юмором и поинтересовался: «А на Луну тебе слетать не хочется?» Однако девочка оказалась настойчивой и целеустремленной. Она начала заниматься в местном драмкружке, сыграла Лизу в школьном спектакле «Горе от ума», без устали участвовала во всевозможных смотрах и конкурсах и стала в родной Калуге довольно известной личностью.
После окончания школы Ирина приехала в Москву и с первого раза прошла все конкурсные испытания и поступила в старейшую театральную школу страны - Театральное училище имени М.С.Щепкина при Малом театре. А с 1942 года стала актрисой Малого театра.
Спустя три года, в 1945-м, когда вся страна праздновала 150-летие со дня рождения А.С.Грибоедова, Ирина Ликсо дебютировала в возобновленном знаменитом довоенном спектакле «Горе от ума» в роли Софьи. Афиша блистала прославленными именами: М.Ленин, В.Рыжова, Е.Турчанинова, М.Царев в роли Чацкого, И.Ильинский... После этого дебюта она проснулась знаменитой. Во множестве статей, посвященных постановке главного драматического театра страны, критики единодушно отмечали незаурядный талант актрисы, сложность, многослойность, привлекательную противоречивость созданного ею образа. Всех поразила неординарность и сложность характера грибоедовской героини в исполнении совсем юной актрисы. Подлинно дворянский лоск, светящаяся красота, тонкость психологических нюансов, завораживающий голос и великолепное владение сценическим словом - все покоряло в этой Софье.
В газете «Советское искусство» Наталья Кремнева писала о дебютантке: «Впервые услышанный из-за дверей ее голос поражает не только мягкостью и музыкальностью, но и полнотой молодого чувства. Вместе с ней на сцену приходит ощущение молодости и чистоты, сквозящее в непринужденных и грациозных движениях, во взгляде выразительных и вдумчивых глаз... За непосредственностью и обаянием, присущими молодой актрисе, нетрудно разглядеть тонкое и умное мастерство».
Потом Ирина Ликсо сыграет Наталью Дмитриевну Горич - и снова будет удача. Ну а тогда, в далеком сорок пятом... В конце спектакля прославленная Александра Александровна Яблочкина, игравшая в тот вечер роль Хлестовой, а 58 лет назад игравшая роль Софьи на этой же сцене, подведет юную актрису к рампе и представит ее публике - так осуществлялась в театре преемственность поколений. Наверное, не случайно именно Яблочкина протянет руку новой актрисе - тонкое, акварельное, изысканное дарование Ирины Ликсо явилось продолжением сценической линии Александры Александровны в этом театре...
Когда-то знаменитая актриса другого театра, Ольга Андровская, поучая молодых артисток, говорила: «Когда вы будете всходить по лестнице славы, постарайтесь не очень стучать каблуками». Ирина Анатольевна никогда - ни в молодые, ни в зрелые годы - не стучала каблуками, восходя к вершинам успеха. А было их много...
Вообще, интеллигентность, несуетность, ровность - свойства, отличавшие эту актрису, - никак не вязались с ее положением основной героини, «примы» театра. Благородные героини русского репертуара и, конечно, все принцессы, герцогини, королевы репертуара западного доставались Ирине Ликсо.
Актриса трогательно и нежно сыграла Луизу из «Коварства и любви» Шиллера, Лидию из «Варваров» Горького, шекспировскую Оливию из «Двенадцатой ночи», в пьесах Скриба и Легуве - гордых королев, в пьесах советских авторов - правильных, но порой мучающихся и сомневающихся героинь. Шлейф успеха сопровождал практически все создания этой актрисы, но особенную любовь и зрителей, и партнеров по сцене заслужила ее требовательная и избалованная Елена Кармина в спектакле «Женитьба Белугина».
Среди самых любимых ролей были Панова в «Любови Яровой», Ребекка в нашумевшем спектакле «Ярмарка тщеславия», с удовольствием играла Коринкину в «Без вины виноватые», с подлинно трагическим накалом сыграла роль сумасшедшей Татьяны Ивановны в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели». Запомнилась необычной трактовкой Войницкой в «Лешем», Утренней феей в одноименном спектакле по пьесе А.Касоны, Андулы из «Незрелой малины»...
До последних дней Ирина Анатольевна Ликсо не молодилась, не скрывала свой возраст - в этом не было нужды: она оставалась красавицей! Не жаловалась на жизнь, спокойно говорила, что в театре у нее всего две роли. Меня поразило, как мужественно и достойно играла актриса одну из самых «скучных» резонерских ролей, когда-либо написанных Островским - роль Анны Тихоновны Крутицкой из пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
К сожалению, в последние годы ей пришлось оставить преподавательскую работу в Театральном училище имени М.С. Щепкина - на это не хватало сил. Немного грустно, что не сложился «роман» с кинематографом - хотя Ирина Ликсо и снималась у Хамдамова и Калика, но киноактрисой не стала... Видимо, ее призванием всегда был театр, ее Малый театр, в труппе которого эта тонкая, интеллигентная актриса с перламутровым, переливающимся голосом заняла только свое, ей принадлежащее место.
Марина Коростелева, "Страстной бульвар, 10", №8, 2020
Ей было 12 лет, когда на одном из семейных торжеств Ира заявила собравшимся родственникам, что хочет стать актрисой. Отец воспринял это заявление с юмором и поинтересовался: «А на Луну тебе слетать не хочется?» Однако девочка оказалась настойчивой и целеустремленной. Она начала заниматься в местном драмкружке, сыграла Лизу в школьном спектакле «Горе от ума», без устали участвовала во всевозможных смотрах и конкурсах и стала в родной Калуге довольно известной личностью.
После окончания школы Ирина приехала в Москву и с первого раза прошла все конкурсные испытания и поступила в старейшую театральную школу страны - Театральное училище имени М.С.Щепкина при Малом театре. А с 1942 года стала актрисой Малого театра.
Спустя три года, в 1945-м, когда вся страна праздновала 150-летие со дня рождения А.С.Грибоедова, Ирина Ликсо дебютировала в возобновленном знаменитом довоенном спектакле «Горе от ума» в роли Софьи. Афиша блистала прославленными именами: М.Ленин, В.Рыжова, Е.Турчанинова, М.Царев в роли Чацкого, И.Ильинский... После этого дебюта она проснулась знаменитой. Во множестве статей, посвященных постановке главного драматического театра страны, критики единодушно отмечали незаурядный талант актрисы, сложность, многослойность, привлекательную противоречивость созданного ею образа. Всех поразила неординарность и сложность характера грибоедовской героини в исполнении совсем юной актрисы. Подлинно дворянский лоск, светящаяся красота, тонкость психологических нюансов, завораживающий голос и великолепное владение сценическим словом - все покоряло в этой Софье.
В газете «Советское искусство» Наталья Кремнева писала о дебютантке: «Впервые услышанный из-за дверей ее голос поражает не только мягкостью и музыкальностью, но и полнотой молодого чувства. Вместе с ней на сцену приходит ощущение молодости и чистоты, сквозящее в непринужденных и грациозных движениях, во взгляде выразительных и вдумчивых глаз... За непосредственностью и обаянием, присущими молодой актрисе, нетрудно разглядеть тонкое и умное мастерство».
Потом Ирина Ликсо сыграет Наталью Дмитриевну Горич - и снова будет удача. Ну а тогда, в далеком сорок пятом... В конце спектакля прославленная Александра Александровна Яблочкина, игравшая в тот вечер роль Хлестовой, а 58 лет назад игравшая роль Софьи на этой же сцене, подведет юную актрису к рампе и представит ее публике - так осуществлялась в театре преемственность поколений. Наверное, не случайно именно Яблочкина протянет руку новой актрисе - тонкое, акварельное, изысканное дарование Ирины Ликсо явилось продолжением сценической линии Александры Александровны в этом театре...
Когда-то знаменитая актриса другого театра, Ольга Андровская, поучая молодых артисток, говорила: «Когда вы будете всходить по лестнице славы, постарайтесь не очень стучать каблуками». Ирина Анатольевна никогда - ни в молодые, ни в зрелые годы - не стучала каблуками, восходя к вершинам успеха. А было их много...
Вообще, интеллигентность, несуетность, ровность - свойства, отличавшие эту актрису, - никак не вязались с ее положением основной героини, «примы» театра. Благородные героини русского репертуара и, конечно, все принцессы, герцогини, королевы репертуара западного доставались Ирине Ликсо.
Актриса трогательно и нежно сыграла Луизу из «Коварства и любви» Шиллера, Лидию из «Варваров» Горького, шекспировскую Оливию из «Двенадцатой ночи», в пьесах Скриба и Легуве - гордых королев, в пьесах советских авторов - правильных, но порой мучающихся и сомневающихся героинь. Шлейф успеха сопровождал практически все создания этой актрисы, но особенную любовь и зрителей, и партнеров по сцене заслужила ее требовательная и избалованная Елена Кармина в спектакле «Женитьба Белугина».
Среди самых любимых ролей были Панова в «Любови Яровой», Ребекка в нашумевшем спектакле «Ярмарка тщеславия», с удовольствием играла Коринкину в «Без вины виноватые», с подлинно трагическим накалом сыграла роль сумасшедшей Татьяны Ивановны в спектакле «Село Степанчиково и его обитатели». Запомнилась необычной трактовкой Войницкой в «Лешем», Утренней феей в одноименном спектакле по пьесе А.Касоны, Андулы из «Незрелой малины»...
До последних дней Ирина Анатольевна Ликсо не молодилась, не скрывала свой возраст - в этом не было нужды: она оставалась красавицей! Не жаловалась на жизнь, спокойно говорила, что в театре у нее всего две роли. Меня поразило, как мужественно и достойно играла актриса одну из самых «скучных» резонерских ролей, когда-либо написанных Островским - роль Анны Тихоновны Крутицкой из пьесы «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
К сожалению, в последние годы ей пришлось оставить преподавательскую работу в Театральном училище имени М.С. Щепкина - на это не хватало сил. Немного грустно, что не сложился «роман» с кинематографом - хотя Ирина Ликсо и снималась у Хамдамова и Калика, но киноактрисой не стала... Видимо, ее призванием всегда был театр, ее Малый театр, в труппе которого эта тонкая, интеллигентная актриса с перламутровым, переливающимся голосом заняла только свое, ей принадлежащее место.
Марина Коростелева, "Страстной бульвар, 10", №8, 2020