Новости

"ОНА БЫЛА ДВОРЯНКОЙ МАЛОГО ТЕАТРА"

Народная артистка России Светлана Геннадьевна Аманова:

В нынешней тяжёлой обстановке, сложившейся в Москве и в мире, когда люди нуждаются в психологической поддержке, необходимо вспомнить о тех, кто в непростых обстоятельствах проявлял пример человеческого достоинства и самообладания. Актриса Ирина Анатольевна Ликсо – яркий тому пример. Она была удивительно цельным человеком, наделённым стойким характером – настоящий образец мужества и достоинства в наше в трудное время. Ирина Анатольевна обладала невероятным терпением и терпимостью, гибкостью по отношению к своим коллегам и партнёрам по сцене. Никогда не позволяла себе неуважительного отношения к людям, которые с ней работали.
Вспоминаю выпуск в 1995 году «Талантов и поклонников» (режиссёр Владимир Бейлис), где Ликсо играла Домну Пантелевну, а я – Негину. Спектакль должен был выйти на открытие обновлённого здания филиала Малого театра. Шли репетиции, и шли заключительные реставрационные работы. Конечно, все уставали, нервничали. Но при Ирине Анатольевне никто не позволял себе срываться. А актёрский состав отличался непростыми, взрывными характерами: Афанасий Кочетков, Валерий Бабятинский, Вячеслав Езепов и др.
Ирина Анатольевна была чутким, внимательным и надёжным партнёром на сцене. Играть дочь и мать оказалось совсем не сложно. Тёплые, доверительные отношения сложились у нас очень давно, ещё когда я в первый год работы в театре ввелась в спектакль «Умные вещи» на роль Невесты. Ирина Анатольевна играла Царицу, её героиня была и смешной и женственной. Женственность и очарование самой Ликсо проявлялись во всех её ролях. Вспоминаю и посиделки в гримёрной Ирины Анатольевны после спектаклей, весёлые и вкусные. Очень не хватает сейчас её мудрых советов и поддержки. Помню и с благодарность вспоминаю светлого человека и актрису Ирину Анатольевну Ликсо!


Народная артистка России Алёна Игоревна Охлупина:
Антон Павлович Чехов говорил, что интеллигентность – это состояние души. Сказано как будто об Ирине Анатольевне Ликсо. Интеллигентность была её жизненным кредо. Аристократизм, воспитание, удивительная скромность – в этих качествах проявлялась душевная организация Ирины Анатольевны.
Мне повезло играть Настеньку в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» с грандиозными партнёршами. Премьеру выпускала Муза Ивановна Седова. Когда её не стало, роль Анны Тихоновны перешла к Галине Александровне Кирюшиной, и только потом к Ирине Анатольевне.
Так получилось, что я фактически ввела её в спектакль – между мной и предыдущими исполнительницами успели прорости некие корни, и к тому времени я знала об отношениях Настеньки и тётеньки едва ли не больше, чем сам режиссёр «Не было ни гроша» Эдуард Евгеньевич Марцевич. Ирина Анатольевна, удивительный хрупкий и скромный человек, спрашивала моего совета, а мне было неловко: как я могла ей что-то советовать? Просто она так жила в репетициях и потом в роли, что я немножко ощущала себя «за старшую».
У Анны Тихоновны и Настеньки много двойных сцен. Ирина Анатольевна во многом шла от себя, в ней не было излишнего надрыва. Спектакль же трансформировался. Крутицкого играли сперва Евгений Валерианович Самойлов, затем Афанасий Иванович Кочетков и сам Эдуард Евгеньевич. «Грош» долго жил, и наши герои менялись. Островский очень современен, он «подстраивается» под любой жизненный момент. Поэтому и ты должен себя перестраивать, время-то меняется. И вот, когда Ирина Анатольевна уже играла, она была намного внутренне сдержаннее и, я бы так сказала, современнее – её исполнительская манера была очень «сегодняшняя» на тот момент.
Точно так же я вводила Ирину Анатольевну в «Горе от ума», где она заменила Татьяну Александровну Еремееву – мне, конечно, очень повезло, что рядом были такие мощные актёрские индивидуальности. И снова мы играли родственные отношения. Сергей Васильевич Женовач так выстроил мизансцены, что внучка всюду тащила бабушку за собой. Поэтому у меня было внутреннее ощущение, что я опять «за старшую». И я Татьяне Александровне каждый раз перед выходом говорила: «Ну что, девочка моя, пойдёмте похулиганим?» Она кокетливо улыбалась, и мы шли на сцену. Так же я обращалась и к Ирине Анатольевне. В этом, Боже упаси, не было никакого амикошонства. Просто задавались правила игры, и мы выходили на сцену «похулиганить»
И когда – так сложились обстоятельства – мне довелось самой ввестись на роль Анны Тихоновны, я руководствовалась образом, созданным Ириной Анатольевной.
Ликсо несла особую внутреннюю культуру, достоинство и драматизм, без внешних его проявлений, без лишнего пафоса. Всегда слегка в тени, при унижении – с прямой спиной. Красивое, прекрасное лицо, никакой согбенности, никаких лишних красок. Момент присутствия человека – он, конечно, играл огромную роль во всех работах Ирины Анатольевны.
Я училась, глядя на неё. Мне безумно близка душевная организация Ирины Анатольевны. Никогда не могла себе представить, чтобы она участвовала в интригах. В ней не было ненужной «громкости». Обладая таким дарованием, такой внешностью, Ирина Анатольевна не позволяла себе выйти «на первый план» и заявить о чём-то, о чём заявлять не следовало. Вот этому я до сих пор пытаюсь у неё учиться.

Народный артист России Василий Иванович Бочкарёв:
Когда вспоминаешь своих коллег, партнёров, которые были рядом с тобой, то просматриваешь через них и свою собственную жизнь. Естественно, наша профессия актёрская, и человеческие качества складываются, прежде всего, из общения – и не только на сцене. Вот я вспомнил, как стоял за кулисами во время спектакля «Утренняя фея». Заглавную роль там исполняли две замечательные актрисы – Ирина Анатольевна Ликсо и Наташенька Вилькина. Они играли настолько по-разному! И я всё время думал: кто же из них лучше? Когда играла Ликсо, я отдавал предпочтение ей: Ирина Анатольевна больше вписывалась в фантасмагорию, в сказку, в странность. И она очень подходила к этой роли, особенно звучанием своего голоса. Он был, я бы сказал, космическим, так она здорово им пользовалась! Ликсо великолепно владела сценическим словом.
Наташа Вилькина обладала большей теплотой и доступностью, большим проникновением, большей человеческой интонацией, в ней было мало сказки, она была ближе к сегодняшнему дню. И когда я смотрел одну, мне казалось, она играет лучше, смотрел другую – нет, наверное, она. Они были замечательные, эти две великие актрисы, предложившие такие разные прочтения одной роли.
Когда-то я уже говорил о Ликсо, и сейчас, по прошествии некоторого времени, совершенно согласен с тем, что тогда сказал: «Ирина Анатольевна – актриса, обладающая безупречным вкусом и удивительным чувством стиля. Поразительным было её попадание в стилистику спектакля «Утренняя фея» в постановке Бориса Александровича Львова-Анохина. Она играла там Странницу – как думали люди, к которым она забрела на ночлег. Но на самом деле это была Смерть. Как точно, как тонко Ликсо уловила грань между живым персонажем и аллегорией! Вроде бы она была такой же женщиной, как все, только очень-очень красивой. И, вместе с тем, казалась каким-то неведомым созданием, чем-то совершенно нездешним. Неземным, нереальным. Это было великолепно. Роль удивительно совпала с актёрской индивидуальностью Ликсо – когда она на сцене, есть некоторая отстранённость, сдержанность, некий холодок, и роль Утренней феи подошла ей совершенно феноменально.
Очень убедительно играла она также и Войницкую в чеховском «Лешем». Это вообще был потрясающий спектакль, один из лучших, поставленных Борисом Морозовым в Малом театре. Там была особая атмосфера, великолепный ансамбль, очень точно подобранный, все наши актёры играли виртуозно: Анненков, Соломин, Каюров, Михайлов, и среди них Ирина Анатольевна в роли Войницкой, ставшая бесспорным украшением спектакля, одной из главных его удач».
Я люблю, рассказывая о ком-то, начинать с того, как расцветает цветок таланта, цветок человеческой индивидуальности. С чего всё начинается, где истоки, кто родители? Каково происхождение, кто учителя? Первым из великих Ликсо посмотрел Василий Иванович Качалов. Она была у него дома, и он её слушал. Ирина Анатольевна приехала из Калуги. Она родилась в дворянской семье, из-за чего её даже не хотели принимать в октябрята, и маленькая Ира очень плакала. Ребёнком она видела Циолковского, ходившего по улицам в длинном пальто с бархатным воротником. Это нюансы наблюдений, впечатлений, складывающиеся потом в единое облако, в котором живёт и формируется человек – и, конечно, профессионал. Качалов предложил ей поступать в училище при Художественном театре. Однако сложилось так, что она сначала подала документы в училище при Театре им. Вахтангова; потом отец эти документы забрал. Но оказалось, что в августе набирают в Щепкинское. Короче говоря, она поступает в училище им. Щепкина, и кто в комиссии? Судаков, Пашенная, Грузинский!.. И Ликсо попадает к величайшему театральному деятелю – Илье Яковлевичу Судакову, он тогда был художественным руководителем Малого. Соединение педагога мхатовской школы и актёров Малого театра помогло ей быть на сцене очень достоверной. Происхождение Ирины Анатольевны, конечно же, отразилось в её индивидуальности – она считалась дворянкой Малого театра. Все роли благородных героинь – все были её. Надо сказать, что Ликсо от этого очень выигрывала – в той нише, которую она занимала, таких индивидуальностей практически не было. Ну, может, только Еремеева...
Вспоминаю, как мы репетировали «Таланты и поклонники». Ирине Анатольевне было очень нелегко, потому что требовалось найти какой-то характерный нюанс в раскрытии персонажа. Как замечательно сказал в своё время Ежи Гротовский: «Что такое актёр? Актёр – это позвоночник». Вот у Ликсо всегда был прямой позвоночник, прямая спина, она никогда не «мялась». Это амплуа, она – прямая. Ликсо могла согнуться, но это не её органика.
Я вспоминаю Ирину Анатольевну с большим уважением и благодарен Судьбе, которая подарила мне встречу с такой индивидуальностью. При этом она была достаточно закрытой; мне казалось, что она вне интриг. Во всяком случае, для меня Ирина Анатольевна – пример умения прожить в театре с достоинством, благородно. Её можно назвать любимицей Судьбы, потому что играла Ликсо очень много и играла хорошие роли. Когда она в детстве сказала отцу: «Я хочу быть актрисой», он её спросил: «А на Луну тебе слетать не хочется?» Она ответила на это поступком, тем, что стала заниматься театром. И в конечном счёте действительно «слетала на Луну».
Ирина Анатольевна рассказывала, как репетировала Софью в «Горе от ума». Молодая актриса, только пришла в театр, а в спектакле заняты такие звёзды – Ильинский, Царёв, Пашенная – понятно, что все её учили, как надо играть. И я вспомнил, как Юрий Мефодьевич Соломин рассказывал, когда он репетировал Хлестакова, все ему советовали: «Нет, не так, надо так…» И он в какой-то момент сказал: «Хватит, не буду никого слушать!» А Ирине Анатольевне помог Пров Михайлович Садовский, который выпускал «Горе от ума». Он ей сказал: «Всех слушай, но делай то, что я тебе говорю».
Я уже упоминал про спину – это дворянский лоск, аристократизм, грациозность. Случается так, что персонаж, который позволил взлететь в профессии очень высоко, откладывает на тебе черты своего характера. Так случилось и с Ириной Анатольевной. Следующим большим успехом Ликсо была «Женитьба Белугина», где она играла Елену. Анненков говорил: «Какое я получаю наслаждение, выносить её на руках на сцену!» Я по этой фразе Николая Александровича понимаю, насколько там были хорошие взаимоотношения. Играли Анненков и Ликсо превосходно.
Замечательны слова Ирины Анатольевны: «Судьба актрисы – великая репетиция, вечная премьера, вечный экзамен». Она этот экзамен сдала. Надо сказать, сдала чисто, безо всяких «преклонений», унижений. Ради того, чтобы получить хорошую роль, актёрам иногда приходится переступать через себя. Это естественно, профессия зависимая. Но Ирина Анатольевна прошла свой путь с очень большим достоинством, красотой и присущим ей благородством.


Дата публикации: 14.04.2020

Народная артистка России Светлана Геннадьевна Аманова:

В нынешней тяжёлой обстановке, сложившейся в Москве и в мире, когда люди нуждаются в психологической поддержке, необходимо вспомнить о тех, кто в непростых обстоятельствах проявлял пример человеческого достоинства и самообладания. Актриса Ирина Анатольевна Ликсо – яркий тому пример. Она была удивительно цельным человеком, наделённым стойким характером – настоящий образец мужества и достоинства в наше в трудное время. Ирина Анатольевна обладала невероятным терпением и терпимостью, гибкостью по отношению к своим коллегам и партнёрам по сцене. Никогда не позволяла себе неуважительного отношения к людям, которые с ней работали.
Вспоминаю выпуск в 1995 году «Талантов и поклонников» (режиссёр Владимир Бейлис), где Ликсо играла Домну Пантелевну, а я – Негину. Спектакль должен был выйти на открытие обновлённого здания филиала Малого театра. Шли репетиции, и шли заключительные реставрационные работы. Конечно, все уставали, нервничали. Но при Ирине Анатольевне никто не позволял себе срываться. А актёрский состав отличался непростыми, взрывными характерами: Афанасий Кочетков, Валерий Бабятинский, Вячеслав Езепов и др.
Ирина Анатольевна была чутким, внимательным и надёжным партнёром на сцене. Играть дочь и мать оказалось совсем не сложно. Тёплые, доверительные отношения сложились у нас очень давно, ещё когда я в первый год работы в театре ввелась в спектакль «Умные вещи» на роль Невесты. Ирина Анатольевна играла Царицу, её героиня была и смешной и женственной. Женственность и очарование самой Ликсо проявлялись во всех её ролях. Вспоминаю и посиделки в гримёрной Ирины Анатольевны после спектаклей, весёлые и вкусные. Очень не хватает сейчас её мудрых советов и поддержки. Помню и с благодарность вспоминаю светлого человека и актрису Ирину Анатольевну Ликсо!


Народная артистка России Алёна Игоревна Охлупина:
Антон Павлович Чехов говорил, что интеллигентность – это состояние души. Сказано как будто об Ирине Анатольевне Ликсо. Интеллигентность была её жизненным кредо. Аристократизм, воспитание, удивительная скромность – в этих качествах проявлялась душевная организация Ирины Анатольевны.
Мне повезло играть Настеньку в «Не было ни гроша, да вдруг алтын» с грандиозными партнёршами. Премьеру выпускала Муза Ивановна Седова. Когда её не стало, роль Анны Тихоновны перешла к Галине Александровне Кирюшиной, и только потом к Ирине Анатольевне.
Так получилось, что я фактически ввела её в спектакль – между мной и предыдущими исполнительницами успели прорости некие корни, и к тому времени я знала об отношениях Настеньки и тётеньки едва ли не больше, чем сам режиссёр «Не было ни гроша» Эдуард Евгеньевич Марцевич. Ирина Анатольевна, удивительный хрупкий и скромный человек, спрашивала моего совета, а мне было неловко: как я могла ей что-то советовать? Просто она так жила в репетициях и потом в роли, что я немножко ощущала себя «за старшую».
У Анны Тихоновны и Настеньки много двойных сцен. Ирина Анатольевна во многом шла от себя, в ней не было излишнего надрыва. Спектакль же трансформировался. Крутицкого играли сперва Евгений Валерианович Самойлов, затем Афанасий Иванович Кочетков и сам Эдуард Евгеньевич. «Грош» долго жил, и наши герои менялись. Островский очень современен, он «подстраивается» под любой жизненный момент. Поэтому и ты должен себя перестраивать, время-то меняется. И вот, когда Ирина Анатольевна уже играла, она была намного внутренне сдержаннее и, я бы так сказала, современнее – её исполнительская манера была очень «сегодняшняя» на тот момент.
Точно так же я вводила Ирину Анатольевну в «Горе от ума», где она заменила Татьяну Александровну Еремееву – мне, конечно, очень повезло, что рядом были такие мощные актёрские индивидуальности. И снова мы играли родственные отношения. Сергей Васильевич Женовач так выстроил мизансцены, что внучка всюду тащила бабушку за собой. Поэтому у меня было внутреннее ощущение, что я опять «за старшую». И я Татьяне Александровне каждый раз перед выходом говорила: «Ну что, девочка моя, пойдёмте похулиганим?» Она кокетливо улыбалась, и мы шли на сцену. Так же я обращалась и к Ирине Анатольевне. В этом, Боже упаси, не было никакого амикошонства. Просто задавались правила игры, и мы выходили на сцену «похулиганить»
И когда – так сложились обстоятельства – мне довелось самой ввестись на роль Анны Тихоновны, я руководствовалась образом, созданным Ириной Анатольевной.
Ликсо несла особую внутреннюю культуру, достоинство и драматизм, без внешних его проявлений, без лишнего пафоса. Всегда слегка в тени, при унижении – с прямой спиной. Красивое, прекрасное лицо, никакой согбенности, никаких лишних красок. Момент присутствия человека – он, конечно, играл огромную роль во всех работах Ирины Анатольевны.
Я училась, глядя на неё. Мне безумно близка душевная организация Ирины Анатольевны. Никогда не могла себе представить, чтобы она участвовала в интригах. В ней не было ненужной «громкости». Обладая таким дарованием, такой внешностью, Ирина Анатольевна не позволяла себе выйти «на первый план» и заявить о чём-то, о чём заявлять не следовало. Вот этому я до сих пор пытаюсь у неё учиться.

Народный артист России Василий Иванович Бочкарёв:
Когда вспоминаешь своих коллег, партнёров, которые были рядом с тобой, то просматриваешь через них и свою собственную жизнь. Естественно, наша профессия актёрская, и человеческие качества складываются, прежде всего, из общения – и не только на сцене. Вот я вспомнил, как стоял за кулисами во время спектакля «Утренняя фея». Заглавную роль там исполняли две замечательные актрисы – Ирина Анатольевна Ликсо и Наташенька Вилькина. Они играли настолько по-разному! И я всё время думал: кто же из них лучше? Когда играла Ликсо, я отдавал предпочтение ей: Ирина Анатольевна больше вписывалась в фантасмагорию, в сказку, в странность. И она очень подходила к этой роли, особенно звучанием своего голоса. Он был, я бы сказал, космическим, так она здорово им пользовалась! Ликсо великолепно владела сценическим словом.
Наташа Вилькина обладала большей теплотой и доступностью, большим проникновением, большей человеческой интонацией, в ней было мало сказки, она была ближе к сегодняшнему дню. И когда я смотрел одну, мне казалось, она играет лучше, смотрел другую – нет, наверное, она. Они были замечательные, эти две великие актрисы, предложившие такие разные прочтения одной роли.
Когда-то я уже говорил о Ликсо, и сейчас, по прошествии некоторого времени, совершенно согласен с тем, что тогда сказал: «Ирина Анатольевна – актриса, обладающая безупречным вкусом и удивительным чувством стиля. Поразительным было её попадание в стилистику спектакля «Утренняя фея» в постановке Бориса Александровича Львова-Анохина. Она играла там Странницу – как думали люди, к которым она забрела на ночлег. Но на самом деле это была Смерть. Как точно, как тонко Ликсо уловила грань между живым персонажем и аллегорией! Вроде бы она была такой же женщиной, как все, только очень-очень красивой. И, вместе с тем, казалась каким-то неведомым созданием, чем-то совершенно нездешним. Неземным, нереальным. Это было великолепно. Роль удивительно совпала с актёрской индивидуальностью Ликсо – когда она на сцене, есть некоторая отстранённость, сдержанность, некий холодок, и роль Утренней феи подошла ей совершенно феноменально.
Очень убедительно играла она также и Войницкую в чеховском «Лешем». Это вообще был потрясающий спектакль, один из лучших, поставленных Борисом Морозовым в Малом театре. Там была особая атмосфера, великолепный ансамбль, очень точно подобранный, все наши актёры играли виртуозно: Анненков, Соломин, Каюров, Михайлов, и среди них Ирина Анатольевна в роли Войницкой, ставшая бесспорным украшением спектакля, одной из главных его удач».
Я люблю, рассказывая о ком-то, начинать с того, как расцветает цветок таланта, цветок человеческой индивидуальности. С чего всё начинается, где истоки, кто родители? Каково происхождение, кто учителя? Первым из великих Ликсо посмотрел Василий Иванович Качалов. Она была у него дома, и он её слушал. Ирина Анатольевна приехала из Калуги. Она родилась в дворянской семье, из-за чего её даже не хотели принимать в октябрята, и маленькая Ира очень плакала. Ребёнком она видела Циолковского, ходившего по улицам в длинном пальто с бархатным воротником. Это нюансы наблюдений, впечатлений, складывающиеся потом в единое облако, в котором живёт и формируется человек – и, конечно, профессионал. Качалов предложил ей поступать в училище при Художественном театре. Однако сложилось так, что она сначала подала документы в училище при Театре им. Вахтангова; потом отец эти документы забрал. Но оказалось, что в августе набирают в Щепкинское. Короче говоря, она поступает в училище им. Щепкина, и кто в комиссии? Судаков, Пашенная, Грузинский!.. И Ликсо попадает к величайшему театральному деятелю – Илье Яковлевичу Судакову, он тогда был художественным руководителем Малого. Соединение педагога мхатовской школы и актёров Малого театра помогло ей быть на сцене очень достоверной. Происхождение Ирины Анатольевны, конечно же, отразилось в её индивидуальности – она считалась дворянкой Малого театра. Все роли благородных героинь – все были её. Надо сказать, что Ликсо от этого очень выигрывала – в той нише, которую она занимала, таких индивидуальностей практически не было. Ну, может, только Еремеева...
Вспоминаю, как мы репетировали «Таланты и поклонники». Ирине Анатольевне было очень нелегко, потому что требовалось найти какой-то характерный нюанс в раскрытии персонажа. Как замечательно сказал в своё время Ежи Гротовский: «Что такое актёр? Актёр – это позвоночник». Вот у Ликсо всегда был прямой позвоночник, прямая спина, она никогда не «мялась». Это амплуа, она – прямая. Ликсо могла согнуться, но это не её органика.
Я вспоминаю Ирину Анатольевну с большим уважением и благодарен Судьбе, которая подарила мне встречу с такой индивидуальностью. При этом она была достаточно закрытой; мне казалось, что она вне интриг. Во всяком случае, для меня Ирина Анатольевна – пример умения прожить в театре с достоинством, благородно. Её можно назвать любимицей Судьбы, потому что играла Ликсо очень много и играла хорошие роли. Когда она в детстве сказала отцу: «Я хочу быть актрисой», он её спросил: «А на Луну тебе слетать не хочется?» Она ответила на это поступком, тем, что стала заниматься театром. И в конечном счёте действительно «слетала на Луну».
Ирина Анатольевна рассказывала, как репетировала Софью в «Горе от ума». Молодая актриса, только пришла в театр, а в спектакле заняты такие звёзды – Ильинский, Царёв, Пашенная – понятно, что все её учили, как надо играть. И я вспомнил, как Юрий Мефодьевич Соломин рассказывал, когда он репетировал Хлестакова, все ему советовали: «Нет, не так, надо так…» И он в какой-то момент сказал: «Хватит, не буду никого слушать!» А Ирине Анатольевне помог Пров Михайлович Садовский, который выпускал «Горе от ума». Он ей сказал: «Всех слушай, но делай то, что я тебе говорю».
Я уже упоминал про спину – это дворянский лоск, аристократизм, грациозность. Случается так, что персонаж, который позволил взлететь в профессии очень высоко, откладывает на тебе черты своего характера. Так случилось и с Ириной Анатольевной. Следующим большим успехом Ликсо была «Женитьба Белугина», где она играла Елену. Анненков говорил: «Какое я получаю наслаждение, выносить её на руках на сцену!» Я по этой фразе Николая Александровича понимаю, насколько там были хорошие взаимоотношения. Играли Анненков и Ликсо превосходно.
Замечательны слова Ирины Анатольевны: «Судьба актрисы – великая репетиция, вечная премьера, вечный экзамен». Она этот экзамен сдала. Надо сказать, сдала чисто, безо всяких «преклонений», унижений. Ради того, чтобы получить хорошую роль, актёрам иногда приходится переступать через себя. Это естественно, профессия зависимая. Но Ирина Анатольевна прошла свой путь с очень большим достоинством, красотой и присущим ей благородством.


Дата публикации: 14.04.2020