28 февраля отмечает юбилей народная артистка России Людмила Владимировна Титова. От души поздравляем актрису с праздником и желаем ей крепкого здоровья, благополучия, хорошего настроения и новых творческих свершений на родных подмостках!
Для ценителей творчества Людмилы Владимировны мы публикуем фрагмент посвященного ей буклета, автор - Нина Шалимова.
Людмила Титова и её роли
Людмила Титова не является медийной личностью: броских киноролей не имеет, на сериальную халтуру себя не растрачивает, в разномастных телешоу не мелькает. Но истинные театралы её ценят, премьер с её участием не пропускают, а услышав в случайном разговоре её имя, понимающе поднимают брови и уважительно протягивают: «О-о, Титова… да-а, конечно, разумеется, само собой». Да, конечно, она настоящая актриса, разумеется, высшей пробы и, само собой, она такова, какой и должна быть прима славного академического театра.
Впрочем, как раз от записной «примы» в ней ничего нет. Сознание собственной значимости, забота об имидже, продуманная самоподача отсутствуют, ибо демонстрация своих достоинств – не её конек. Многолетняя работа на сцене не оставила на облике Людмилы Титовой отпечатка театральщины. Заученными интонациями не разговаривает, продуманными манерами не щеголяет, в общении так же естественна и легка, как в годы артистической юности, когда она только начинала свою жизнь в искусстве.
Обаятельную провинциалку, приехавшую в столицу из Новосибирска, в театральное училище им. М.С. Щепкина приняли не сразу. До поступления ей пришлось два года жить в Москве и на жизнь зарабатывать мытьём полов. Сибирячка, человек крепкой породы, Титова не боялась никакой работы, рук не опускала и не теряла веры в будущее. Актрису в ней разглядел Юрий Мефодьевич Соломин: взял на свой курс, обучил основам профессии, а по окончании учёбы благословил на службу в Малом театре (1983).
Как всякая дебютантка, Людмила поначалу выступала в небольших ролях, вводилась в идущие спектакли. Честность её отношения к делу, свежесть и искренность игры вызывали симпатию. Титову заметили. Оценили хорошие данные. Доверили роль пылкой, открытой Саши («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1984), а следом – глубокой, вдумчивой Елены («Накануне» И.С. Тургенева, 1985). В 1988 году её личный послужной список украсили три прекрасные женщины: Роксана («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Гитель Моска («Двое на качелях» У. Гибсона), Елена Андреевна («Леший» А.П. Чехова). Сыгранная в следующем сезоне гордая и нежная Ханна («Ночь игуаны» Т. Уильямса) закрепила право актрисы на роли драматических героинь.
К счастью, Титова не «застряла» в амплуа красавицы. Её артистический диапазон выявился в двух острохарактерных ролях: бойкая хохотушка служанка Николь («Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, 1990) и яростная ревнивица комедиантка Элизабет («Убийство Гонзаго» Н. Йорданова, 1991). Простолюдинки с деревенским прошлым, щедро одарённые темпераментом (а мольеровская героиня – ещё и хорошим юмором), обнаружили народную основу её таланта.
При всём том нутряной «почвенности» в даровании Титовой не чувствуется. Редкая чуткость восприятия, интеллигентная сдержанность исполнения говорят о ней как об актрисе, скорее, чеховского плана. Роли Елены Андреевны в «Лешем» (1988) и Сарры в «Иванове» (2001) – убедительное тому подтверждение.
Она не слишком погружается в быт, в обрисовке образа избегает красочного жанризма, без которого Островский, любимый автор Малого театра, вообще-то трудно представим. Однако в её репертуаре числится прекрасно сыгранная Глафира в «Волках и овцах» (1994), чудесная Юлия Павловна Тугина в «Последней жертве» (2004), филигранно отделанная роль Хариты Игнатьевны в «Бесприданнице» (2012).
Остросоциальной актрисой Титову тоже не назовёшь. Но в Горьком, писателе активного, атакующего мироощущения, она хороша. В «Чудаках» сначала выходила в роли эффектной авантюристки Ольги (1996), а потом беззаветно любящей Елены (1997). В «Детях солнца» с трепетной нервностью играла Лизу (2008). Её проникновенное исполнение Вассы Железновой (2016) стало едва ли не самым неожиданным в сценической истории пьесы.
При тонком чувстве юмора Титовой, успех в ролях вездесущей мольеровской служанки Туанетты («Мнимый больной», 2005) и стареющей приживалки Огюстины («Восемь любящих женщин» Р. Тома, 2015) выглядит закономерным. Но как она смогла явиться такой трагически беспощадной в образе шиллеровской Елизаветы Английской (2007)? Или предстать перед залом настолько обездушенной Кларой (2017) – той самой «старой дамой», которую вывел в своём трагифарсе Фридрих Дюрренматт?
Секрет искусства Людмилы Титовой – не в мастеровитой выделке роли (хотя она мастер) и даже не в виртуозном профессионализме (хотя её артистизм безупречен). Она легко проникает в стиль автора и существует на сцене в соответствии с ним. Она так соединяет внешний рисунок с правдой внутреннего переживания, что не остаётся никакого «зазора» между условной формой игры и безусловной жизнью образа. Причём эта внутренняя жизнь всегда соотносится с человеческой сущностью актрисы, с тем, что её лично волнует, составляет главную заботу её артистической души.
Титова словно не подозревает о существовании таких ходовых понятий как «бенефисная роль» или «выигрышное место в роли». Сквозь авторский текст она идёт к стоящей за ним реальной жизни, схватывает психологическое «зерно» образа и в согласии с ним выстраивает свою сценическую жизнь. Иными словами, она реалистка и по подходу к роли, и по способу её воплощения. Искусство классического реализма, опорное для русского актёрства, является отправной точкой и конечной целью всего творчества Людмилы Владимировны.
28 февраля отмечает юбилей народная артистка России Людмила Владимировна Титова. От души поздравляем актрису с праздником и желаем ей крепкого здоровья, благополучия, хорошего настроения и новых творческих свершений на родных подмостках!
Для ценителей творчества Людмилы Владимировны мы публикуем фрагмент посвященного ей буклета, автор - Нина Шалимова.
Людмила Титова и её роли
Людмила Титова не является медийной личностью: броских киноролей не имеет, на сериальную халтуру себя не растрачивает, в разномастных телешоу не мелькает. Но истинные театралы её ценят, премьер с её участием не пропускают, а услышав в случайном разговоре её имя, понимающе поднимают брови и уважительно протягивают: «О-о, Титова… да-а, конечно, разумеется, само собой». Да, конечно, она настоящая актриса, разумеется, высшей пробы и, само собой, она такова, какой и должна быть прима славного академического театра.
Впрочем, как раз от записной «примы» в ней ничего нет. Сознание собственной значимости, забота об имидже, продуманная самоподача отсутствуют, ибо демонстрация своих достоинств – не её конек. Многолетняя работа на сцене не оставила на облике Людмилы Титовой отпечатка театральщины. Заученными интонациями не разговаривает, продуманными манерами не щеголяет, в общении так же естественна и легка, как в годы артистической юности, когда она только начинала свою жизнь в искусстве.
Обаятельную провинциалку, приехавшую в столицу из Новосибирска, в театральное училище им. М.С. Щепкина приняли не сразу. До поступления ей пришлось два года жить в Москве и на жизнь зарабатывать мытьём полов. Сибирячка, человек крепкой породы, Титова не боялась никакой работы, рук не опускала и не теряла веры в будущее. Актрису в ней разглядел Юрий Мефодьевич Соломин: взял на свой курс, обучил основам профессии, а по окончании учёбы благословил на службу в Малом театре (1983).
Как всякая дебютантка, Людмила поначалу выступала в небольших ролях, вводилась в идущие спектакли. Честность её отношения к делу, свежесть и искренность игры вызывали симпатию. Титову заметили. Оценили хорошие данные. Доверили роль пылкой, открытой Саши («Живой труп» Л.Н. Толстого, 1984), а следом – глубокой, вдумчивой Елены («Накануне» И.С. Тургенева, 1985). В 1988 году её личный послужной список украсили три прекрасные женщины: Роксана («Сирано де Бержерак» Э. Ростана), Гитель Моска («Двое на качелях» У. Гибсона), Елена Андреевна («Леший» А.П. Чехова). Сыгранная в следующем сезоне гордая и нежная Ханна («Ночь игуаны» Т. Уильямса) закрепила право актрисы на роли драматических героинь.
К счастью, Титова не «застряла» в амплуа красавицы. Её артистический диапазон выявился в двух острохарактерных ролях: бойкая хохотушка служанка Николь («Мещанин во дворянстве» Ж.Б. Мольера, 1990) и яростная ревнивица комедиантка Элизабет («Убийство Гонзаго» Н. Йорданова, 1991). Простолюдинки с деревенским прошлым, щедро одарённые темпераментом (а мольеровская героиня – ещё и хорошим юмором), обнаружили народную основу её таланта.
При всём том нутряной «почвенности» в даровании Титовой не чувствуется. Редкая чуткость восприятия, интеллигентная сдержанность исполнения говорят о ней как об актрисе, скорее, чеховского плана. Роли Елены Андреевны в «Лешем» (1988) и Сарры в «Иванове» (2001) – убедительное тому подтверждение.
Она не слишком погружается в быт, в обрисовке образа избегает красочного жанризма, без которого Островский, любимый автор Малого театра, вообще-то трудно представим. Однако в её репертуаре числится прекрасно сыгранная Глафира в «Волках и овцах» (1994), чудесная Юлия Павловна Тугина в «Последней жертве» (2004), филигранно отделанная роль Хариты Игнатьевны в «Бесприданнице» (2012).
Остросоциальной актрисой Титову тоже не назовёшь. Но в Горьком, писателе активного, атакующего мироощущения, она хороша. В «Чудаках» сначала выходила в роли эффектной авантюристки Ольги (1996), а потом беззаветно любящей Елены (1997). В «Детях солнца» с трепетной нервностью играла Лизу (2008). Её проникновенное исполнение Вассы Железновой (2016) стало едва ли не самым неожиданным в сценической истории пьесы.
При тонком чувстве юмора Титовой, успех в ролях вездесущей мольеровской служанки Туанетты («Мнимый больной», 2005) и стареющей приживалки Огюстины («Восемь любящих женщин» Р. Тома, 2015) выглядит закономерным. Но как она смогла явиться такой трагически беспощадной в образе шиллеровской Елизаветы Английской (2007)? Или предстать перед залом настолько обездушенной Кларой (2017) – той самой «старой дамой», которую вывел в своём трагифарсе Фридрих Дюрренматт?
Секрет искусства Людмилы Титовой – не в мастеровитой выделке роли (хотя она мастер) и даже не в виртуозном профессионализме (хотя её артистизм безупречен). Она легко проникает в стиль автора и существует на сцене в соответствии с ним. Она так соединяет внешний рисунок с правдой внутреннего переживания, что не остаётся никакого «зазора» между условной формой игры и безусловной жизнью образа. Причём эта внутренняя жизнь всегда соотносится с человеческой сущностью актрисы, с тем, что её лично волнует, составляет главную заботу её артистической души.
Титова словно не подозревает о существовании таких ходовых понятий как «бенефисная роль» или «выигрышное место в роли». Сквозь авторский текст она идёт к стоящей за ним реальной жизни, схватывает психологическое «зерно» образа и в согласии с ним выстраивает свою сценическую жизнь. Иными словами, она реалистка и по подходу к роли, и по способу её воплощения. Искусство классического реализма, опорное для русского актёрства, является отправной точкой и конечной целью всего творчества Людмилы Владимировны.