На сцене филиала Малого театра на Большой Ордынке 6 октября играли «Золушку». Традиционно, после окончания спектакля артисты вышли на поклон. Зал взорвался аплодисментами – в знак благодарности артистам и, конечно, в честь юбилея Народной артистки РСФСР Алефтины Евдокимовой, блестяще сыгравшей в этой постановке роль Мачехи.
На сцену поднялись режиссёр спектакля В.Н. Иванов и руководство театра. Они вручили ей, кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, поздравительный адрес от Главы правительства Дмитрия Медведева, памятный подарок и нарядные букеты.
На днях актриса любезно согласилась пообщаться с журналистом «ЛГ».
- Алефтина Николаевна, удивляет тот факт, что окончив Всесоюзный государственный институт кинематографии, всю свою жизнь Вы посвятили театру. Ваше детство прошло в небольшой станице на Кубани, и ближайший театр находился, пожалуй, только в краевом центре – в Краснодаре. Откуда такая любовь к высокому искусству?
- Да, я замужем за театром вот уже больше 55 лет. (Улыбается).
Вся моя родня по материнской линии родом из Московского региона. Серафима Филипповна, моя мама, родилась и выросла в подмосковном селе Котово, что недалеко от Долгопрудного. Ей едва исполнилось 16 лет, когда она познакомилась с молодым военнослужащим. И в Харьковской области, где находилось его танковое училище, уже появилась на свет я. Правда, совсем скоро мы оттуда уехали, однако в моём паспорте местом рождения так и остался небольшой городок Основа, ныне входящий в состав Харькова.
С началом Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, а вскоре мы получили извещение о том, что он пропал без вести. Мама повторно вышла замуж. Мой отчим Виталий Смирнов – ленинградец, он прошёл всю войну, вернулся с фронта без ноги, весь обожжённый.
Из Нижнего Тагила, куда мы переехали с Харьковщины, в 1943 году мы поехали на Кубань, в станицу Пашковскую, где жили родственники отчима. Пока ехали в поезде, ночью нас обокрали. Украли всё! До сих пор помню мамины крики на весь вагон… Благо, от голодной смерти нас спасли моряки, возвращавшиеся на этом же поезде из госпиталя.
Кормить «лишний рот» родные отчима не хотели, поэтому мама решила завербоваться. Так мы оказались с ней во Владивостоке, где я уже пошла во 2-й класс. Потом жили в Приморском крае, опять на Кубани, словом – помотались по всей стране.
С детства я любила танцевать, показывала пантомимы. Уже окончательно вернувшись на Кубань, учась в 8-м классе, я узнала, что при местном клубе есть театральная студия. Правда, поздно о ней узнала, так как успела организовать в школе свой драмкружок, даже поставила спектакль «Полтава», в котором сыграла роль Марии.
Однажды на сцене меня увидел руководитель школьного оркестра. Он и намекнул мне, что девочка я одарённая, надо «учиться на артистку». И даже познакомил меня с краснодарским актёром Олегом Сидориным.
Когда мы пришли к нему домой, я ахнула. Как же в его квартире было красиво. Ведь до этого я никогда не была в гостях у незнакомых людей, а тем более артистов, да ещё и живущих не в частном доме как мы, а в квартире.
Сидорин рассказал мне о начале своей актёрской карьеры, вспомнив, что при поступлении читал «бой с барсом» из поэмы «Мцыри». Ну, подумала я тогда, буду поступать в театральный институт – тоже прочитаю этот отрывок.
Вскоре прошёл слух, что в Краснодар приехали известные артисты. Ни свет ни заря я проснулась, впопыхах собралась и поехала в город, чтобы увидеть свою любимую Аллу Ларионову. Уже в начале восьмого утра я стояла на Красной улице у входа в гостиницу. «Я к артистам пришла, тоже мечтаю стать актрисой. Хочу познакомиться с ними и уехать в Москву», – пролепетала я работникам гостиницы. Над моими словами они похихикали и посоветовали ехать домой. Дождавшись, когда в фойе никого не будет, я пробралась внутрь. Поднимаюсь по лестнице, а мне навстречу спускается представительный мужчина. «Дяденька, вы не знаете, где здесь артисты живут?» – второпях спрашиваю я. «Артисты? Деточка, они же ещё спят. Ну, вот я один из них, – говорит он. – Пойдём, покажешь мне, где в городе можно купить газеты». И мы вышли с ним на улицу. Оказывается, это был режиссёр Николай Досталь.
Прогулявшись до почты, мы вернулись в гостиницу. Аллы Ларионовой и Ивана Переверзева в номерах уже не было, но зато Досталь познакомил меня с Мордюковой.
- Всё-таки знакомство с Досталем предопределило Вашу дальнейшую актёрскую судьбу?
- Конечно. Во время той встречи он даже сказал мне адрес, куда я могу писать ему письма: Мосфильм. Досталю.
Наивной девчонкой я была, ведь сначала подумала, что это его домашний адрес. (Улыбается). Позже с Николаем Владимировичем мы встречались уже в Москве, он даже познакомил меня со своими сыновьями, в шутку назвав своей дочкой. К сожалению, Досталь рано ушёл из жизни, он погиб в 1959 году во время съёмок фильма «Всё начинается с дороги».
Приехав в 1958 году в столицу, на первый тур вступительных испытаний я опоздала. Прибежала к Театральному училищу им. Щукина, на улице никого. Только дворник размахивает метлой. «Все уже разошлись, – обращается он ко мне. – Попробуй заглянуть в какую-нибудь аудиторию, может, кто-то из членов приёмной комиссии остался».
Мне повезло: в одном из кабинетов сидело несколько женщин. Прочитала им «бой с барсом», потом басню. «Приходи на второй тур», – сказала одна из них. Кто это был – до сих пор для меня загадка, потому что в «Щуку» я больше не возвращалась.
После театрального института помчалась во ВГИК. Здесь тоже всё складывалось удачно, правда, при поступлении среди прочих документов требовалась медицинская справка. У меня её не оказалось. Я уже была готова опустить руки, но ко мне подошёл парнишка, который помог её подделать. До сих пор с благодарностью вспоминаю того студента – Колю Губенко, который стал известным актёром, был Министром культуры СССР.
Кстати, годами позже я призналась сотрудникам ВГИКа, что моя справка была подделана. «Думаете, мы этого не заметили?» – ответили мне с улыбкой.
«Серебряный тренер» стал моим дипломным фильмом. И уже после выхода его на экраны я проснулась знаменитой.
- Ваши судьбы с главной героиней этой картины – гимнасткой Таней Лутенко в чём-то схожи. Ведь она тоже росла без родного отца…
- Вы не представляете, сколько писем я получала от кинозрителей. Ведь война унесла сотни тысяч жизней, вследствие чего дети росли без отцов, а кто-то вовсе оставался сиротой.
- Очень интересный финал фильма. Михаил Кузнецов, сыгравший предполагаемого отца Тани, сказал ей на прощанье, что теперь он будет присылать ей поздравления 6 октября. И Таня ответила ему, что тоже будет праздновать свой день рождения именно в этот день. Дата – 6 октября – была обозначена в сценарии или это уже режиссёрская доработка?
- Вероятно, режиссёр поинтересовался, когда у меня день рождения. Вряд ли это совпадение.
- Вы очень пластичная в кадре. С детства дружили со спортом?
- На Кубани, участвуя в спартакиаде, я заняла 2-е место в краевых соревнованиях по бегу на длинные дистанции.
Когда училась во ВГИКе, играла в баскетбол, а уже во время съёмок «Серебряного тренера», чтобы в большинстве сцен не обращаться к дублёру, занималась спортивной гимнастикой вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой.
Правда, без последствий не обошлось. Во время выполнения очередного гимнастического элемента на бревне я сильно повредила ногу и вывихнула большой палец. После тех печальных событий со спортом я завязала.
- Слышал, что Вас приглашали на роль Гуттиэре в «Человека-амфибию». Сожалеете о том, что не случилось?
- Нет. Хотя, конечно, я хотела сыграть эту роль. Помню, долго рыдала, стоя на коленях перед руководителем нашего курса Михаилом Ильичом Роммом. Да, он был готов меня отпустить, но при одном условии: на курс к нему больше не вернусь. Но я хотела учиться, поэтому от съёмок отказалась.
- Тем не менее, Вы успели оставить о себе яркий след и в кино, и, конечно, в Малом театре, на сцене которого играете с 1963 года. В скольких постановках Вы сейчас задействованы?
- В шести спектаклях текущего репертуара, в том числе: «Царь Борис», «Дети Ванюшина», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», сказка «Золушка».
- Большое спасибо за встречу, уважаемая Алефтина Николаевна. С юбилеем Вас! Крепкого здоровья, творческого долголетия, бодрости духа и благополучия в семье.
Заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Немоляев:
- В «Курьере» все актёры получились очень точно, ведь Карен Шахназаров для съёмок всегда подбирал людей, соответствующих роли. Так же было и с Евдокимовой, она замечательно сыграла дипломатичную, очень тонкую и такую обаятельную женщину при столь серьёзном муже-профессоре (роль О. Басилашвили). В ней всё было замечательно. Мне кажется, Аля сыграла самусебя, и мне как оператору делать было нечего.
Богдан КОЛЕСНИКОВ, "Люберецкая газета", 14 октября 2019 года
На сцене филиала Малого театра на Большой Ордынке 6 октября играли «Золушку». Традиционно, после окончания спектакля артисты вышли на поклон. Зал взорвался аплодисментами – в знак благодарности артистам и, конечно, в честь юбилея Народной артистки РСФСР Алефтины Евдокимовой, блестяще сыгравшей в этой постановке роль Мачехи.
На сцену поднялись режиссёр спектакля В.Н. Иванов и руководство театра. Они вручили ей, кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, поздравительный адрес от Главы правительства Дмитрия Медведева, памятный подарок и нарядные букеты.
На днях актриса любезно согласилась пообщаться с журналистом «ЛГ».
- Алефтина Николаевна, удивляет тот факт, что окончив Всесоюзный государственный институт кинематографии, всю свою жизнь Вы посвятили театру. Ваше детство прошло в небольшой станице на Кубани, и ближайший театр находился, пожалуй, только в краевом центре – в Краснодаре. Откуда такая любовь к высокому искусству?
- Да, я замужем за театром вот уже больше 55 лет. (Улыбается).
Вся моя родня по материнской линии родом из Московского региона. Серафима Филипповна, моя мама, родилась и выросла в подмосковном селе Котово, что недалеко от Долгопрудного. Ей едва исполнилось 16 лет, когда она познакомилась с молодым военнослужащим. И в Харьковской области, где находилось его танковое училище, уже появилась на свет я. Правда, совсем скоро мы оттуда уехали, однако в моём паспорте местом рождения так и остался небольшой городок Основа, ныне входящий в состав Харькова.
С началом Великой Отечественной войны отец ушёл на фронт, а вскоре мы получили извещение о том, что он пропал без вести. Мама повторно вышла замуж. Мой отчим Виталий Смирнов – ленинградец, он прошёл всю войну, вернулся с фронта без ноги, весь обожжённый.
Из Нижнего Тагила, куда мы переехали с Харьковщины, в 1943 году мы поехали на Кубань, в станицу Пашковскую, где жили родственники отчима. Пока ехали в поезде, ночью нас обокрали. Украли всё! До сих пор помню мамины крики на весь вагон… Благо, от голодной смерти нас спасли моряки, возвращавшиеся на этом же поезде из госпиталя.
Кормить «лишний рот» родные отчима не хотели, поэтому мама решила завербоваться. Так мы оказались с ней во Владивостоке, где я уже пошла во 2-й класс. Потом жили в Приморском крае, опять на Кубани, словом – помотались по всей стране.
С детства я любила танцевать, показывала пантомимы. Уже окончательно вернувшись на Кубань, учась в 8-м классе, я узнала, что при местном клубе есть театральная студия. Правда, поздно о ней узнала, так как успела организовать в школе свой драмкружок, даже поставила спектакль «Полтава», в котором сыграла роль Марии.
Однажды на сцене меня увидел руководитель школьного оркестра. Он и намекнул мне, что девочка я одарённая, надо «учиться на артистку». И даже познакомил меня с краснодарским актёром Олегом Сидориным.
Когда мы пришли к нему домой, я ахнула. Как же в его квартире было красиво. Ведь до этого я никогда не была в гостях у незнакомых людей, а тем более артистов, да ещё и живущих не в частном доме как мы, а в квартире.
Сидорин рассказал мне о начале своей актёрской карьеры, вспомнив, что при поступлении читал «бой с барсом» из поэмы «Мцыри». Ну, подумала я тогда, буду поступать в театральный институт – тоже прочитаю этот отрывок.
Вскоре прошёл слух, что в Краснодар приехали известные артисты. Ни свет ни заря я проснулась, впопыхах собралась и поехала в город, чтобы увидеть свою любимую Аллу Ларионову. Уже в начале восьмого утра я стояла на Красной улице у входа в гостиницу. «Я к артистам пришла, тоже мечтаю стать актрисой. Хочу познакомиться с ними и уехать в Москву», – пролепетала я работникам гостиницы. Над моими словами они похихикали и посоветовали ехать домой. Дождавшись, когда в фойе никого не будет, я пробралась внутрь. Поднимаюсь по лестнице, а мне навстречу спускается представительный мужчина. «Дяденька, вы не знаете, где здесь артисты живут?» – второпях спрашиваю я. «Артисты? Деточка, они же ещё спят. Ну, вот я один из них, – говорит он. – Пойдём, покажешь мне, где в городе можно купить газеты». И мы вышли с ним на улицу. Оказывается, это был режиссёр Николай Досталь.
Прогулявшись до почты, мы вернулись в гостиницу. Аллы Ларионовой и Ивана Переверзева в номерах уже не было, но зато Досталь познакомил меня с Мордюковой.
- Всё-таки знакомство с Досталем предопределило Вашу дальнейшую актёрскую судьбу?
- Конечно. Во время той встречи он даже сказал мне адрес, куда я могу писать ему письма: Мосфильм. Досталю.
Наивной девчонкой я была, ведь сначала подумала, что это его домашний адрес. (Улыбается). Позже с Николаем Владимировичем мы встречались уже в Москве, он даже познакомил меня со своими сыновьями, в шутку назвав своей дочкой. К сожалению, Досталь рано ушёл из жизни, он погиб в 1959 году во время съёмок фильма «Всё начинается с дороги».
Приехав в 1958 году в столицу, на первый тур вступительных испытаний я опоздала. Прибежала к Театральному училищу им. Щукина, на улице никого. Только дворник размахивает метлой. «Все уже разошлись, – обращается он ко мне. – Попробуй заглянуть в какую-нибудь аудиторию, может, кто-то из членов приёмной комиссии остался».
Мне повезло: в одном из кабинетов сидело несколько женщин. Прочитала им «бой с барсом», потом басню. «Приходи на второй тур», – сказала одна из них. Кто это был – до сих пор для меня загадка, потому что в «Щуку» я больше не возвращалась.
После театрального института помчалась во ВГИК. Здесь тоже всё складывалось удачно, правда, при поступлении среди прочих документов требовалась медицинская справка. У меня её не оказалось. Я уже была готова опустить руки, но ко мне подошёл парнишка, который помог её подделать. До сих пор с благодарностью вспоминаю того студента – Колю Губенко, который стал известным актёром, был Министром культуры СССР.
Кстати, годами позже я призналась сотрудникам ВГИКа, что моя справка была подделана. «Думаете, мы этого не заметили?» – ответили мне с улыбкой.
«Серебряный тренер» стал моим дипломным фильмом. И уже после выхода его на экраны я проснулась знаменитой.
- Ваши судьбы с главной героиней этой картины – гимнасткой Таней Лутенко в чём-то схожи. Ведь она тоже росла без родного отца…
- Вы не представляете, сколько писем я получала от кинозрителей. Ведь война унесла сотни тысяч жизней, вследствие чего дети росли без отцов, а кто-то вовсе оставался сиротой.
- Очень интересный финал фильма. Михаил Кузнецов, сыгравший предполагаемого отца Тани, сказал ей на прощанье, что теперь он будет присылать ей поздравления 6 октября. И Таня ответила ему, что тоже будет праздновать свой день рождения именно в этот день. Дата – 6 октября – была обозначена в сценарии или это уже режиссёрская доработка?
- Вероятно, режиссёр поинтересовался, когда у меня день рождения. Вряд ли это совпадение.
- Вы очень пластичная в кадре. С детства дружили со спортом?
- На Кубани, участвуя в спартакиаде, я заняла 2-е место в краевых соревнованиях по бегу на длинные дистанции.
Когда училась во ВГИКе, играла в баскетбол, а уже во время съёмок «Серебряного тренера», чтобы в большинстве сцен не обращаться к дублёру, занималась спортивной гимнастикой вместе с Ларисой Латыниной и Полиной Астаховой.
Правда, без последствий не обошлось. Во время выполнения очередного гимнастического элемента на бревне я сильно повредила ногу и вывихнула большой палец. После тех печальных событий со спортом я завязала.
- Слышал, что Вас приглашали на роль Гуттиэре в «Человека-амфибию». Сожалеете о том, что не случилось?
- Нет. Хотя, конечно, я хотела сыграть эту роль. Помню, долго рыдала, стоя на коленях перед руководителем нашего курса Михаилом Ильичом Роммом. Да, он был готов меня отпустить, но при одном условии: на курс к нему больше не вернусь. Но я хотела учиться, поэтому от съёмок отказалась.
- Тем не менее, Вы успели оставить о себе яркий след и в кино, и, конечно, в Малом театре, на сцене которого играете с 1963 года. В скольких постановках Вы сейчас задействованы?
- В шести спектаклях текущего репертуара, в том числе: «Царь Борис», «Дети Ванюшина», «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», сказка «Золушка».
- Большое спасибо за встречу, уважаемая Алефтина Николаевна. С юбилеем Вас! Крепкого здоровья, творческого долголетия, бодрости духа и благополучия в семье.
Заслуженный деятель искусств РСФСР Николай Немоляев:
- В «Курьере» все актёры получились очень точно, ведь Карен Шахназаров для съёмок всегда подбирал людей, соответствующих роли. Так же было и с Евдокимовой, она замечательно сыграла дипломатичную, очень тонкую и такую обаятельную женщину при столь серьёзном муже-профессоре (роль О. Басилашвили). В ней всё было замечательно. Мне кажется, Аля сыграла самусебя, и мне как оператору делать было нечего.
Богдан КОЛЕСНИКОВ, "Люберецкая газета", 14 октября 2019 года