Он родился в Сибири – в год, когда Хрущев на удивление социалистического лагеря разоблачал культ личности Сталина. Играл в КВН, современных выходцев из которого сейчас готов осудить за плохой дубляж фильмов. Собирал мотоциклы во Владимирской области, работал монтировщиком сцены во МХАТе, а в период брежневского «застоя», когда советская интеллигенция тихо обсуждала лишенных гражданства Ростроповича и Вишневскую, стал актером в прошлом императорского – Малого театра, где служит пятое десятилетие.
C народным артистом России Александром Клюквиным поговорила «Собака.ru».
Вам было около 30 лет, когда вы впервые пришли озвучивать фильмы и мультфильмы. Это было авантюрой или осознанным прикосновением к новому для вас виду искусства?
Это точно не было авантюрой. Первый раз боялся, что ничего не получится. У меня было тогда одновременно то ли 3, то ли 4 персонажа мультфильма. Потом начали приглашать постепенно в другие проекты. Я понял, что это мне нравится. Одно время даже имел кличку «Клюквин, который может все» – озвучить в мультфильме и мальчика, и девочку – любого героя. Например, однажды и Гулливера, и всех лилипутов. Однако это довольно сложная вещь и очень напряженная – озвучивать мультфильмы.
Как устроен сам процесс озвучивания?
Очень просто. Вот недавно озвучивал фильм «Джокер» (прим. ред. – приквел о происхождении суперзлодея вселенной Бэтмена). На студии никто не будет тратить время, чтобы показать мне фильм – он идет, кажется, два с половиной часа.
То есть нет такого, чтобы все сели, посмотрели и прониклись кино?
Да, этого не может быть. Студийное время ограничено. Переслать мне на почту для ознакомления тоже нельзя.
Нарушение авторских прав?
Именно. За это можно очень крупно поплатиться. Единственный, кто смотрел фильм, это режиссер. Мы с ним поговорили минут десять. Вместе посмотрели одну сцену, другую. Про что кино я понял. Что за персонаж – договорились. В итоге записал все за полтора часа.
У вас была только нарезка определенных сцен?
Да. Также передо мной лежал полный сценарий. Умею быстро читать по диагонали – за пару секунд просмотреть страницу.
В чем принципиальная разница – озвучивать фильмы или мультфильмы?
В фильме ты не делаешь мультяшный голос, а тут он ненастоящий – должен быть сказочным.
Был такой мультфильм «Пчелка Майя» 1970-х годов. И там большое население: жучки, червячки, стрекозы, кузнечики, пауки. В каждой серии у меня – 5-7 персонажей. Однажды на студии смотрю… Кто-то знакомый со спины… Смоктуновский! Иннокентий Михайлович пришел к нам озвучивать каких-то букашек. Деньги нужно было зарабатывать – в театре платили мало. Пришел, как на озвучку фильма – принес термос, тапки, замотал горло кашне. Говорит, давайте посмотрим кадры. А ему – нет, у нас мало времени, нужно записать 5 серий, поэтому работаем сразу. Он был в шоке. А посмотреть? Как можно сразу писать? Дали ему посмотреть. Попробовал записаться – не вышло. Попросил оставить ему только одного персонажа. Озвучил 1-2 серии и больше не приходил. Это, что называется, другая профессия. Не все могут.
Роберта Де Ниро вы озвучивали многократно. Как говорили в одном из интервью, любимая работа с ним – «Военный ныряльщик». И на каждый фильм ушло по полтора часа?
В случае с «Военным ныряльщиком» понадобилась неделя – семь смен по 3-4 часа каждая. Не то чтобы любимый он. Просто недооценен сильно. Прошел вторым экраном – не блокбастер.
Почему сейчас тогда процесс ускорился?
Деньги.
Это ускорение вредит качеству?
Не всегда. Пожалуй, несильно. Если ты одинаково можешь делать хорошо и медленно либо хорошо и быстро, лучше выбрать второй вариант. Эта профессия оформилась уже. В ней есть свои секреты, наработки. Для этого не нужно больше смотреть фильм, репетировать. Совершенно изменились темпы жизни, технологии.
Как однажды сказал Игорь Ильинский (прим. ред. – известный советский актер и чтец), раньше люди жи-и-и-и-ли, а теперь живут. Произнес он это еще 40 лет назад.
Вы приходите смотреть в кинотеатр фильм, который озвучили?
Нет. Туда редко выбираюсь. Разве что, в интернете.
А какие ощущения от просмотра?
С одной стороны, когда я смотрю фильм, то всегда отдыхаю. С другой стороны – работаю. Даже если не я озвучил его, то постоянно слышу огрехи, нюансы. От этого никуда не деться. Не могу сказать себе, что все – в момент просмотра я не артист.
Допустим, есть условный человек, который хочет озвучивать фильмы. Что ему для этого нужно делать?
Научиться быть артистом.
Для этого нужно актерское образование?
Обязательно. Все КВНщики, юмористы, журналисты, которые пытаются озвучивать кино – у них ничего не получается. Нужно владеть профессией. Вот пример – хирург. Вы ведь знаете, как нож держать? Но вы не сделаете операцию. А как легко танцует балерина!
Мне один друг сказал: «Саша, ты какой-то фигней занимаешься. В театре – искусство. А тут? Пришел, взял текст, наговорил и ушел – не серьезно». Устроил его на маленькую роль – минуты на 4, один эпизод. Он писал их полтора часа – красный, потный, непонимающий, когда начать говорить, а когда закончить. Так это было закадровое озвучивание, а не дубляж. Ему, кстати, понравилось – сейчас уже много лет этим занимается.
Хорошая закадровая озвучка, это когда ты смотришь американский фильм и через 2-3 минуты перестаешь слышать русскоязычный текст – только оригинальные голоса. И как бы их понимаешь. То, что делает актер за кадром, нивелируется.
А бывает, что за кадром начинают доигрывать, исправлять артистов, привносить свое, чего даже нет в кино.
Вы никогда не исправляли Роберта Де Ниро?
Зачем? За ним идти надо. Его нужно не испортить – стараться «попасть в него». Как на сцене – работа с партнером. Эта грань актерской профессии очень помогает и в театре, и в кино. Я могу изобразить любой нюанс голосом.
Вы говорили, что приступать к такой работе должен человек с поставленным голосом. Где сразу может растеряться самоучка?
Да хоть с самого начала. Можно набраться наглости, но получится хоум-видео. Не зря же человек учится в театральном институте, а потом будто заново – в театре. И только лет через 5-10 понимает, что начинает что-то уметь. Бывают самородки, но это исключение.
Необходимо знать законы. Я могу на сцене Малого театра в голос выругаться матом, и зритель ничего не услышит. Звук будет падать передо мной. Могу сказать шепотом, отвернувшись спиной к залу, и он дойдет до галерки – я его туда отправлю.
Перед интервью вы вышли покурить. Бережете свой голос?
Нет. Голосовые связки – самая неизменяемая часть человеческого тела. Они могут заболевать, стираться, но голос не меняется. Курю я почти 50 лет, поэтому бросить это невозможно, хотя и хочется.
Ваши советы, которые можно дать человеку, желающему озвучивать фильмы, максимально приближаясь к профессиональному уровню. Первый, как мы уже установили, это получить актерское образование.
В любом случае смотреть на то, как делают это старшие коллеги. Пробовать, разгадывать, ставить голос и речь с педагогами. Купить книгу по нейрохирургии потолще – вслух ее читать, не останавливаясь. Так, чтобы все буквы были слышны. Приобрести несколько словарей ударений.
Просто так начать озвучивать что-то – на энтузиазме – это утопия?
Человек может не понимать в таком случает, что он делает это плохо. И ему никто не скажет. В рекламе у нас есть несколько голосов и в озвучке – этим людям кажется, они все делают правильно. На самом деле нет.
Оказавшись перед Робертом Де Ниро, что вы ему скажете?
Спасибо скажу за партнерство. Я многому у него научился. Он один из лучших артистов всех времен и народов. Но, скорее всего, я с ним никогда не увижусь.
Он родился в Сибири – в год, когда Хрущев на удивление социалистического лагеря разоблачал культ личности Сталина. Играл в КВН, современных выходцев из которого сейчас готов осудить за плохой дубляж фильмов. Собирал мотоциклы во Владимирской области, работал монтировщиком сцены во МХАТе, а в период брежневского «застоя», когда советская интеллигенция тихо обсуждала лишенных гражданства Ростроповича и Вишневскую, стал актером в прошлом императорского – Малого театра, где служит пятое десятилетие.
C народным артистом России Александром Клюквиным поговорила «Собака.ru».
Вам было около 30 лет, когда вы впервые пришли озвучивать фильмы и мультфильмы. Это было авантюрой или осознанным прикосновением к новому для вас виду искусства?
Это точно не было авантюрой. Первый раз боялся, что ничего не получится. У меня было тогда одновременно то ли 3, то ли 4 персонажа мультфильма. Потом начали приглашать постепенно в другие проекты. Я понял, что это мне нравится. Одно время даже имел кличку «Клюквин, который может все» – озвучить в мультфильме и мальчика, и девочку – любого героя. Например, однажды и Гулливера, и всех лилипутов. Однако это довольно сложная вещь и очень напряженная – озвучивать мультфильмы.
Как устроен сам процесс озвучивания?
Очень просто. Вот недавно озвучивал фильм «Джокер» (прим. ред. – приквел о происхождении суперзлодея вселенной Бэтмена). На студии никто не будет тратить время, чтобы показать мне фильм – он идет, кажется, два с половиной часа.
То есть нет такого, чтобы все сели, посмотрели и прониклись кино?
Да, этого не может быть. Студийное время ограничено. Переслать мне на почту для ознакомления тоже нельзя.
Нарушение авторских прав?
Именно. За это можно очень крупно поплатиться. Единственный, кто смотрел фильм, это режиссер. Мы с ним поговорили минут десять. Вместе посмотрели одну сцену, другую. Про что кино я понял. Что за персонаж – договорились. В итоге записал все за полтора часа.
У вас была только нарезка определенных сцен?
Да. Также передо мной лежал полный сценарий. Умею быстро читать по диагонали – за пару секунд просмотреть страницу.
В чем принципиальная разница – озвучивать фильмы или мультфильмы?
В фильме ты не делаешь мультяшный голос, а тут он ненастоящий – должен быть сказочным.
Был такой мультфильм «Пчелка Майя» 1970-х годов. И там большое население: жучки, червячки, стрекозы, кузнечики, пауки. В каждой серии у меня – 5-7 персонажей. Однажды на студии смотрю… Кто-то знакомый со спины… Смоктуновский! Иннокентий Михайлович пришел к нам озвучивать каких-то букашек. Деньги нужно было зарабатывать – в театре платили мало. Пришел, как на озвучку фильма – принес термос, тапки, замотал горло кашне. Говорит, давайте посмотрим кадры. А ему – нет, у нас мало времени, нужно записать 5 серий, поэтому работаем сразу. Он был в шоке. А посмотреть? Как можно сразу писать? Дали ему посмотреть. Попробовал записаться – не вышло. Попросил оставить ему только одного персонажа. Озвучил 1-2 серии и больше не приходил. Это, что называется, другая профессия. Не все могут.
Роберта Де Ниро вы озвучивали многократно. Как говорили в одном из интервью, любимая работа с ним – «Военный ныряльщик». И на каждый фильм ушло по полтора часа?
В случае с «Военным ныряльщиком» понадобилась неделя – семь смен по 3-4 часа каждая. Не то чтобы любимый он. Просто недооценен сильно. Прошел вторым экраном – не блокбастер.
Почему сейчас тогда процесс ускорился?
Деньги.
Это ускорение вредит качеству?
Не всегда. Пожалуй, несильно. Если ты одинаково можешь делать хорошо и медленно либо хорошо и быстро, лучше выбрать второй вариант. Эта профессия оформилась уже. В ней есть свои секреты, наработки. Для этого не нужно больше смотреть фильм, репетировать. Совершенно изменились темпы жизни, технологии.
Как однажды сказал Игорь Ильинский (прим. ред. – известный советский актер и чтец), раньше люди жи-и-и-и-ли, а теперь живут. Произнес он это еще 40 лет назад.
Вы приходите смотреть в кинотеатр фильм, который озвучили?
Нет. Туда редко выбираюсь. Разве что, в интернете.
А какие ощущения от просмотра?
С одной стороны, когда я смотрю фильм, то всегда отдыхаю. С другой стороны – работаю. Даже если не я озвучил его, то постоянно слышу огрехи, нюансы. От этого никуда не деться. Не могу сказать себе, что все – в момент просмотра я не артист.
Допустим, есть условный человек, который хочет озвучивать фильмы. Что ему для этого нужно делать?
Научиться быть артистом.
Для этого нужно актерское образование?
Обязательно. Все КВНщики, юмористы, журналисты, которые пытаются озвучивать кино – у них ничего не получается. Нужно владеть профессией. Вот пример – хирург. Вы ведь знаете, как нож держать? Но вы не сделаете операцию. А как легко танцует балерина!
Мне один друг сказал: «Саша, ты какой-то фигней занимаешься. В театре – искусство. А тут? Пришел, взял текст, наговорил и ушел – не серьезно». Устроил его на маленькую роль – минуты на 4, один эпизод. Он писал их полтора часа – красный, потный, непонимающий, когда начать говорить, а когда закончить. Так это было закадровое озвучивание, а не дубляж. Ему, кстати, понравилось – сейчас уже много лет этим занимается.
Хорошая закадровая озвучка, это когда ты смотришь американский фильм и через 2-3 минуты перестаешь слышать русскоязычный текст – только оригинальные голоса. И как бы их понимаешь. То, что делает актер за кадром, нивелируется.
А бывает, что за кадром начинают доигрывать, исправлять артистов, привносить свое, чего даже нет в кино.
Вы никогда не исправляли Роберта Де Ниро?
Зачем? За ним идти надо. Его нужно не испортить – стараться «попасть в него». Как на сцене – работа с партнером. Эта грань актерской профессии очень помогает и в театре, и в кино. Я могу изобразить любой нюанс голосом.
Вы говорили, что приступать к такой работе должен человек с поставленным голосом. Где сразу может растеряться самоучка?
Да хоть с самого начала. Можно набраться наглости, но получится хоум-видео. Не зря же человек учится в театральном институте, а потом будто заново – в театре. И только лет через 5-10 понимает, что начинает что-то уметь. Бывают самородки, но это исключение.
Необходимо знать законы. Я могу на сцене Малого театра в голос выругаться матом, и зритель ничего не услышит. Звук будет падать передо мной. Могу сказать шепотом, отвернувшись спиной к залу, и он дойдет до галерки – я его туда отправлю.
Перед интервью вы вышли покурить. Бережете свой голос?
Нет. Голосовые связки – самая неизменяемая часть человеческого тела. Они могут заболевать, стираться, но голос не меняется. Курю я почти 50 лет, поэтому бросить это невозможно, хотя и хочется.
Ваши советы, которые можно дать человеку, желающему озвучивать фильмы, максимально приближаясь к профессиональному уровню. Первый, как мы уже установили, это получить актерское образование.
В любом случае смотреть на то, как делают это старшие коллеги. Пробовать, разгадывать, ставить голос и речь с педагогами. Купить книгу по нейрохирургии потолще – вслух ее читать, не останавливаясь. Так, чтобы все буквы были слышны. Приобрести несколько словарей ударений.
Просто так начать озвучивать что-то – на энтузиазме – это утопия?
Человек может не понимать в таком случает, что он делает это плохо. И ему никто не скажет. В рекламе у нас есть несколько голосов и в озвучке – этим людям кажется, они все делают правильно. На самом деле нет.
Оказавшись перед Робертом Де Ниро, что вы ему скажете?
Спасибо скажу за партнерство. Я многому у него научился. Он один из лучших артистов всех времен и народов. Но, скорее всего, я с ним никогда не увижусь.