Новости

ТЕАТР НЕ ТЕРПИТ ШАМАНСТВА!

В следующем году народный артист России, педагог Валерий Афанасьев отметит 50-летие своей творческой деятельности. Этого прекрасного актёра театра и кино многие знают по многочисленным ролям отважных военных и настоящих мужчин. Сегодня он продолжает работать и радовать зрителей, а с открытием филиала Малого театра в Когалыме у югорчан появилась возможность воочию наслаждаться игрой актёра.

- Валерий Алексеевич, какое впечатление произвела на вас Западная Сибирь? Доводилось ли вам бывать здесь раньше?


- Моё первое знакомство с Западной Сибирью состоялось, когда я был ещё студентом. Это были Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск... Студентами мы приезжали сюда с концертами. Позже, работая в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя, с гастролями проехали по всей Сибири. В те времена гастроли длились по два месяца, можно было стать настоящим сибиряком. А между тем я коренной москвич! Мой родной брат, к сожалению ушедший из жизни, окончил школу Малого театра и уехал в Павлодар, а потом был Томск, где он руководил ТЮЗом. В двухтысячных годах я побывал в Ханты-Мансийске, даже снимался там в сериале, но в Когалыме - впервые, впечатления - замечательные!


- Ваш приезд в наш город предопределило событие - открытие филиала Малого театра. Что вы думаете о таком масштабном расширении сцены Малого театра?

- Когалымская сцена по пятибалльной шкале, безусловно, на пятёрку! Зал просто потрясающий, прекрасная акустика! Совершенно очевидно, что на когалымскую сцену мы будем приезжать, как домой.

- Расскажите о спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», который труппа привезла югорскому зрителю на открытие филиала.

- Это не премьерный спектакль - идёт он довольно давно, но пользуется огромным успехом в Москве. В спектакль я вводился, до меня Крутицкого играли Виктор Коршунов и Борис Клюев. Честно скажу, купаюсь в этой роли! Очень люблю Островского, его язык, юмор.

- Валерий Алексеевич, вы сказали, что в Малом театре служите относительно недавно.

- Художественный руководитель Юрий Мефодьевич Соломин предложил войти в труппу Малого театра, сыграв Годунова в спектакле Владимира Бейлиса «Царь Борис». Признаться, выходить на сцену было очень страшно и ответственно. На сегодняшний день у меня в репертуаре четыре спектакля: это уже упомянутые «Мудрец» и «Царь Борис», гоголевская «Женитьба» и эпический спектакль «Смута. 1609-1611 гг.», где я играю Шеина - воеводу Смоленска.

- Вы часто говорите, что не любите кино. Это действительно так?

- К кино я отношусь чаще всего, как к заработку. Но это не значит, что я это делаю плохо, для меня главное - органично сыграть. Мир кино не дал мне глобальных ролей, как-то не задалось. Первая главная роль в 20 лет в фильме «Светлая речка Вздвиженка», но картина не получилась. Долгое время не было приглашений, а надо было кормить семью, уже был ребёнок. И мне либо на печке лежать и ждать Тарковского, либо работать… Эпизод - хорошо, два - ещё лучше. Безусловно, у меня есть и большие роли. Вышли комедийные сериалы, множество военных ролей - я интуитивно чувствую, как надо их играть, возможно, потому, что отец был военный. Но для меня кино - это второстепенно, главная любовь - театр, а сейчас ещё появилась режиссура. С моими студентами мы пробуем какие-то новые, экспериментальные вещи: сам играю вместе с ними, впервые поставил спектакль. Раньше я это прятал в себе: придумаю что-нибудь - и в стол, а сейчас с молодёжью всё это потихонечку достаю и пытаюсь воплотить замыслы в жизнь.

- Расскажите, что это за замыслы, которые реализуются в вашей мастерской?

- Впервые я набрал курс в 2015 году. Сейчас у меня четвёртый и первый курсы. Со старшими на диплом выходим с моим спектаклем «Прощение» по произведениям Распутина и Абрамова. А ещё у нас в репертуаре есть «Гроза» Островского и «Женитьба» Гоголя, поставленные другими педагогами.

- Какую свою роль вы считаете самой удачной и наоборот? Это роль театральная?

- Я когда-то шутил, что роль люблю, потому что ботинки не жмут. (Смеётся.) Они все, конечно, любимые. Понимаете, в чём дело, я ведь советский актёр, мы прошли через так называемые «датские» спектакли, когда пьесы заказывали к календарным датам, - конечно, такие роли вряд ли можно любить. Мне очень дорога роль Распутина, которого я когда-то играл в спектакле «Заговор императрицы», или роль Макмерфи в спектакле «А этот выпал из гнезда» по роману Кена Кизи. Знаете, театр не терпит шаманства, актёрская профессия - это ремесло. В чём гениальность Станиславского, который весь мир покорил? Он сформулировал систему! Она заключается в пушкинской фразе: «Истина страстей и правдоподобие чувств в предполагаемых обстоятельствах…» И я всегда отдаю себе отчёт: что делаю, ради чего делаю и как делаю.

- Почему вы выбрали профессию актёра?

- Наверное, во многом благодаря брату. Он старше на 10 лет, и на момент, когда я окончил школу и только делал выбор, он уже был состоявшимся актёром. Возможно, неосознанно я готовился к тому, чтобы связать свою жизнь с этой профессией, но понял это не сразу. Таил любовь к театру. Я был спортивным парнем, занимался плаванием, боксом, гимнастикой. Кстати, благодаря занятиям у меня появилось множество полезных для актёра качеств: координация, гибкость, а артистизм точно уходит корнями в гимнастику. А потом вдруг произошло озарение, как влюблённость. До сих пор помню аллею, по которой шёл, солнечный день… И вдруг у меня словно внутри разлилась теплота, и всё встало на свои места, словно Боженька вразумил, что нужно делать. Никогда не забуду это ощущение! И я решил поступать в Щукинское театральное училище. Это была уже заветная мечта, хотя на тот момент брат уговаривал меня поступать в Щепкинское театральное училище при Малом театре, но я отказался. А теперь служу на этой сцене. Вот видите, как закольцована жизнь…

- Что бы вы посоветовали югорским мальчишкам и девчонкам, мечтающим стать актёрами?

- Пробуйте! Пробуйте! Но только, если здесь горит (показывает на сердце), а не просто блажь какая-то. Прекрасно, что в Западной Сибири, вдалеке от столичных сцен, у молодых людей появилась возможность регулярно посещать спектакли, да ещё классические постановки! Но нужно отдавать себе полный отчёт в том, что представляет из себя сегодня профессия актёра. Потому что это не всегда известность и слава, множество спектаклей, съёмок, цветы и поклонники. Порой это и трудности: ожидание ролей, поиск своего режиссёра, тяжёлый график работы, отрыв от семьи. Но нужно пробовать и, конечно, серьёзно работать.

Елена Бойко, "Нефтяник Западной Сибири", 20 мая 2019 года


Дата публикации: 11.06.2019

В следующем году народный артист России, педагог Валерий Афанасьев отметит 50-летие своей творческой деятельности. Этого прекрасного актёра театра и кино многие знают по многочисленным ролям отважных военных и настоящих мужчин. Сегодня он продолжает работать и радовать зрителей, а с открытием филиала Малого театра в Когалыме у югорчан появилась возможность воочию наслаждаться игрой актёра.

- Валерий Алексеевич, какое впечатление произвела на вас Западная Сибирь? Доводилось ли вам бывать здесь раньше?


- Моё первое знакомство с Западной Сибирью состоялось, когда я был ещё студентом. Это были Тюмень, Ялуторовск, Заводоуковск... Студентами мы приезжали сюда с концертами. Позже, работая в Московском драматическом театре имени Н.В. Гоголя, с гастролями проехали по всей Сибири. В те времена гастроли длились по два месяца, можно было стать настоящим сибиряком. А между тем я коренной москвич! Мой родной брат, к сожалению ушедший из жизни, окончил школу Малого театра и уехал в Павлодар, а потом был Томск, где он руководил ТЮЗом. В двухтысячных годах я побывал в Ханты-Мансийске, даже снимался там в сериале, но в Когалыме - впервые, впечатления - замечательные!


- Ваш приезд в наш город предопределило событие - открытие филиала Малого театра. Что вы думаете о таком масштабном расширении сцены Малого театра?

- Когалымская сцена по пятибалльной шкале, безусловно, на пятёрку! Зал просто потрясающий, прекрасная акустика! Совершенно очевидно, что на когалымскую сцену мы будем приезжать, как домой.

- Расскажите о спектакле «На всякого мудреца довольно простоты», который труппа привезла югорскому зрителю на открытие филиала.

- Это не премьерный спектакль - идёт он довольно давно, но пользуется огромным успехом в Москве. В спектакль я вводился, до меня Крутицкого играли Виктор Коршунов и Борис Клюев. Честно скажу, купаюсь в этой роли! Очень люблю Островского, его язык, юмор.

- Валерий Алексеевич, вы сказали, что в Малом театре служите относительно недавно.

- Художественный руководитель Юрий Мефодьевич Соломин предложил войти в труппу Малого театра, сыграв Годунова в спектакле Владимира Бейлиса «Царь Борис». Признаться, выходить на сцену было очень страшно и ответственно. На сегодняшний день у меня в репертуаре четыре спектакля: это уже упомянутые «Мудрец» и «Царь Борис», гоголевская «Женитьба» и эпический спектакль «Смута. 1609-1611 гг.», где я играю Шеина - воеводу Смоленска.

- Вы часто говорите, что не любите кино. Это действительно так?

- К кино я отношусь чаще всего, как к заработку. Но это не значит, что я это делаю плохо, для меня главное - органично сыграть. Мир кино не дал мне глобальных ролей, как-то не задалось. Первая главная роль в 20 лет в фильме «Светлая речка Вздвиженка», но картина не получилась. Долгое время не было приглашений, а надо было кормить семью, уже был ребёнок. И мне либо на печке лежать и ждать Тарковского, либо работать… Эпизод - хорошо, два - ещё лучше. Безусловно, у меня есть и большие роли. Вышли комедийные сериалы, множество военных ролей - я интуитивно чувствую, как надо их играть, возможно, потому, что отец был военный. Но для меня кино - это второстепенно, главная любовь - театр, а сейчас ещё появилась режиссура. С моими студентами мы пробуем какие-то новые, экспериментальные вещи: сам играю вместе с ними, впервые поставил спектакль. Раньше я это прятал в себе: придумаю что-нибудь - и в стол, а сейчас с молодёжью всё это потихонечку достаю и пытаюсь воплотить замыслы в жизнь.

- Расскажите, что это за замыслы, которые реализуются в вашей мастерской?

- Впервые я набрал курс в 2015 году. Сейчас у меня четвёртый и первый курсы. Со старшими на диплом выходим с моим спектаклем «Прощение» по произведениям Распутина и Абрамова. А ещё у нас в репертуаре есть «Гроза» Островского и «Женитьба» Гоголя, поставленные другими педагогами.

- Какую свою роль вы считаете самой удачной и наоборот? Это роль театральная?

- Я когда-то шутил, что роль люблю, потому что ботинки не жмут. (Смеётся.) Они все, конечно, любимые. Понимаете, в чём дело, я ведь советский актёр, мы прошли через так называемые «датские» спектакли, когда пьесы заказывали к календарным датам, - конечно, такие роли вряд ли можно любить. Мне очень дорога роль Распутина, которого я когда-то играл в спектакле «Заговор императрицы», или роль Макмерфи в спектакле «А этот выпал из гнезда» по роману Кена Кизи. Знаете, театр не терпит шаманства, актёрская профессия - это ремесло. В чём гениальность Станиславского, который весь мир покорил? Он сформулировал систему! Она заключается в пушкинской фразе: «Истина страстей и правдоподобие чувств в предполагаемых обстоятельствах…» И я всегда отдаю себе отчёт: что делаю, ради чего делаю и как делаю.

- Почему вы выбрали профессию актёра?

- Наверное, во многом благодаря брату. Он старше на 10 лет, и на момент, когда я окончил школу и только делал выбор, он уже был состоявшимся актёром. Возможно, неосознанно я готовился к тому, чтобы связать свою жизнь с этой профессией, но понял это не сразу. Таил любовь к театру. Я был спортивным парнем, занимался плаванием, боксом, гимнастикой. Кстати, благодаря занятиям у меня появилось множество полезных для актёра качеств: координация, гибкость, а артистизм точно уходит корнями в гимнастику. А потом вдруг произошло озарение, как влюблённость. До сих пор помню аллею, по которой шёл, солнечный день… И вдруг у меня словно внутри разлилась теплота, и всё встало на свои места, словно Боженька вразумил, что нужно делать. Никогда не забуду это ощущение! И я решил поступать в Щукинское театральное училище. Это была уже заветная мечта, хотя на тот момент брат уговаривал меня поступать в Щепкинское театральное училище при Малом театре, но я отказался. А теперь служу на этой сцене. Вот видите, как закольцована жизнь…

- Что бы вы посоветовали югорским мальчишкам и девчонкам, мечтающим стать актёрами?

- Пробуйте! Пробуйте! Но только, если здесь горит (показывает на сердце), а не просто блажь какая-то. Прекрасно, что в Западной Сибири, вдалеке от столичных сцен, у молодых людей появилась возможность регулярно посещать спектакли, да ещё классические постановки! Но нужно отдавать себе полный отчёт в том, что представляет из себя сегодня профессия актёра. Потому что это не всегда известность и слава, множество спектаклей, съёмок, цветы и поклонники. Порой это и трудности: ожидание ролей, поиск своего режиссёра, тяжёлый график работы, отрыв от семьи. Но нужно пробовать и, конечно, серьёзно работать.

Елена Бойко, "Нефтяник Западной Сибири", 20 мая 2019 года


Дата публикации: 11.06.2019