Новости

АЛОЕ СОЛНЦЕ МАТТИАСА КЛАУЗЕНА. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СПЕКТАКЛЕ

Что и говорить, классика не устаревает, а великое произведение велико тем, что в нём всегда находишь новые краски и новые смыслы. Драматургия высшей пробы богата палитрой эмоций и мыслей, к такой со всей справедливостью можно отнести драму "Перед заходом солнца"

Непримиримые конфликты терзают отца – Маттиаса Клаузена (народный артист России Борис Клюев), его сыновей, дочерей и их родственников. В семье Короля Лира ХХ-го века царит смятение – после смерти супруги, прогоревав три года, Маттиас Клаузен снова встретил любовь (возможно, то самое настоящее чувство!) – молодую девушку Инкен Петерс (Лауреат Государственной премии России, Ирина Леонова), медсестру, ухаживающую за ним во время болезни. Всё бы, конечно, ничего, но что будет с наследством? Кому и в каком размере оно достанется? И все ли домочадцы будут довольны? У каждого жены, мужья, есть и дети… Да и как можно забыть маму? История, конечно, стара как мир, и ничего удивительного для современного зрителя вроде бы нет…Но только вроде…Блестящая игра всего состава спектакля сподвигла меня на размышления…


Всё можно объяснить, как и всех можно понять. Можно, безусловно, понять и поведение одной из дочерей Маттиаса Беттины (народная артистка России Елена Харитонова), отчаянно сражающейся за своё прочное место хозяйки дома (после смерти матери она ведёт дом). Да, этой женщине не довелось встретить такого мужчину, как её отец, ибо Маттиас во всём был (и есть) для неё идеалом. С исступлённой силой львицы она до последнего не хочет уступать ни в чём будущей хозяйке дома, молоденькой Инке Петерс.


Можно понять и сыновей Матиаса – Вольфганга Клаузена (Лауреат Государственной премии России Игорь Петренко), его супругу Паулу Клодильду (Ольга Абрамова), зятя Маттиаса Клаузена Эриха Кламрота (заслуженный артист России Алексей Фадддеев). Всех можно понять – герои обуреваемы страстями, ненавистью к любимой женщине отца и собственным эгоизмом. Но были ли они любимы отцом? Да, они всегда были сыты, накормлены, получили образование, жили и не нуждались ни в чём, ибо их отец был весьма состоятельным человеком – тайным советником коммерции. Бытовая обстановка, книги, скульптуры известных исторических личностей подчёркивают аристократичность и вкус главы семейства (особая благодарность художнику-постановщику – народному художнику России, лауреату Государственных премий России Борису Мессереру).


Возможно, старания отца были необходимым условием в деле воспитания детей, но не достаточным – в этой семье не хватало главного – любви. Лишь только младший сын Маттиаса, 20-летний Эгмонт (Максим Филатов), способен понять чувства отца, понять и принять Инкен Петерс (он её и сам любит).
Конфликт следует за конфликтом, ссора за ссорой, и ничего не предвещает счастливого конца. Он и не происходит, ибо уходит добровольно из жизни Маттиас Клаузен, уходит за ним и Инкен Петерс.


Блистательный и завершающий монолог Бориса Клюева полон глубочайших раздумий о судьбе, жизни, о трагедии этой жизни. Поздно, поздно в семьдесят лет менять что-либо в своей жизни – на её склоне, закате, а повернуть всё вспять – невозможно тем более. Маттиас уходит в мир иной тем же способом, что и его кумир – Марк Аврелий, за ним же последует и Инкен Петерс. Мы слышим звук выстрела за сценой. Она – девушка молодая, бесстрашная, для неё Маттиас Клаузен был всем – любимым мужчиной, отцом, идеалом, единственным на свете во все времена.


Они встретятся в финальной сцене, у озера, оба – в белом. А за ними пламенеюще будет догорать заход солнца.


Марина Абрамова, "Музыкальные сезоны", 26 марта 2019 года


Дата публикации: 28.03.2019

Что и говорить, классика не устаревает, а великое произведение велико тем, что в нём всегда находишь новые краски и новые смыслы. Драматургия высшей пробы богата палитрой эмоций и мыслей, к такой со всей справедливостью можно отнести драму "Перед заходом солнца"

Непримиримые конфликты терзают отца – Маттиаса Клаузена (народный артист России Борис Клюев), его сыновей, дочерей и их родственников. В семье Короля Лира ХХ-го века царит смятение – после смерти супруги, прогоревав три года, Маттиас Клаузен снова встретил любовь (возможно, то самое настоящее чувство!) – молодую девушку Инкен Петерс (Лауреат Государственной премии России, Ирина Леонова), медсестру, ухаживающую за ним во время болезни. Всё бы, конечно, ничего, но что будет с наследством? Кому и в каком размере оно достанется? И все ли домочадцы будут довольны? У каждого жены, мужья, есть и дети… Да и как можно забыть маму? История, конечно, стара как мир, и ничего удивительного для современного зрителя вроде бы нет…Но только вроде…Блестящая игра всего состава спектакля сподвигла меня на размышления…


Всё можно объяснить, как и всех можно понять. Можно, безусловно, понять и поведение одной из дочерей Маттиаса Беттины (народная артистка России Елена Харитонова), отчаянно сражающейся за своё прочное место хозяйки дома (после смерти матери она ведёт дом). Да, этой женщине не довелось встретить такого мужчину, как её отец, ибо Маттиас во всём был (и есть) для неё идеалом. С исступлённой силой львицы она до последнего не хочет уступать ни в чём будущей хозяйке дома, молоденькой Инке Петерс.


Можно понять и сыновей Матиаса – Вольфганга Клаузена (Лауреат Государственной премии России Игорь Петренко), его супругу Паулу Клодильду (Ольга Абрамова), зятя Маттиаса Клаузена Эриха Кламрота (заслуженный артист России Алексей Фадддеев). Всех можно понять – герои обуреваемы страстями, ненавистью к любимой женщине отца и собственным эгоизмом. Но были ли они любимы отцом? Да, они всегда были сыты, накормлены, получили образование, жили и не нуждались ни в чём, ибо их отец был весьма состоятельным человеком – тайным советником коммерции. Бытовая обстановка, книги, скульптуры известных исторических личностей подчёркивают аристократичность и вкус главы семейства (особая благодарность художнику-постановщику – народному художнику России, лауреату Государственных премий России Борису Мессереру).


Возможно, старания отца были необходимым условием в деле воспитания детей, но не достаточным – в этой семье не хватало главного – любви. Лишь только младший сын Маттиаса, 20-летний Эгмонт (Максим Филатов), способен понять чувства отца, понять и принять Инкен Петерс (он её и сам любит).
Конфликт следует за конфликтом, ссора за ссорой, и ничего не предвещает счастливого конца. Он и не происходит, ибо уходит добровольно из жизни Маттиас Клаузен, уходит за ним и Инкен Петерс.


Блистательный и завершающий монолог Бориса Клюева полон глубочайших раздумий о судьбе, жизни, о трагедии этой жизни. Поздно, поздно в семьдесят лет менять что-либо в своей жизни – на её склоне, закате, а повернуть всё вспять – невозможно тем более. Маттиас уходит в мир иной тем же способом, что и его кумир – Марк Аврелий, за ним же последует и Инкен Петерс. Мы слышим звук выстрела за сценой. Она – девушка молодая, бесстрашная, для неё Маттиас Клаузен был всем – любимым мужчиной, отцом, идеалом, единственным на свете во все времена.


Они встретятся в финальной сцене, у озера, оба – в белом. А за ними пламенеюще будет догорать заход солнца.


Марина Абрамова, "Музыкальные сезоны", 26 марта 2019 года


Дата публикации: 28.03.2019