Новости

«К 135-летию со дня рождения Е.Д.Турчаниновой» Е.Д.Турчанинова МИХАИЛ ФРАНЦЕВИЧ ЛЕНИН

«К 135-летию со дня рождения Е.Д.Турчаниновой»

Е.Д.Турчанинова

МИХАИЛ ФРАНЦЕВИЧ ЛЕНИН


Самым отличительным и характерным свойством Михаила Францевича Ленина была пытливость ума. Его развитие, интеллигентность были широки и выходили далеко за круг театральных интересов. М. Ф. Ленина по-настоящему интересовали все-виды искусства: он любил живопись, скульптуру и архитектуру. Он хорошо знал, кем и когда посгроен тот или иной замечательный архитектурный памятник и где можно увидеть столь же достойную достопримечательность. Это живое восприятие искусства во всех его видах делало Ленина занимательным и интересным собеседником.

М. Ф. Ленин проработал на сцене Малого театра пятьдесят лет, и вот уже несколько лет как его унесла из жизни болезнь, о которой никто не догадывался и меньше всего он сам (туберкулез скоротечной формы). А каким недавним кажется время, когда на одном из спектаклей А. А. Яблочкина и я обратили? внимание на молодого артиста, пришедшего из театральной школы имени Щепкина. Нас поразила его прекрасная внешность,. великолепный голос и в то же время скованность движений и» какая-то негибкость стройной фигуры. Мы решили указать молодому актеру на эти очень существенные недостатки и посоветовать поработать над собой. Красивое лицо ученика залилось» краской, когда мы обратились к нему со своими советами и критикой. Он все молча выслушал и поблагодарил нас. М. Ф Ленин за всю жизнь не потерял способности прислушиваться к» дружеской критике и следовать советам, трудиться и всю жизнь. работать, исправляя недостатки и углубляя свое творчество. Позже он говорил мне, что наше замечание принесло ему большую пользу. Он много работал, и ежедневная тренировка сохранила ему до старости гибкость и стройность фигуры. Точно так же он ежедневно работал над своим великолепным голосом, М. Ф. Ленин был влюблен в Пушкина. Творчество Пушкина было его стихией, знал бесконечное число его стихотворений наизусть и постоянно читал их в концертах. Он жил Пушкиным, погружаясь в эпоху великого поэта, осязая ее, как свое время. Драмы Пушкина он считал верхом совершенства.

Верность эстетического вкуса помогали Михаилу Францевичу в работе над ролями. Но не только искусство интересовало его. Его интересовала и жизнь, весь широкий поток человеческих достижений и успехов, наука, изобретения, правда жизни, ее борьба. Он живо проникал во все явления, восхищаясь человеческим гением и поклоняясь ему. Он хорошо знал и любил историю. И считал необходимым для актера знать не только исторические события, но причины их возникновения. М. Ф. Ленин один из первых деятелей театрального мира понял значение и величие Октябрьской революции; об этом свидетельствует приводимое ниже письмо Н. А. Семашко, опубликованное на страницах «Вечерней Москвы» 21 февраля 1928 года, в котором он поздравлял М. Ф. Ленина с двадцатипятилетним служением театру.

«Артисту общественнику Дорогой Михаил Францевич, обстоятельства помешали мне принять участие в чествовании Вашей двадцатипятилетней службы искусству. Если бы я был на юбилее, я бы попросил Вас среди других Ваших знаков отличия и доверия показать хранящийся в Вашем кармане скромный красный билет, датированный октябрем—ноябрем 1917 года. Этот билет, дававший Вам в октябрьские дни право на вход в Московский Совет и другие советские учреждения, знаменовал собой величайшее доверие к Вам молодой Советской власти. Вы были одним из первых, которые протянули рабочим и крестьянам руку помощи, были старым гренадером-офицером, который одним» из первых среди интеллигенции угадал значение величайшего Октябрьского переворота. Я бы попросил Вас рассказать, как на первом съезде актеров (помнится, в 1918 г.) Вы защищали Ваш производственный принцип организации профессионального движения и не побоялись утверждать это громко, открыто и честно, несмотря на то, что некоторые из Ваших артистических друзей демонстративно хлопнули дверью по Вашему адресу, а другие не стеснялись поносить Вас как большевика. Истина и революция победили, Михаил Францевич. Теперь подавляющее, надеюсь, большинство артистов согласны, что правы были Вы в поддержке Советской власти, а не они в борьбе против нас. Но здоровый глаз не у того, кто видит при ярком полуденном солнце, а у того, кто далеко рассматривает в предрассветном тумане. Ваш зоркий общественный взгляд я и хотел отметить, если не в речи на юбилее, то хоть в печатных строках в газете.
Ваш Н. Семашко».

М. Ф. Ленин родился в 1880 году в Киеве и до конца жизни любил Украину трогательной и нежной любовью. Как и у большинства будущих актеров, у Михаила Францевича первое же соприкосновение с театральным зрелищем рождает любовь к театру и непреодолимую тягу к нему, страстное желание быть актером. Учась в Киевском реальном училище, Михаил Францевич принимает участие в ученических спектаклях и уже тогда, шестнадцати лет, играет Альберта в «Скупом рыцаре» Пушкина. Его отмечает киевская печать в этом спектакле как «недурного исполнителя в роли Альберта». В 1899 году девятнадцатилетним юношей Михаил Францевич приезжает в Москву и держит экзамен в школу Малого театра. На экзамене он читал лермонтовского «Умирающего гладиатора». А. П. Ленский очень внимательно относился на экзаменах к поступающим в театральную школу и говорил, что вялое, неумелое чтение еще не свидетельствует о бесталанности экзаменующегося и что тот же человек иногда совершенно преображается, когда в гриме и костюме выступает в отрывке. Ленский предложил Ленину попробовать роль Самозванца в сцене у фонтана из «Бориса Годунова». Отрывок прошел превосходно, и Михаил Францевич был зачислен в театральную школу. Со второго полугодия ему назначается стипендия в двадцать пять рублей в месяц.

Уже со второго курса Ленин привлекается к спектаклям Малого театра и филиала (Нового театра). Он участвует в «Ромео и Джульетте», в тургеневском «Завтраке у предводителя» и обращает на себя внимание как исполнитель, у которого есть вкус и чувство меры.

Во время гастролей Томмазо Сальвини М. Ф. Ленин играет с ним короля Французского в шекспировском «Короле Лире».

В 1902 году, после окончания театральной школы, Ленин зачисляется в труппу Малого театра.

А. П. Ленский был воспитателем М. Ф. Ленина. Он очень следил, чтобы ученики занимались в школе общеобразовательными предметами, и внушал им, что только образованный и культурный актер в состоянии вести за собой зрительный зал. Ленский воспитывал в учениках сознание серьезности и ответственности взятой ими на себя задачи, уважение к искусству, внимательное и серьезное отношение к делу. Ленский настаивал, чтобы ученики постоянно смотрели спектакли в Малом театре и имели собственную оценку просмотренных спектаклей. Обаяние личности Ленского, его сверкающий артистический талант оставляли неизгладимый след на его учениках, вызывали в них желание следовать примеру своего великого учителя в его глубоко проникновенном и благоговейном отношении к искусству и бескорыстной любви к театру.

Михаил Францевич до конца жизни сохранял заветы Ленского и чувство любви и благодарности к своему учителю.

М. Ф. Ленин, один из лучших учеников Ленского, с первых шагов на сцене Малого театра проявляет себя наследником лучших традиций Щепкина, Ермоловой, Ленского и быстро завоевывает положение. К каждой роли, какова она ни была, он подходил вдумчиво и серьезно. Для него не было не важных ролей, он, как истинный художник, старался сделать что-то интересное даже в бесцветных ролях. Он умел проникать в социальную сущность создаваемого образа. Например, в «Старом Гейдельберге» он, тогда еще совсем молодой актер, играл принца так, что зритель в самом деле видел перед собой аристократа, владетельную особу. Все это было потому, что у Михаила Францевича была страсть к знаниям, к глубокому изучению материалов вокруг той роли, над которой он работал. Он всегда стремился в каждой роли отыскать что-то новое, может быть, незамеченное другими и недонесенное до зрителя. Само познание материалов для роли доставляло ему наслаждение, тогда как для большинства актеров это было лишь подсобным процессом.

Летние поездки артистов Малого театра давали возможность молодым актерам попробовать свои силы в самых разнообразных и крупных ролях, и М. Ф. Ленин во время этих поездок много играет: Незнамова в «Без вины виноватые» Островского, Астрова в «Дяде Ване» Чехова, князя Мышкина в «Идиоте» по Достоевскому, Ромашова в «Поединке» Куприна, играет в пьесах Сумбатова и других драматургов того времени. Не всегда все роли идут у него успешно, но у него есть чувство самоанализа и самоконтроля и умение прислушиваться к критике. И если он ту или иную роль играет недостаточно верно, он старается выправить ее, глубже вжиться в образ, а иногда и заново все пересмотреть в роли.

М Ф. Ленин был прекрасным исполнителем героических ролей, например Бориса Годунова. Создание образа Бориса — очень большая удача М. Ф. Ленина. Борис Годунов в его исполнении — мудрый правитель, но его не любят бояре, у него нет поддержки народа, он трагически одинок и, действуя один против всех, приходит к трагическому концу. М. Ф. Ленин сумел передать всю гамму страданий сильного, умного, непонятого человека. Пушкинский стих, великолепно звучавший в исполнении Ленина, прекрасно передавал внутренний мир Бориса Годунова, широко раскрывал трагедию человеческой души и заставлял зрителя с волнением следить за каждым шагом Бориса Годунова—Ленина и верить ему.

Умением тонко создавать психологический рисунок роли он восхитил и изумил нас всех в пьесе Ибсена «Гедда Габлер» в роли Левборга.

А. В. Луначарский после спектакля «Медвежья свадьба», придя за кулисы, сказал М. Ф. Ленину: «Вы явились вдохновенным воплотителем страшного и несчастного Шемета».

Также художественно верны были его Несчастливцев («Лес» Островского), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» Корнейчука), Филипп II («Дон Карлос» Шиллера), Юлий Цезарь («Юлий Цезарь» Шекспира), «Царь Эдип» («Эдип-царь» Софокла), Дон Саллюстий («Рюи Блаз» Гюго), Антонио (Венецианский купец» Шекспира), Анджело («Мера за меру» Шекспира), Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Кре-чинский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина).

Несмотря на то, что героика ближе всего была таланту Ленина, он ценил всю глубину, ширь, красоту и мощь драм и комедий Островского, великолепно воплощая целый ряд его сценических образов и среди них свою любимую роль — Несчастливцева в «Лесе». Еще в годы театрального обучения А. П. Ленский говорил Ленину, что «Несчастливцев будет одной из лучших его ролей». «Лес» Островского и роль Несчастливцева всегда творчески обогащали Михаила Францевича — этот спектакль, по его собственному признанию, был для него всегда полон какой-то особенной прелести.

При создании роли Богдана Хмельницкого в пьесе А. Корнейчука его особенно воодушевлял образ этого народного героя Украины, человека большого ума и сложного характера. В работе над ролью Михаил Францевич изучал большое количество материалов, знакомился со многими историческими источниками и забытыми порой книгами.

Михаил Францевич стремился быть всегда в гуще событий сегодняшнего дня советской жизни. Во время поездок и гастролей театра он осматривал те места, которые посетил до революции, и бывал радостно взволнован, видя, как растут города, казавшиеся до революции застоявшимся болотом. М. Ф. Ленин часто выступал на страницах печати, делился впечатлениями обо всем виденном. Его занимало многое — новая жизнь, новые города, новые советские люди. Он был восхищен встречей с Чкаловым и называл его русским богатырем, человеком большой души. Он сразу подметил жизнерадостность Чкалова, его юмор, его обостренный интерес к жизни и, главное, патриотизм замечательного летчика.

Не могу не упомянуть об одном замечательном, на мой взгляд, спектакле, в котором талант М. Ф. Ленина, был как бы поставлен «на ту полочку, где ему надлежало быть». Это сделать тем более необходимо, что талант Михаила Францевича за годы работы в Малом театре не всегда был оценен в должной мере и использован достаточно по назначению. Спектакль, о котором я говорю, состоялся в 1920 году в театре бывш. Корша. Это был «Эдип-царь» Софокла в постановке И. Худолеева и декорациях Г. Якулова, где Ленин великолепно играл Эдипа. Декорации были конструктивистского характера, спектакль шел без занавеса, но Ленин, несмотря на все «новшества»« оставался верен реализму и создал образ живого, наполненного кровью человека. Голос М. Ф. Ленина особенно был глубок, силен и красив в этой роли. Михаил Францевич был настолько полон этой ролью, что и позже, в поездках, в очень тяжелых условиях, под открытым небом, ставил эту трагедию Софокла, с успехом играя в ней фиванского царя Эдипа.

На какое-то время М. Ф. Ленин покинул Малый театр и ушел в Показательный театр и театр бывш. Корша. Но вскоре он снова вернулся в свой родной дом — в Малый театр.

Он вернулся в Малый театр, потому что был плоть от плоти именно Малого театра с его особенным, свойственным только ему тоном. «Тон Малого театра»! Эта святая традиция бережно хранится; старшие поколения актеров передают ее молодым, как знамя, как символ силы «Дома Щепкина». Что же это за «тон»? И в одном ли «тоне» только сила? Конечно, нет. «Тон» — только выражение особой школы, школы создания многогранных сценических образов, школы «глубинной вспашки» роли. Истинный актер Малого театра будет всегда отличен в другом театре своей манерой игры и своим «тоном». «Тон» этот — высокий, окрыленный, отчетливо слышный, ясный и звонкий, четкий; он очень труден для многих актеров других школ. Малейший срыв в нем губит все, важно, чтобы этот «тон» умело подхватывался партнерами, создавая музыку речи и ансамбль спектакля. В «тоне» Малого театра заложена истина театра, ибо сцена не терпиг тусклой, хриплой, слабой, нечленораздельной речи, вялости тон» и излишнего опрощения. «Тон» Малого театра — подлинная, реалистическая его простота.

Если бы Михаил Францевич Ленин не обладал «тоном Малого театра», не прошел бы трудной школы овладения этим «тоном», вряд ли удалось бы ему так безукоризненно, так художественно воплотить образ царя Эдипа. Для этой роли нужна высокая техника речи, дыхание, техника движений и огненный темперамент, каким обладал Ленин в созвучных его таланту героических ролях. В царе Эдипе Ленин показал всю широту своих артистических возможностей. Когда ослепленный царь Эдип — Ленин кричал от боли, этот крик не был только проявлением физической боли — он передавал всю трагедию царя Эдипа, передавал его обреченность в борьбе с судьбой и его отчаяние. Игра Ленина переносила вас под небо Древней Греции, заставляла забывать о театре, она была полным воплощением классической трагедии и потрясала высоким реализмом.

О М. Ф. Ленине наша критика и до революции и после революции писала много и по-разному. Одни упрекали его в холодности, другие отмечали его стремительность, неудержимость его игры, но все критики сходились все-таки в одном: Ленин умный актер, широкого диапазона. Так оно и было. И если Москва до 1913 года знала, что в Малом театре есть даровитый молодой артист — М. Ф. Ленин, то в 1913 году, после спектакля «Порыв» Кистемеккера в постановке И. С. Платона, столица узнала, что М. Ф. Ленин — большой художник сцены, талантом которого она может гордиться. Этот спектакль выдвинул Михаила Францевича на первый план. Я бы сказала, что из слабой пьесы он создал нечто большое и значительное. М. Ф. Ленин играл в ней французского офицера Фельда, которого старается подкупить немецкий шпион — банкир, с тем чтобы тот продал ему планы французской крепости. В порыве негодования Фельд — Ленин душит шпиона. М. Ф. Ленин сумел передать во всех тонкостях национальное своеобразие образа французского офицера. Вот это умение чувствовать, умение художественно воплотить национальность сценического персонажа со всеми присущими ему особенностями, характерными чертами и ритмом речи, движений и делали Ленина тонким, подлинным художником. Если его Фельд был француз и человек огненного темперамента, то его Левборг в «Гедде Габлер» Ибсена был истый северянин. Но оба были живые, подлинные, волнующие. И уж, конечно, с необыкновенным проникновением созданы были М. Ф. Лениным образы русских патриотов. Не могу не вспомнить спектакль 1942 года «Война и мир» по роману Толстого в постановке И. Судакова, в котором Ленин играл русского посла, генерала Балашова. С каким достоинством держался Балашов — Ленин перед Наполеоном, указывая французскому императору на дорогу, знакомую шведам полтавскую дорогу. С какой страстью и презрением Балашов — Ленин дает отповедь и французским генералам. Слушая Михаила Францевича, веришь ему, и это рождает веру в непоколебимость русской мощи.

Однажды, в 1913 году, М. Ф. Ленину была предложена роль Макбета. Каково же было удивление всех, когда артист отказался от этой роли, заявив, что не считает себя достаточно созревшим, чтобы взяться за такую ответственную задачу. В этом шаге есть мужество, самоотвержение, скромность истинного и строгого к себе художника. Кто бы это сделал из актеров, обладавших даже меньшими способностями, чем М. Ф. Ленин? Ведь роль Макбета исключительно выгодна для исполнителя. Однако Михаил Францевич это сделал!

Его отказ от Макбета в 1913 году и дальнейшая неустанная работа над собой позволили Ленину через семь лет, в 1920 году, так блистательно и незабываемо сыграть царя Эдипа. Его строгая оценка своих возможностей была полностью вознаграждена.

М. Ф. Ленин в этом случае, как и всегда, был верен заветам своего обожаемого учителя, великого А. П. Ленского.

М. Ф. Ленин очень любил молодежь и по-хорошему завидовал ее буйному росту, когда после Октябрьской революции перед ней открылись все дороги. Он жалел, что родился слишком рано и что на его веку было слишком много политически сумеречных дней. Пушкинские слова «Здравствуй, племя, младое, незнакомое...» были в устах Михаила Францевича наполнены особой искренностью.

Во время поездок Малого театра по Советскому Союзу Ленин много времени проводил среди театральной молодежи. Его беседы, живое общение с ним приносили большую пользу молодым актерам. Во время этих поездок, когда мы все были ближе друг к другу, чем в Москве, Ленин был всегда приятным и интересным собеседником, прекрасным товарищем.

Помимо большой актерской деятельности, М. Ф. Ленин вел большую общественную работу во Всероссийском театральном обществе и был председателем Московского комитета Рабис. Им написаны прекрасные записки о наших учителях-артистах, создавших славу Малого театра, — о Ленском, Ермоловой, Рыбакове, Правдине и об актерах старой провинции.

Как рано он умер. Он был так полон творческой энергии, сил и горения, так любил он искусство, которое понимал как выражение жизни человеческого духа, выражение жизни духа нации, как воплощение идей нашей Родины...


Дата публикации: 03.03.2005
«К 135-летию со дня рождения Е.Д.Турчаниновой»

Е.Д.Турчанинова

МИХАИЛ ФРАНЦЕВИЧ ЛЕНИН


Самым отличительным и характерным свойством Михаила Францевича Ленина была пытливость ума. Его развитие, интеллигентность были широки и выходили далеко за круг театральных интересов. М. Ф. Ленина по-настоящему интересовали все-виды искусства: он любил живопись, скульптуру и архитектуру. Он хорошо знал, кем и когда посгроен тот или иной замечательный архитектурный памятник и где можно увидеть столь же достойную достопримечательность. Это живое восприятие искусства во всех его видах делало Ленина занимательным и интересным собеседником.

М. Ф. Ленин проработал на сцене Малого театра пятьдесят лет, и вот уже несколько лет как его унесла из жизни болезнь, о которой никто не догадывался и меньше всего он сам (туберкулез скоротечной формы). А каким недавним кажется время, когда на одном из спектаклей А. А. Яблочкина и я обратили? внимание на молодого артиста, пришедшего из театральной школы имени Щепкина. Нас поразила его прекрасная внешность,. великолепный голос и в то же время скованность движений и» какая-то негибкость стройной фигуры. Мы решили указать молодому актеру на эти очень существенные недостатки и посоветовать поработать над собой. Красивое лицо ученика залилось» краской, когда мы обратились к нему со своими советами и критикой. Он все молча выслушал и поблагодарил нас. М. Ф Ленин за всю жизнь не потерял способности прислушиваться к» дружеской критике и следовать советам, трудиться и всю жизнь. работать, исправляя недостатки и углубляя свое творчество. Позже он говорил мне, что наше замечание принесло ему большую пользу. Он много работал, и ежедневная тренировка сохранила ему до старости гибкость и стройность фигуры. Точно так же он ежедневно работал над своим великолепным голосом, М. Ф. Ленин был влюблен в Пушкина. Творчество Пушкина было его стихией, знал бесконечное число его стихотворений наизусть и постоянно читал их в концертах. Он жил Пушкиным, погружаясь в эпоху великого поэта, осязая ее, как свое время. Драмы Пушкина он считал верхом совершенства.

Верность эстетического вкуса помогали Михаилу Францевичу в работе над ролями. Но не только искусство интересовало его. Его интересовала и жизнь, весь широкий поток человеческих достижений и успехов, наука, изобретения, правда жизни, ее борьба. Он живо проникал во все явления, восхищаясь человеческим гением и поклоняясь ему. Он хорошо знал и любил историю. И считал необходимым для актера знать не только исторические события, но причины их возникновения. М. Ф. Ленин один из первых деятелей театрального мира понял значение и величие Октябрьской революции; об этом свидетельствует приводимое ниже письмо Н. А. Семашко, опубликованное на страницах «Вечерней Москвы» 21 февраля 1928 года, в котором он поздравлял М. Ф. Ленина с двадцатипятилетним служением театру.

«Артисту общественнику Дорогой Михаил Францевич, обстоятельства помешали мне принять участие в чествовании Вашей двадцатипятилетней службы искусству. Если бы я был на юбилее, я бы попросил Вас среди других Ваших знаков отличия и доверия показать хранящийся в Вашем кармане скромный красный билет, датированный октябрем—ноябрем 1917 года. Этот билет, дававший Вам в октябрьские дни право на вход в Московский Совет и другие советские учреждения, знаменовал собой величайшее доверие к Вам молодой Советской власти. Вы были одним из первых, которые протянули рабочим и крестьянам руку помощи, были старым гренадером-офицером, который одним» из первых среди интеллигенции угадал значение величайшего Октябрьского переворота. Я бы попросил Вас рассказать, как на первом съезде актеров (помнится, в 1918 г.) Вы защищали Ваш производственный принцип организации профессионального движения и не побоялись утверждать это громко, открыто и честно, несмотря на то, что некоторые из Ваших артистических друзей демонстративно хлопнули дверью по Вашему адресу, а другие не стеснялись поносить Вас как большевика. Истина и революция победили, Михаил Францевич. Теперь подавляющее, надеюсь, большинство артистов согласны, что правы были Вы в поддержке Советской власти, а не они в борьбе против нас. Но здоровый глаз не у того, кто видит при ярком полуденном солнце, а у того, кто далеко рассматривает в предрассветном тумане. Ваш зоркий общественный взгляд я и хотел отметить, если не в речи на юбилее, то хоть в печатных строках в газете.
Ваш Н. Семашко».

М. Ф. Ленин родился в 1880 году в Киеве и до конца жизни любил Украину трогательной и нежной любовью. Как и у большинства будущих актеров, у Михаила Францевича первое же соприкосновение с театральным зрелищем рождает любовь к театру и непреодолимую тягу к нему, страстное желание быть актером. Учась в Киевском реальном училище, Михаил Францевич принимает участие в ученических спектаклях и уже тогда, шестнадцати лет, играет Альберта в «Скупом рыцаре» Пушкина. Его отмечает киевская печать в этом спектакле как «недурного исполнителя в роли Альберта». В 1899 году девятнадцатилетним юношей Михаил Францевич приезжает в Москву и держит экзамен в школу Малого театра. На экзамене он читал лермонтовского «Умирающего гладиатора». А. П. Ленский очень внимательно относился на экзаменах к поступающим в театральную школу и говорил, что вялое, неумелое чтение еще не свидетельствует о бесталанности экзаменующегося и что тот же человек иногда совершенно преображается, когда в гриме и костюме выступает в отрывке. Ленский предложил Ленину попробовать роль Самозванца в сцене у фонтана из «Бориса Годунова». Отрывок прошел превосходно, и Михаил Францевич был зачислен в театральную школу. Со второго полугодия ему назначается стипендия в двадцать пять рублей в месяц.

Уже со второго курса Ленин привлекается к спектаклям Малого театра и филиала (Нового театра). Он участвует в «Ромео и Джульетте», в тургеневском «Завтраке у предводителя» и обращает на себя внимание как исполнитель, у которого есть вкус и чувство меры.

Во время гастролей Томмазо Сальвини М. Ф. Ленин играет с ним короля Французского в шекспировском «Короле Лире».

В 1902 году, после окончания театральной школы, Ленин зачисляется в труппу Малого театра.

А. П. Ленский был воспитателем М. Ф. Ленина. Он очень следил, чтобы ученики занимались в школе общеобразовательными предметами, и внушал им, что только образованный и культурный актер в состоянии вести за собой зрительный зал. Ленский воспитывал в учениках сознание серьезности и ответственности взятой ими на себя задачи, уважение к искусству, внимательное и серьезное отношение к делу. Ленский настаивал, чтобы ученики постоянно смотрели спектакли в Малом театре и имели собственную оценку просмотренных спектаклей. Обаяние личности Ленского, его сверкающий артистический талант оставляли неизгладимый след на его учениках, вызывали в них желание следовать примеру своего великого учителя в его глубоко проникновенном и благоговейном отношении к искусству и бескорыстной любви к театру.

Михаил Францевич до конца жизни сохранял заветы Ленского и чувство любви и благодарности к своему учителю.

М. Ф. Ленин, один из лучших учеников Ленского, с первых шагов на сцене Малого театра проявляет себя наследником лучших традиций Щепкина, Ермоловой, Ленского и быстро завоевывает положение. К каждой роли, какова она ни была, он подходил вдумчиво и серьезно. Для него не было не важных ролей, он, как истинный художник, старался сделать что-то интересное даже в бесцветных ролях. Он умел проникать в социальную сущность создаваемого образа. Например, в «Старом Гейдельберге» он, тогда еще совсем молодой актер, играл принца так, что зритель в самом деле видел перед собой аристократа, владетельную особу. Все это было потому, что у Михаила Францевича была страсть к знаниям, к глубокому изучению материалов вокруг той роли, над которой он работал. Он всегда стремился в каждой роли отыскать что-то новое, может быть, незамеченное другими и недонесенное до зрителя. Само познание материалов для роли доставляло ему наслаждение, тогда как для большинства актеров это было лишь подсобным процессом.

Летние поездки артистов Малого театра давали возможность молодым актерам попробовать свои силы в самых разнообразных и крупных ролях, и М. Ф. Ленин во время этих поездок много играет: Незнамова в «Без вины виноватые» Островского, Астрова в «Дяде Ване» Чехова, князя Мышкина в «Идиоте» по Достоевскому, Ромашова в «Поединке» Куприна, играет в пьесах Сумбатова и других драматургов того времени. Не всегда все роли идут у него успешно, но у него есть чувство самоанализа и самоконтроля и умение прислушиваться к критике. И если он ту или иную роль играет недостаточно верно, он старается выправить ее, глубже вжиться в образ, а иногда и заново все пересмотреть в роли.

М Ф. Ленин был прекрасным исполнителем героических ролей, например Бориса Годунова. Создание образа Бориса — очень большая удача М. Ф. Ленина. Борис Годунов в его исполнении — мудрый правитель, но его не любят бояре, у него нет поддержки народа, он трагически одинок и, действуя один против всех, приходит к трагическому концу. М. Ф. Ленин сумел передать всю гамму страданий сильного, умного, непонятого человека. Пушкинский стих, великолепно звучавший в исполнении Ленина, прекрасно передавал внутренний мир Бориса Годунова, широко раскрывал трагедию человеческой души и заставлял зрителя с волнением следить за каждым шагом Бориса Годунова—Ленина и верить ему.

Умением тонко создавать психологический рисунок роли он восхитил и изумил нас всех в пьесе Ибсена «Гедда Габлер» в роли Левборга.

А. В. Луначарский после спектакля «Медвежья свадьба», придя за кулисы, сказал М. Ф. Ленину: «Вы явились вдохновенным воплотителем страшного и несчастного Шемета».

Также художественно верны были его Несчастливцев («Лес» Островского), Богдан Хмельницкий («Богдан Хмельницкий» Корнейчука), Филипп II («Дон Карлос» Шиллера), Юлий Цезарь («Юлий Цезарь» Шекспира), «Царь Эдип» («Эдип-царь» Софокла), Дон Саллюстий («Рюи Блаз» Гюго), Антонио (Венецианский купец» Шекспира), Анджело («Мера за меру» Шекспира), Чацкий («Горе от ума» Грибоедова), Кре-чинский («Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина).

Несмотря на то, что героика ближе всего была таланту Ленина, он ценил всю глубину, ширь, красоту и мощь драм и комедий Островского, великолепно воплощая целый ряд его сценических образов и среди них свою любимую роль — Несчастливцева в «Лесе». Еще в годы театрального обучения А. П. Ленский говорил Ленину, что «Несчастливцев будет одной из лучших его ролей». «Лес» Островского и роль Несчастливцева всегда творчески обогащали Михаила Францевича — этот спектакль, по его собственному признанию, был для него всегда полон какой-то особенной прелести.

При создании роли Богдана Хмельницкого в пьесе А. Корнейчука его особенно воодушевлял образ этого народного героя Украины, человека большого ума и сложного характера. В работе над ролью Михаил Францевич изучал большое количество материалов, знакомился со многими историческими источниками и забытыми порой книгами.

Михаил Францевич стремился быть всегда в гуще событий сегодняшнего дня советской жизни. Во время поездок и гастролей театра он осматривал те места, которые посетил до революции, и бывал радостно взволнован, видя, как растут города, казавшиеся до революции застоявшимся болотом. М. Ф. Ленин часто выступал на страницах печати, делился впечатлениями обо всем виденном. Его занимало многое — новая жизнь, новые города, новые советские люди. Он был восхищен встречей с Чкаловым и называл его русским богатырем, человеком большой души. Он сразу подметил жизнерадостность Чкалова, его юмор, его обостренный интерес к жизни и, главное, патриотизм замечательного летчика.

Не могу не упомянуть об одном замечательном, на мой взгляд, спектакле, в котором талант М. Ф. Ленина, был как бы поставлен «на ту полочку, где ему надлежало быть». Это сделать тем более необходимо, что талант Михаила Францевича за годы работы в Малом театре не всегда был оценен в должной мере и использован достаточно по назначению. Спектакль, о котором я говорю, состоялся в 1920 году в театре бывш. Корша. Это был «Эдип-царь» Софокла в постановке И. Худолеева и декорациях Г. Якулова, где Ленин великолепно играл Эдипа. Декорации были конструктивистского характера, спектакль шел без занавеса, но Ленин, несмотря на все «новшества»« оставался верен реализму и создал образ живого, наполненного кровью человека. Голос М. Ф. Ленина особенно был глубок, силен и красив в этой роли. Михаил Францевич был настолько полон этой ролью, что и позже, в поездках, в очень тяжелых условиях, под открытым небом, ставил эту трагедию Софокла, с успехом играя в ней фиванского царя Эдипа.

На какое-то время М. Ф. Ленин покинул Малый театр и ушел в Показательный театр и театр бывш. Корша. Но вскоре он снова вернулся в свой родной дом — в Малый театр.

Он вернулся в Малый театр, потому что был плоть от плоти именно Малого театра с его особенным, свойственным только ему тоном. «Тон Малого театра»! Эта святая традиция бережно хранится; старшие поколения актеров передают ее молодым, как знамя, как символ силы «Дома Щепкина». Что же это за «тон»? И в одном ли «тоне» только сила? Конечно, нет. «Тон» — только выражение особой школы, школы создания многогранных сценических образов, школы «глубинной вспашки» роли. Истинный актер Малого театра будет всегда отличен в другом театре своей манерой игры и своим «тоном». «Тон» этот — высокий, окрыленный, отчетливо слышный, ясный и звонкий, четкий; он очень труден для многих актеров других школ. Малейший срыв в нем губит все, важно, чтобы этот «тон» умело подхватывался партнерами, создавая музыку речи и ансамбль спектакля. В «тоне» Малого театра заложена истина театра, ибо сцена не терпиг тусклой, хриплой, слабой, нечленораздельной речи, вялости тон» и излишнего опрощения. «Тон» Малого театра — подлинная, реалистическая его простота.

Если бы Михаил Францевич Ленин не обладал «тоном Малого театра», не прошел бы трудной школы овладения этим «тоном», вряд ли удалось бы ему так безукоризненно, так художественно воплотить образ царя Эдипа. Для этой роли нужна высокая техника речи, дыхание, техника движений и огненный темперамент, каким обладал Ленин в созвучных его таланту героических ролях. В царе Эдипе Ленин показал всю широту своих артистических возможностей. Когда ослепленный царь Эдип — Ленин кричал от боли, этот крик не был только проявлением физической боли — он передавал всю трагедию царя Эдипа, передавал его обреченность в борьбе с судьбой и его отчаяние. Игра Ленина переносила вас под небо Древней Греции, заставляла забывать о театре, она была полным воплощением классической трагедии и потрясала высоким реализмом.

О М. Ф. Ленине наша критика и до революции и после революции писала много и по-разному. Одни упрекали его в холодности, другие отмечали его стремительность, неудержимость его игры, но все критики сходились все-таки в одном: Ленин умный актер, широкого диапазона. Так оно и было. И если Москва до 1913 года знала, что в Малом театре есть даровитый молодой артист — М. Ф. Ленин, то в 1913 году, после спектакля «Порыв» Кистемеккера в постановке И. С. Платона, столица узнала, что М. Ф. Ленин — большой художник сцены, талантом которого она может гордиться. Этот спектакль выдвинул Михаила Францевича на первый план. Я бы сказала, что из слабой пьесы он создал нечто большое и значительное. М. Ф. Ленин играл в ней французского офицера Фельда, которого старается подкупить немецкий шпион — банкир, с тем чтобы тот продал ему планы французской крепости. В порыве негодования Фельд — Ленин душит шпиона. М. Ф. Ленин сумел передать во всех тонкостях национальное своеобразие образа французского офицера. Вот это умение чувствовать, умение художественно воплотить национальность сценического персонажа со всеми присущими ему особенностями, характерными чертами и ритмом речи, движений и делали Ленина тонким, подлинным художником. Если его Фельд был француз и человек огненного темперамента, то его Левборг в «Гедде Габлер» Ибсена был истый северянин. Но оба были живые, подлинные, волнующие. И уж, конечно, с необыкновенным проникновением созданы были М. Ф. Лениным образы русских патриотов. Не могу не вспомнить спектакль 1942 года «Война и мир» по роману Толстого в постановке И. Судакова, в котором Ленин играл русского посла, генерала Балашова. С каким достоинством держался Балашов — Ленин перед Наполеоном, указывая французскому императору на дорогу, знакомую шведам полтавскую дорогу. С какой страстью и презрением Балашов — Ленин дает отповедь и французским генералам. Слушая Михаила Францевича, веришь ему, и это рождает веру в непоколебимость русской мощи.

Однажды, в 1913 году, М. Ф. Ленину была предложена роль Макбета. Каково же было удивление всех, когда артист отказался от этой роли, заявив, что не считает себя достаточно созревшим, чтобы взяться за такую ответственную задачу. В этом шаге есть мужество, самоотвержение, скромность истинного и строгого к себе художника. Кто бы это сделал из актеров, обладавших даже меньшими способностями, чем М. Ф. Ленин? Ведь роль Макбета исключительно выгодна для исполнителя. Однако Михаил Францевич это сделал!

Его отказ от Макбета в 1913 году и дальнейшая неустанная работа над собой позволили Ленину через семь лет, в 1920 году, так блистательно и незабываемо сыграть царя Эдипа. Его строгая оценка своих возможностей была полностью вознаграждена.

М. Ф. Ленин в этом случае, как и всегда, был верен заветам своего обожаемого учителя, великого А. П. Ленского.

М. Ф. Ленин очень любил молодежь и по-хорошему завидовал ее буйному росту, когда после Октябрьской революции перед ней открылись все дороги. Он жалел, что родился слишком рано и что на его веку было слишком много политически сумеречных дней. Пушкинские слова «Здравствуй, племя, младое, незнакомое...» были в устах Михаила Францевича наполнены особой искренностью.

Во время поездок Малого театра по Советскому Союзу Ленин много времени проводил среди театральной молодежи. Его беседы, живое общение с ним приносили большую пользу молодым актерам. Во время этих поездок, когда мы все были ближе друг к другу, чем в Москве, Ленин был всегда приятным и интересным собеседником, прекрасным товарищем.

Помимо большой актерской деятельности, М. Ф. Ленин вел большую общественную работу во Всероссийском театральном обществе и был председателем Московского комитета Рабис. Им написаны прекрасные записки о наших учителях-артистах, создавших славу Малого театра, — о Ленском, Ермоловой, Рыбакове, Правдине и об актерах старой провинции.

Как рано он умер. Он был так полон творческой энергии, сил и горения, так любил он искусство, которое понимал как выражение жизни человеческого духа, выражение жизни духа нации, как воплощение идей нашей Родины...


Дата публикации: 03.03.2005