Количество фильмов, в которых снялся Александр Клюквин, приближается к ста. В их числе — «Петербургские тайны», «Адмиралъ», «Ефросинья», «Сердце звезды», «Измены». Его голосом на наших экранах говорят Роберт де Ниро, Аль Пачино, Том Хэнкс. А общее число аудиокниг, дублированных, озвученных фильмов, мультфильмов, телепередач и компьютерных игр с трудом поддаётся подсчёту. Наша беседа с народным артистом России состоялась в гримёрной Малого театра, где он служит более 40 лет.
По натуре я не педагог
— Александр Владимирович, одно время вы преподавали во ВГИКе. Вернуться не хотите?
— В своё время меня и актёра нашего театра Александра Потапова попросил прийти в институт Виталий Соломин. Скажу откровенно, это очень интересное дело, и оно было мне очень по душе. Но если относиться к нему со всей ответственностью, надо проводить в институте шесть дней в неделю по девять-десять часов. То есть ни на что другое времени не остаётся. А потом я, наверное, всё-таки не педагог по натуре. Когда у нас был выпускной, все вокруг веселились, выпивали, а я поймал себя на мысли, что мне хочется плакать, потому что уходят родные мне люди, с которыми я провёл три года. Баталов тогда предложил мне взять курс, но я понял, что не смогу этих ребят полюбить так же, как моих первых выпускников.
— В Малом вы служите с юных лет. У вас никогда не возникало желания перейти в другой театр?
— Каждый раз, когда я бываю в другом театре, я говорю себе: «Слава богу, что я работаю в Малом». Здесь мой дом: я работаю в театре 40 лет плюс четыре года, пока учился в Театральном училище имени Щепкина.
Я текст никогда не забывал
— Актёры часто рассказывают о забавных историях, в которые они попадали на сцене из-за того, что забывали текст. С вами такое происходило?
— Я текст никогда не забывал. Но мне запомнился случай, произошедший с моим учителем народным артистом СССР Михаилом Ивановичем Царёвым. В пьесе «Горе от ума» я играл Петрушку, а он — Фамусова. И на моих глазах Михаил Иванович вдруг забыл текст! Возникла пауза, но он не пошёл к суфлёру. Михаил Иванович немножко подумал, тут же сочинил четверостишие в размере Грибоедова и точно вышёл на следующую реплику. Одно слово — мастер.
— В Интернете можно почитать ваши стихи, а услышать их где-то можно?
— До сих пор идут два спектакля, в которых использованы мои стихи. Для водевиля «Таинственный ящик» мной написаны 15-16 песен. До недавнего времени шёл музыкальный спектакль «Усилия любви» Шекспира, для него я написал около 20 песен. Мои стихи звучат и в музыкальной драме «Дон Жуан», я практически всю пьесу перелопатил.
На самом деле никто не наливает
— Вам приходилось рисковать здоровьем во время съёмок?
— Недавно, в конце марта, снимали эпизод в загородном пансионате. При 15 градусах мороза нужно было несколько раз выбежать из ресторана в рубашке и пиджаке. После этого я на две недели слёг с бронхитом. Увы, подобные вещи случаются. А все эти истории актёрские про то, что ты выбежал на мороз и тебе сразу налили водки, — это всё фигня. Никто ничего не наливает. Можешь сам себе налить, если держишь удар, но я не люблю выпивать во время работы — это как-то унизительно.
— А после?
— Иногда можно. У нас замечательная была традиция с Романом Филипповым. Помните его реплику в «Бриллиантовой руке»: «Будете у нас на Колыме — милости просим!»? Наши роли в спектакле «Доходное место» заканчивались за 45 минут до поклонов. И у нас возникла традиция: на один спектакль я приношу бутылочку, а он — закуску, а на другой спектакль наоборот. После работы мы могли себе позволить маленькие радости.
Больше всего люблю Альфа
— Вы признаётесь в любви к русскому языку, а ваши коллеги даже называют вас академиком слова. Эта любовь началась у вас, наверное, со школьной скамьи?
— Я ненавидел в школе русский язык и литературу. Я был троечником. У меня средний балл был, кажется, 3,2. Малый театр изменил моё отношение к литературе, к русскому языку. Сейчас я считаю, что лучшего драматурга, чем Островский, в мире нет, даже Шекспир на втором месте.
— Из тех персонажей, что вы озвучивали, есть ли самый любимый?
— Альф. Был такой американский комедийный сериал. Пожалуй, это один из немногих сериалов, где нет плохих людей, несчастной любви. Там даже воры — чудаки. Несколько лет назад меня остановил молодой гаишник и, не глядя, попросил предъявить документы. Я спрашиваю: «Я что-то нарушил?» И он вдруг спросил: «Так это вы Альфа озвучивали? Скажите что-нибудь голосом Альфа». Я говорю: «Документы отдай и отпускай меня». Он улыбнулся: «Езжайте. Бывает». Не скрою, было приятно.
Читаю не текст, а книгу
— Аудиокниги в вашем исполнении пользуются огромной популярностью. Вы сами выбираете авторов?
— Я записал уже более 146 книг, если считать книги по томам, и уже сам могу выбирать, могу отказываться, если мне что-то не нравится. Я всегда говорю: есть артисты, которые читают буквы, есть артисты, которые читают слова, предложения. Есть артисты, которые читают текст, а я читаю книгу с самого начала, с первого звука. Объяснить этого не могу, кто не понимает — пусть не суётся в эту профессию.
— Правда ли, что автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг сама выбрала ваше исполнение, ваш голос?
— Мне известно, что она проводила кастинг среди исполнителей её книг и выбрала меня. Я сейчас немножко похвастаюсь. Я могу читать совершенно незнакомый текст не останавливаясь и одновременно править орфографию, заменять неудачные слова. Это не составляет труда.
Разницей в возрасте мы с женой не заморачиваемся
— У вас с супругой разница в возрасте — 30 лет. Вы, наверное, ровесник родителей Тамары. Как они отнеслись к вашему браку?
— Мне кажется, что они не понимают этого до сих пор. А нас с Тамарой эта разница не смущает, никаких заморочек по этому поводу нет. Вместе мы уже восемь лет. К сожалению, нам редко удаётся куда-то всем вместе выбираться. Меня дома практически не бывает, я вынужден зарабатывать: у нас квартира взята в ипотеку в Тушине.
— Где вы с Тамарой познакомились?
— В театре, она работала заместителем заведующего режиссёрским управлением. Сейчас занимается воспитанием нашей дочери, ей только три с половиной года. Тамара у меня замечательный организатор. В театре её очень ждут и постоянно спрашивают: «Где Томик?»
Ирина КОЛПАКОВА, "Звездный бульвар", 20 июня 2018
Количество фильмов, в которых снялся Александр Клюквин, приближается к ста. В их числе — «Петербургские тайны», «Адмиралъ», «Ефросинья», «Сердце звезды», «Измены». Его голосом на наших экранах говорят Роберт де Ниро, Аль Пачино, Том Хэнкс. А общее число аудиокниг, дублированных, озвученных фильмов, мультфильмов, телепередач и компьютерных игр с трудом поддаётся подсчёту. Наша беседа с народным артистом России состоялась в гримёрной Малого театра, где он служит более 40 лет.
По натуре я не педагог
— Александр Владимирович, одно время вы преподавали во ВГИКе. Вернуться не хотите?
— В своё время меня и актёра нашего театра Александра Потапова попросил прийти в институт Виталий Соломин. Скажу откровенно, это очень интересное дело, и оно было мне очень по душе. Но если относиться к нему со всей ответственностью, надо проводить в институте шесть дней в неделю по девять-десять часов. То есть ни на что другое времени не остаётся. А потом я, наверное, всё-таки не педагог по натуре. Когда у нас был выпускной, все вокруг веселились, выпивали, а я поймал себя на мысли, что мне хочется плакать, потому что уходят родные мне люди, с которыми я провёл три года. Баталов тогда предложил мне взять курс, но я понял, что не смогу этих ребят полюбить так же, как моих первых выпускников.
— В Малом вы служите с юных лет. У вас никогда не возникало желания перейти в другой театр?
— Каждый раз, когда я бываю в другом театре, я говорю себе: «Слава богу, что я работаю в Малом». Здесь мой дом: я работаю в театре 40 лет плюс четыре года, пока учился в Театральном училище имени Щепкина.
Я текст никогда не забывал
— Актёры часто рассказывают о забавных историях, в которые они попадали на сцене из-за того, что забывали текст. С вами такое происходило?
— Я текст никогда не забывал. Но мне запомнился случай, произошедший с моим учителем народным артистом СССР Михаилом Ивановичем Царёвым. В пьесе «Горе от ума» я играл Петрушку, а он — Фамусова. И на моих глазах Михаил Иванович вдруг забыл текст! Возникла пауза, но он не пошёл к суфлёру. Михаил Иванович немножко подумал, тут же сочинил четверостишие в размере Грибоедова и точно вышёл на следующую реплику. Одно слово — мастер.
— В Интернете можно почитать ваши стихи, а услышать их где-то можно?
— До сих пор идут два спектакля, в которых использованы мои стихи. Для водевиля «Таинственный ящик» мной написаны 15-16 песен. До недавнего времени шёл музыкальный спектакль «Усилия любви» Шекспира, для него я написал около 20 песен. Мои стихи звучат и в музыкальной драме «Дон Жуан», я практически всю пьесу перелопатил.
На самом деле никто не наливает
— Вам приходилось рисковать здоровьем во время съёмок?
— Недавно, в конце марта, снимали эпизод в загородном пансионате. При 15 градусах мороза нужно было несколько раз выбежать из ресторана в рубашке и пиджаке. После этого я на две недели слёг с бронхитом. Увы, подобные вещи случаются. А все эти истории актёрские про то, что ты выбежал на мороз и тебе сразу налили водки, — это всё фигня. Никто ничего не наливает. Можешь сам себе налить, если держишь удар, но я не люблю выпивать во время работы — это как-то унизительно.
— А после?
— Иногда можно. У нас замечательная была традиция с Романом Филипповым. Помните его реплику в «Бриллиантовой руке»: «Будете у нас на Колыме — милости просим!»? Наши роли в спектакле «Доходное место» заканчивались за 45 минут до поклонов. И у нас возникла традиция: на один спектакль я приношу бутылочку, а он — закуску, а на другой спектакль наоборот. После работы мы могли себе позволить маленькие радости.
Больше всего люблю Альфа
— Вы признаётесь в любви к русскому языку, а ваши коллеги даже называют вас академиком слова. Эта любовь началась у вас, наверное, со школьной скамьи?
— Я ненавидел в школе русский язык и литературу. Я был троечником. У меня средний балл был, кажется, 3,2. Малый театр изменил моё отношение к литературе, к русскому языку. Сейчас я считаю, что лучшего драматурга, чем Островский, в мире нет, даже Шекспир на втором месте.
— Из тех персонажей, что вы озвучивали, есть ли самый любимый?
— Альф. Был такой американский комедийный сериал. Пожалуй, это один из немногих сериалов, где нет плохих людей, несчастной любви. Там даже воры — чудаки. Несколько лет назад меня остановил молодой гаишник и, не глядя, попросил предъявить документы. Я спрашиваю: «Я что-то нарушил?» И он вдруг спросил: «Так это вы Альфа озвучивали? Скажите что-нибудь голосом Альфа». Я говорю: «Документы отдай и отпускай меня». Он улыбнулся: «Езжайте. Бывает». Не скрою, было приятно.
Читаю не текст, а книгу
— Аудиокниги в вашем исполнении пользуются огромной популярностью. Вы сами выбираете авторов?
— Я записал уже более 146 книг, если считать книги по томам, и уже сам могу выбирать, могу отказываться, если мне что-то не нравится. Я всегда говорю: есть артисты, которые читают буквы, есть артисты, которые читают слова, предложения. Есть артисты, которые читают текст, а я читаю книгу с самого начала, с первого звука. Объяснить этого не могу, кто не понимает — пусть не суётся в эту профессию.
— Правда ли, что автор книг о Гарри Поттере Джоан Роулинг сама выбрала ваше исполнение, ваш голос?
— Мне известно, что она проводила кастинг среди исполнителей её книг и выбрала меня. Я сейчас немножко похвастаюсь. Я могу читать совершенно незнакомый текст не останавливаясь и одновременно править орфографию, заменять неудачные слова. Это не составляет труда.
Разницей в возрасте мы с женой не заморачиваемся
— У вас с супругой разница в возрасте — 30 лет. Вы, наверное, ровесник родителей Тамары. Как они отнеслись к вашему браку?
— Мне кажется, что они не понимают этого до сих пор. А нас с Тамарой эта разница не смущает, никаких заморочек по этому поводу нет. Вместе мы уже восемь лет. К сожалению, нам редко удаётся куда-то всем вместе выбираться. Меня дома практически не бывает, я вынужден зарабатывать: у нас квартира взята в ипотеку в Тушине.
— Где вы с Тамарой познакомились?
— В театре, она работала заместителем заведующего режиссёрским управлением. Сейчас занимается воспитанием нашей дочери, ей только три с половиной года. Тамара у меня замечательный организатор. В театре её очень ждут и постоянно спрашивают: «Где Томик?»
Ирина КОЛПАКОВА, "Звездный бульвар", 20 июня 2018