Дорогие друзья!
Продолжаем знакомить вас с материалами нашей газеты «Малый театр». Сегодня мы предлагаем вам интервью с актрисой Дарьей Новосельцевой, посвященное ее работе в спектакле «Таланты и поклонники».
В премьерном спектакле «Таланты и поклонники» ты играешь главную роль— актрису Негину. До этого у тебя уже было два ввода в спектаклях «Бешеные деньги» (Лидия Чебоксарова) и «Поздняя любовь» (Людмила). Все три роли в пьесах Островского. Для Малого театра, Дома Островского, это неудивительно, а для тебя? Близок ли и интересен тебе этот драматург?
На самом деле, еще со времен Щепкинского училища так повелось, что я героиня, и, с самого начала предполагалось, что я буду играть Островского (может быть из-за внешности). Островский, как нас учили, является основоположником русской национальной драматургии. Я думаю, что Островского, как и Пушкина, иностранцы не очень понимают в переводе. Шекспир— он не имеет национальности, хотя, возможно, англичане со мной и поспорят. А Островский— чисто русский драматург. И я себя ощущаю очень русской, возможно, поэтому мне комфортно в Островском. Это наш менталитет, и, несмотря на то, что это уже история и дело прошедшее, всё равно он ближе и современнее, чем многие пьесы, которые были написаны позже. Я совсем недавно поймала себя на мысли, что, когда ты играешь историческую пьесу, ты принимаешь условия игры и тебе легко. Конечно, ты изучаешь период, нравы, но это легко играть. Или если совсем современное произведение, про наше время, тоже получается легко, потому что мы живем в этой действительности. А если пьеса о таком периоде, например, как девяностые или восьмидесятые годы— казалось бы, это уже история, но недавняя, и ты чувствуешь, что стоишь на распутье и не знаешь, как правильно играть: как современность или уже историю? Такие произведения играть сложнее, чем Островского, мне кажется. К тому же Малый театр— это дом Островского, и когда здесь поручают его играть— это привилегия.
Если говорить о «Талантах и поклонниках», то твоя героиня Негина, безусловно, центр притяжения для всех персонажей пьесы. Как думаешь, что делает ее этим центром?
Я думаю, что люди собираются вокруг харизматичных личностей. И в Негиной должна быть эта харизма. Когда мы обсуждали с актерами и режиссером, что всех привлекает в Негиной, то это были ее прямота, непосредственность, ее любовь к театру, искреннее стремление стать большой актрисой. Бесспорно, это так. Но как определить эту харизму? Да, наверное, это притяжение, магия, которые есть в человеке, и заставляют всех окружающих людей внимательно к нему присматриваться, прислушиваться и стремиться находиться рядом, в сфере его влияния.
Негина действительно талантливая актриса?
Да, безусловно. Но вот как сыграть талантливого или неталантливого человека? Это может быть понятно только из реакции окружающих. Потому что как самому можно понять, талантливый ты или нет? То есть у тебя должна быть твердая внутренняя уверенность, что ты имеешь право каждый день выходить на сцену, заставлять зрителей смотреть на тебя и слушать. Я вот этого не очень понимаю… Я думаю, что Негина должна быть талантливой. Если у нее нет внутреннего обоснования, почему ее так тянет быть на сцене, почему это ее призвание, тогда в ее жизни всё должно быть намного проще. Тогда она может принимать ухаживания всех поклонников, которые вокруг нее вьются. Тогда она уедет с Великатовым, не раздумывая. Или наоборот, она бросит всё и скажет, что для нее семейный очаг и спокойствие гораздо важнее, чем сцена. А вот в том то и штука, что ее разрывает между тем, что она должна быть на сцене и тем, что она понимает, каким путем ей это предлагается. И на протяжении всего спектакля она отказывается от этой «кривой» дороги, она хочет быть честной и оставаться собой. Она не хочет поступаться своим принципами, что характеризует сильного человека. Но в итоге тяга к театру всё пересиливает. Ведь Негина поехала не за лучшей жизнью, не за деньгами, она поехала за самореализацией. И здесь гораздо сложнее переступить через себя. Это наверное больший поступок… Хотя отказаться от своего признания— это тоже поступок…У нас с Мишей (Мартьяновым, исполнителем роли Мелузова) есть одна шутка. Каждый раз, когда мы играем спектакль, там есть момент, когда Негина встречается с Мелузовым, а он потом уходит разбираться с Бакиным, и я ему всегда за кулисами говорю: «Нет, Миша, останься, ну хотя бы сегодня не уходи!», а он мне отвечает: «А ты хотя бы сегодня не уезжай с Великатовым». И я говорю: «Как получится!» (смеется). И каждый раз она уезжает!
А Негина любит Мелузова? Или она с ним только из-за принципов?
Владимир Николаевич (Драгунов, режиссер) нам это не простраивал и дал здесь свободу. Я думаю, что, если бы другой актер играл Петю, то он мог быть нелепым, смешным, как иногда решают его образ, возможно, тогда вместо любви Негина чувствовала жалость. А у нас эту роль играет Михаил Мартьянов. Петя красивый, умный, он герой, и мне кажется естественным, что Негина это ценит. И ведь в конце, когда они прощаются, она говорит: всё, что ты говорил, это правда. Она искренне ему верит и считает, что так и надо жить и идти по этому пути, но она так не может. А любит ли Негина его по-настоящему, я каждый раз решаю непосредственно на сцене. Потому что иногда у меня бывает, что на протяжении всего спектакля я его люблю, это мой жених, будущий муж. И вдруг неожиданно появляется Великатов, и дальше что-то идет не так. А бывает, я смотрю на Мишу, и вижу, что он ведет себя как подросток-максималист, и думаю, что за глупости, ведь так жить нельзя, и понимаю, что сегодня я его не люблю, я влюблена в Великатова.
Ты говоришь, что Негина уходит к Великатову ради своего призвания, но разве она не попадает под чары его обаяния, как и другие героини в пьесе?
Я уверена, что да. Это его основная черта, что он всем нравится. Опять-таки, харизма. Плюс его отношение к людям: он заставляет каждого человека почувствовать, что тот важен для него. Плюс эту роль играет Василий Зотов. И когда он выходит на сцену такой красивый, и смотрит голубыми глазами, естественно, что-то должно ёкнуть. Мне кажется, это даже интересно, что Негину тянут в разные стороны два равнопрекрасных мужчины. Если один из них подкачает, это будет не так интересно, а здесь они оба эталоны в совеем роде.
Беседовала Вера Тарасова
Дорогие друзья!
Продолжаем знакомить вас с материалами нашей газеты «Малый театр». Сегодня мы предлагаем вам интервью с актрисой Дарьей Новосельцевой, посвященное ее работе в спектакле «Таланты и поклонники».
В премьерном спектакле «Таланты и поклонники» ты играешь главную роль— актрису Негину. До этого у тебя уже было два ввода в спектаклях «Бешеные деньги» (Лидия Чебоксарова) и «Поздняя любовь» (Людмила). Все три роли в пьесах Островского. Для Малого театра, Дома Островского, это неудивительно, а для тебя? Близок ли и интересен тебе этот драматург?
На самом деле, еще со времен Щепкинского училища так повелось, что я героиня, и, с самого начала предполагалось, что я буду играть Островского (может быть из-за внешности). Островский, как нас учили, является основоположником русской национальной драматургии. Я думаю, что Островского, как и Пушкина, иностранцы не очень понимают в переводе. Шекспир— он не имеет национальности, хотя, возможно, англичане со мной и поспорят. А Островский— чисто русский драматург. И я себя ощущаю очень русской, возможно, поэтому мне комфортно в Островском. Это наш менталитет, и, несмотря на то, что это уже история и дело прошедшее, всё равно он ближе и современнее, чем многие пьесы, которые были написаны позже. Я совсем недавно поймала себя на мысли, что, когда ты играешь историческую пьесу, ты принимаешь условия игры и тебе легко. Конечно, ты изучаешь период, нравы, но это легко играть. Или если совсем современное произведение, про наше время, тоже получается легко, потому что мы живем в этой действительности. А если пьеса о таком периоде, например, как девяностые или восьмидесятые годы— казалось бы, это уже история, но недавняя, и ты чувствуешь, что стоишь на распутье и не знаешь, как правильно играть: как современность или уже историю? Такие произведения играть сложнее, чем Островского, мне кажется. К тому же Малый театр— это дом Островского, и когда здесь поручают его играть— это привилегия.
Если говорить о «Талантах и поклонниках», то твоя героиня Негина, безусловно, центр притяжения для всех персонажей пьесы. Как думаешь, что делает ее этим центром?
Я думаю, что люди собираются вокруг харизматичных личностей. И в Негиной должна быть эта харизма. Когда мы обсуждали с актерами и режиссером, что всех привлекает в Негиной, то это были ее прямота, непосредственность, ее любовь к театру, искреннее стремление стать большой актрисой. Бесспорно, это так. Но как определить эту харизму? Да, наверное, это притяжение, магия, которые есть в человеке, и заставляют всех окружающих людей внимательно к нему присматриваться, прислушиваться и стремиться находиться рядом, в сфере его влияния.
Негина действительно талантливая актриса?
Да, безусловно. Но вот как сыграть талантливого или неталантливого человека? Это может быть понятно только из реакции окружающих. Потому что как самому можно понять, талантливый ты или нет? То есть у тебя должна быть твердая внутренняя уверенность, что ты имеешь право каждый день выходить на сцену, заставлять зрителей смотреть на тебя и слушать. Я вот этого не очень понимаю… Я думаю, что Негина должна быть талантливой. Если у нее нет внутреннего обоснования, почему ее так тянет быть на сцене, почему это ее призвание, тогда в ее жизни всё должно быть намного проще. Тогда она может принимать ухаживания всех поклонников, которые вокруг нее вьются. Тогда она уедет с Великатовым, не раздумывая. Или наоборот, она бросит всё и скажет, что для нее семейный очаг и спокойствие гораздо важнее, чем сцена. А вот в том то и штука, что ее разрывает между тем, что она должна быть на сцене и тем, что она понимает, каким путем ей это предлагается. И на протяжении всего спектакля она отказывается от этой «кривой» дороги, она хочет быть честной и оставаться собой. Она не хочет поступаться своим принципами, что характеризует сильного человека. Но в итоге тяга к театру всё пересиливает. Ведь Негина поехала не за лучшей жизнью, не за деньгами, она поехала за самореализацией. И здесь гораздо сложнее переступить через себя. Это наверное больший поступок… Хотя отказаться от своего признания— это тоже поступок…У нас с Мишей (Мартьяновым, исполнителем роли Мелузова) есть одна шутка. Каждый раз, когда мы играем спектакль, там есть момент, когда Негина встречается с Мелузовым, а он потом уходит разбираться с Бакиным, и я ему всегда за кулисами говорю: «Нет, Миша, останься, ну хотя бы сегодня не уходи!», а он мне отвечает: «А ты хотя бы сегодня не уезжай с Великатовым». И я говорю: «Как получится!» (смеется). И каждый раз она уезжает!
А Негина любит Мелузова? Или она с ним только из-за принципов?
Владимир Николаевич (Драгунов, режиссер) нам это не простраивал и дал здесь свободу. Я думаю, что, если бы другой актер играл Петю, то он мог быть нелепым, смешным, как иногда решают его образ, возможно, тогда вместо любви Негина чувствовала жалость. А у нас эту роль играет Михаил Мартьянов. Петя красивый, умный, он герой, и мне кажется естественным, что Негина это ценит. И ведь в конце, когда они прощаются, она говорит: всё, что ты говорил, это правда. Она искренне ему верит и считает, что так и надо жить и идти по этому пути, но она так не может. А любит ли Негина его по-настоящему, я каждый раз решаю непосредственно на сцене. Потому что иногда у меня бывает, что на протяжении всего спектакля я его люблю, это мой жених, будущий муж. И вдруг неожиданно появляется Великатов, и дальше что-то идет не так. А бывает, я смотрю на Мишу, и вижу, что он ведет себя как подросток-максималист, и думаю, что за глупости, ведь так жить нельзя, и понимаю, что сегодня я его не люблю, я влюблена в Великатова.
Ты говоришь, что Негина уходит к Великатову ради своего призвания, но разве она не попадает под чары его обаяния, как и другие героини в пьесе?
Я уверена, что да. Это его основная черта, что он всем нравится. Опять-таки, харизма. Плюс его отношение к людям: он заставляет каждого человека почувствовать, что тот важен для него. Плюс эту роль играет Василий Зотов. И когда он выходит на сцену такой красивый, и смотрит голубыми глазами, естественно, что-то должно ёкнуть. Мне кажется, это даже интересно, что Негину тянут в разные стороны два равнопрекрасных мужчины. Если один из них подкачает, это будет не так интересно, а здесь они оба эталоны в совеем роде.
Беседовала Вера Тарасова