2018 год – знаковый для Элины Авраамовны Быстрицкой: прославленной актрисе исполняется 90 лет, ровно 60 из них отдано служению Малому театру.
Элина Быстрицкая была приглашена в труппу в 1958 году. С первых же лет работы она смогла занять и сохранить по настоящее время почётное место в когорте ведущих мастеров Малого театра.
Быстрицкую можно смело назвать идеалом актрисы – дивная красота сочетается у неё с незаурядным талантом. Её дебютом стала леди Уиндермиер в блестящей салонной комедии О.Уайльда, получившая признание не только зрителей и критиков, но и, что немаловажно, коллег-артистов. Э.А.Быстрицкой довелось играть и особ благородного происхождения, и наших современниц, но всех её героинь, таких разных и не похожих друг на друга, объединяет яркая индивидуальность, магия личности Элины Авраамовны.
В творческом багаже актрисы нет ни одной «проходной» героини. Красота, стать и царственность сделали её идеальной исполнительницей «костюмных ролей», но Быстрицкой на редкость повезло с драматургическим материалом: сыгранные ею героини, будь то упоминавшаяся леди Уиндермиер, или же баронесса Штраль («Маскарад»), герцогиня Мальборо («Стакан воды»), наделены острым деятельным умом и всем спектром человеческих эмоций.
Будучи актрисой театра, носящего неофициальное звание «Дом Островского», Быстрицкая неоднократно участвовала в постановках по произведениям великого драматурга. В числе исполненных ею ролей – Лидия («Бешеные деньги»), Глафира («Волки и овцы») и Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» – за эту роль актриса была удостоена Премии Правительства России). «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займёт самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег», – писал известный критик Б.В.Алперс. – В нём есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».
Одна из вершин творчества актрисы – Отрадина/Кручинина в «Без вины виноватых» А.Н.Островского. «Её Кручинина ни на одно мгновение не позволяла забывать зрителям и окружающим коллегам по сцене, что перед ними прославленная актриса, женщина, что называется, с удачно состоявшейся судьбой, привыкшая к поклонению и поклонникам, но при этом несущая в душе некую трагическую тайну. Эта женщина прошла через кошмар разочарования в любимом человеке, через подлый обман, наконец, через смерть ребёнка и, может быть, именно поэтому поместила в своей душе если не всепрощение, то постоянное внимание к людям, её окружающим. Быстрицкая играла – нет, не играла, а со всей присущей ей художественной убедительностью творила на глазах у зрителей жизнь души истинно верующего в добро и конечную справедливость человека», – писал критик А.Шерель.
Способная достичь вершин подлинного трагизма, Быстрицкая обладает качеством, присущим далеко не каждой актрисе: она не боится быть нелепой и смешной. Её ханжа Турусина прикладывается к рюмочке, Москалёва из «Дядюшкиного сна» мнит себя представительницей высшего общества, проживая в Богом забытом Мордасове. Но есть среди работ Элины Авраамовны и такая, что сочетает в себе свойства «от великого до смешного»: леди Китти в комедии С.Моэма «Любовный круг» – Быстрицкая виртуозно раскрывает сложный и противоречивый образ своей героини, превращая её на глазах зрителей из легкомысленной кокетки в глубоко чувствующую и страдающую женщину, расстающуюся с иллюзиями прошлого.
В числе лучших созданий актрисы – работы в спектаклях по А.П.Чехову и М.Горькому, драматургам, замечательно отображавшим психологический мир своих героев. Среди них горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), Анна Петровна («Иванов» А.П.Чехова).
Всенародную популярность и зрительскую любовь принесли Э.А.Быстрицкой её работы в кино. Миллионы почитателей «Тихого Дона» С.А.Герасимова не представляют себе другой Аксиньи. Число поклонников Быстрицкой растёт с каждым новым поколением зрителей, впервые открывающим для себя «Тихий Дон», «Добровольцев», «Неоконченную повесть», «Николая Баумана», «Богатырь идёт в Марто», «В мирные дни», «Всё остаётся людям» и другие картины с участием актрисы, составляющие золотой фонд отечественного киноискусства.
Э.А.Быстрицкая активно занята в концертной деятельности. Актриса выступает с оркестром Малого театра; на её счету участие в ряде программ, посвящённых значимым датам в истории нашей страны, таким как День России, День защитника Отечества, Международный женский день, День космонавтики и др. В репертуаре Элины Авраамовны – романсы, народные песни, песни военных лет. 22 июня 2011 года она участвовала в концерте оркестра Малого театра, посвящённом 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны (Донецк).
Сегодня, в день творческого юбилея, мы предлагаем читателям сайта посмотреть запись спектакля "Без вины виноватые" А.Н.Островского, в котором Элина Авраамовна исполнила роль Отрадиной (Кручининой).
2018 год – знаковый для Элины Авраамовны Быстрицкой: прославленной актрисе исполняется 90 лет, ровно 60 из них отдано служению Малому театру.
Элина Быстрицкая была приглашена в труппу в 1958 году. С первых же лет работы она смогла занять и сохранить по настоящее время почётное место в когорте ведущих мастеров Малого театра.
Быстрицкую можно смело назвать идеалом актрисы – дивная красота сочетается у неё с незаурядным талантом. Её дебютом стала леди Уиндермиер в блестящей салонной комедии О.Уайльда, получившая признание не только зрителей и критиков, но и, что немаловажно, коллег-артистов. Э.А.Быстрицкой довелось играть и особ благородного происхождения, и наших современниц, но всех её героинь, таких разных и не похожих друг на друга, объединяет яркая индивидуальность, магия личности Элины Авраамовны.
В творческом багаже актрисы нет ни одной «проходной» героини. Красота, стать и царственность сделали её идеальной исполнительницей «костюмных ролей», но Быстрицкой на редкость повезло с драматургическим материалом: сыгранные ею героини, будь то упоминавшаяся леди Уиндермиер, или же баронесса Штраль («Маскарад»), герцогиня Мальборо («Стакан воды»), наделены острым деятельным умом и всем спектром человеческих эмоций.
Будучи актрисой театра, носящего неофициальное звание «Дом Островского», Быстрицкая неоднократно участвовала в постановках по произведениям великого драматурга. В числе исполненных ею ролей – Лидия («Бешеные деньги»), Глафира («Волки и овцы») и Турусина («На всякого мудреца довольно простоты» – за эту роль актриса была удостоена Премии Правительства России). «Образ Лидии, созданный Быстрицкой, займёт самостоятельное место в сценической истории «Бешеных денег», – писал известный критик Б.В.Алперс. – В нём есть необходимая цельность и сложность, очень редко достигаемые исполнительницами этой роли».
Одна из вершин творчества актрисы – Отрадина/Кручинина в «Без вины виноватых» А.Н.Островского. «Её Кручинина ни на одно мгновение не позволяла забывать зрителям и окружающим коллегам по сцене, что перед ними прославленная актриса, женщина, что называется, с удачно состоявшейся судьбой, привыкшая к поклонению и поклонникам, но при этом несущая в душе некую трагическую тайну. Эта женщина прошла через кошмар разочарования в любимом человеке, через подлый обман, наконец, через смерть ребёнка и, может быть, именно поэтому поместила в своей душе если не всепрощение, то постоянное внимание к людям, её окружающим. Быстрицкая играла – нет, не играла, а со всей присущей ей художественной убедительностью творила на глазах у зрителей жизнь души истинно верующего в добро и конечную справедливость человека», – писал критик А.Шерель.
Способная достичь вершин подлинного трагизма, Быстрицкая обладает качеством, присущим далеко не каждой актрисе: она не боится быть нелепой и смешной. Её ханжа Турусина прикладывается к рюмочке, Москалёва из «Дядюшкиного сна» мнит себя представительницей высшего общества, проживая в Богом забытом Мордасове. Но есть среди работ Элины Авраамовны и такая, что сочетает в себе свойства «от великого до смешного»: леди Китти в комедии С.Моэма «Любовный круг» – Быстрицкая виртуозно раскрывает сложный и противоречивый образ своей героини, превращая её на глазах зрителей из легкомысленной кокетки в глубоко чувствующую и страдающую женщину, расстающуюся с иллюзиями прошлого.
В числе лучших созданий актрисы – работы в спектаклях по А.П.Чехову и М.Горькому, драматургам, замечательно отображавшим психологический мир своих героев. Среди них горьковские Юлия Филипповна («Дачники»), Софья Марковна («Старик»), Пелагея («Фома Гордеев»), Анна Петровна («Иванов» А.П.Чехова).
Всенародную популярность и зрительскую любовь принесли Э.А.Быстрицкой её работы в кино. Миллионы почитателей «Тихого Дона» С.А.Герасимова не представляют себе другой Аксиньи. Число поклонников Быстрицкой растёт с каждым новым поколением зрителей, впервые открывающим для себя «Тихий Дон», «Добровольцев», «Неоконченную повесть», «Николая Баумана», «Богатырь идёт в Марто», «В мирные дни», «Всё остаётся людям» и другие картины с участием актрисы, составляющие золотой фонд отечественного киноискусства.
Э.А.Быстрицкая активно занята в концертной деятельности. Актриса выступает с оркестром Малого театра; на её счету участие в ряде программ, посвящённых значимым датам в истории нашей страны, таким как День России, День защитника Отечества, Международный женский день, День космонавтики и др. В репертуаре Элины Авраамовны – романсы, народные песни, песни военных лет. 22 июня 2011 года она участвовала в концерте оркестра Малого театра, посвящённом 70-й годовщине начала Великой Отечественной войны (Донецк).
Сегодня, в день творческого юбилея, мы предлагаем читателям сайта посмотреть запись спектакля "Без вины виноватые" А.Н.Островского, в котором Элина Авраамовна исполнила роль Отрадиной (Кручининой).