Сцена Малого театра – легендарное место, приковывающее к себе внимание многих поколений зрителей. Вот уже сто девяносто три года здесь создаются и идут спектакли коллектива, верно хранящего лучшее, что проявляется в нём в разные времена и эпохи.
Каждый, кто хоть раз ступил на сцену Малого театра, уносит с собой неповторимое ощущение внутренней наполненности. А бывало и так, что артист уходил со сцены и уносил с собой её часть в прямом смысле.
Весной 1907 года Мария Николаевна Ермолова, будучи недовольна тем, как складывалась жизнь её родного Малого театра, собиралась покинуть его стены. 4 марта состоялся прощальный спектакль актрисы. Шла трагедия А.И.Сумбатова «Измена», в которой актриса с потрясающей эмоциональной отдачей играла роль Зейнаб. Публика и труппа театра были страшно огорчены предстоящей разлукой со своей любимицей. Минут десять, свидетельствуют очевидцы, Ермоловой не давали начать роль. Весь вечер, во всех четырех антрактах ей несли подношения – венки, цветы, подарки… Но самый трогательный и оригинальный подарок был от рабочих Малого театра. Они вырезали доску из сцены и написали на ней следующее: «Доска из старого пола сцены московского Малого театра…» По ней когда-то ступали Щепкин, Живокини, Пров Садовский, Шумский и другие знаменитости.
Стоит заметить, что площадка для представлений не всегда находилась там, где сейчас. В первые годы существования театра, когда здание принадлежало и арендовалось у купца Василия Варгина, зал и сцена были значительно правее, если смотреть со стороны Театральной площади, - в той части, которая выходит окнами на Театральный проезд. О многом говорит и деревянный макет театра, сделанный Иваном Евдокимовичем Покровским. Главное достоинство модели – старательно сработанная сцена и верно построенный по размерам зрительный зал, дающие нам представление о здании Малого театра 1840-х годов. На макете, в частности, отчётливо видно, что сцена в то время имела значительный наклон.
Макет Малого театра работы И.Е. Покровского. Хранится в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, 1840-е гг.
На рубеже XIX и XX веков стараниями Александра Павловича Ленского – знаменитого актёра и режиссёра – сцена Малого театра переоборудуется и на ней появляется поворотный круг, необходимость в котором назрела очень давно. Это техническое новшество позволяло не только решать художественные проблемы, но и значительно сокращало время спектакля: представления тогда завершались глубоко за полночь. Подготовка к реконструкции началась в декабре 1899 года – проектировались чертежи, модели, сметы, необходимо было заручиться поддержкой вышестоящих персон.
В апреле 1900 года, во время своего посещения Первопрестольной, идею постройки поворотной сцены одобрил сам император Николай II. 21 мая было получено долгожданное решение правительства, начались работы, и уже 6 сентября новая вращающаяся сцена позволила сократить спектакль «Кин» А. Дюма-отца на целых полчаса за счёт быстрой смены декораций, которая, правда, производилась при закрытом занавесе. А 18 октября на премьере «Ромео и Джульетты» У. Шекспира вращение осуществлялось при поднятом занавесе и слегка приглушённом свете, что, правда, вызвало опасение полицеймейстера.
Надо заметить, что необходимость переоборудования была очевидной далеко не для всех. «Сегодня с грустью смотрел, как проломана сцена Малого театра. Её делают вертящейся! Точно прошёл Мамай и разорил ту сцену, на которой двигались и ходили великие гении драматического искусства <…> Какие-то таланты будут по ней теперь не ходить, не двигаться, а вертеться», – с горечью писал в своём дневнике режиссёр С.А. Черневский. Однако уже 6 сентября, после представления «Кина», тот же Черневский признался самому себе: «Очень удобно во всех отношениях».
С постройкой круга был уничтожен и наклон сцены. «Никто не отдавал себе отчёта, – пишет в своих дневниках управляющий Московской конторой Дирекции императорских театров В.А. Теляковский, – что уже давно сцена не имела наклона, так как средняя часть её, на которой играли, вследствие ветхости опустилась, и наклон остался лишь сзади, где никто не играл». Такое необходимое и вместе с тем трагическое для него самого назначение в 1907 году А.П.Ленского на должность главного режиссёра Малого театра совпало с долгожданным ремонтом здания.
Зрители, пришедшие на открытие сезона 1907–1908 годов, не узнавали хорошо им знакомого и привычного театра: помимо общего ремонта помещений в глаза бросались новшества на сцене: исчез столь чуждый Малому театру оркестр, а суфлёрская будка была скрыта за покатым настилом рампы. Ещё при Ленском на сцене появился и движущийся панорамный вал, а после его смерти, в сезоне 1908–1909 годов – грандиозный по высоте панорамный ход.
Сейчас поворотный круг – неотъемлемая часть многих постановок Малого театра. С его помощью на глазах у зрителя моментально сменяют друг друга картины жизни, герои пьес путешествуют во времени и пространстве, заставляя нас плакать и смеяться.
Максим Редин
Материал опубликован в газете «Малый театр», №5 2017 г.
Сцена Малого театра – легендарное место, приковывающее к себе внимание многих поколений зрителей. Вот уже сто девяносто три года здесь создаются и идут спектакли коллектива, верно хранящего лучшее, что проявляется в нём в разные времена и эпохи.
Каждый, кто хоть раз ступил на сцену Малого театра, уносит с собой неповторимое ощущение внутренней наполненности. А бывало и так, что артист уходил со сцены и уносил с собой её часть в прямом смысле.
Весной 1907 года Мария Николаевна Ермолова, будучи недовольна тем, как складывалась жизнь её родного Малого театра, собиралась покинуть его стены. 4 марта состоялся прощальный спектакль актрисы. Шла трагедия А.И.Сумбатова «Измена», в которой актриса с потрясающей эмоциональной отдачей играла роль Зейнаб. Публика и труппа театра были страшно огорчены предстоящей разлукой со своей любимицей. Минут десять, свидетельствуют очевидцы, Ермоловой не давали начать роль. Весь вечер, во всех четырех антрактах ей несли подношения – венки, цветы, подарки… Но самый трогательный и оригинальный подарок был от рабочих Малого театра. Они вырезали доску из сцены и написали на ней следующее: «Доска из старого пола сцены московского Малого театра…» По ней когда-то ступали Щепкин, Живокини, Пров Садовский, Шумский и другие знаменитости.
Стоит заметить, что площадка для представлений не всегда находилась там, где сейчас. В первые годы существования театра, когда здание принадлежало и арендовалось у купца Василия Варгина, зал и сцена были значительно правее, если смотреть со стороны Театральной площади, - в той части, которая выходит окнами на Театральный проезд. О многом говорит и деревянный макет театра, сделанный Иваном Евдокимовичем Покровским. Главное достоинство модели – старательно сработанная сцена и верно построенный по размерам зрительный зал, дающие нам представление о здании Малого театра 1840-х годов. На макете, в частности, отчётливо видно, что сцена в то время имела значительный наклон.
Макет Малого театра работы И.Е. Покровского. Хранится в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина, 1840-е гг.
На рубеже XIX и XX веков стараниями Александра Павловича Ленского – знаменитого актёра и режиссёра – сцена Малого театра переоборудуется и на ней появляется поворотный круг, необходимость в котором назрела очень давно. Это техническое новшество позволяло не только решать художественные проблемы, но и значительно сокращало время спектакля: представления тогда завершались глубоко за полночь. Подготовка к реконструкции началась в декабре 1899 года – проектировались чертежи, модели, сметы, необходимо было заручиться поддержкой вышестоящих персон.
В апреле 1900 года, во время своего посещения Первопрестольной, идею постройки поворотной сцены одобрил сам император Николай II. 21 мая было получено долгожданное решение правительства, начались работы, и уже 6 сентября новая вращающаяся сцена позволила сократить спектакль «Кин» А. Дюма-отца на целых полчаса за счёт быстрой смены декораций, которая, правда, производилась при закрытом занавесе. А 18 октября на премьере «Ромео и Джульетты» У. Шекспира вращение осуществлялось при поднятом занавесе и слегка приглушённом свете, что, правда, вызвало опасение полицеймейстера.
Надо заметить, что необходимость переоборудования была очевидной далеко не для всех. «Сегодня с грустью смотрел, как проломана сцена Малого театра. Её делают вертящейся! Точно прошёл Мамай и разорил ту сцену, на которой двигались и ходили великие гении драматического искусства <…> Какие-то таланты будут по ней теперь не ходить, не двигаться, а вертеться», – с горечью писал в своём дневнике режиссёр С.А. Черневский. Однако уже 6 сентября, после представления «Кина», тот же Черневский признался самому себе: «Очень удобно во всех отношениях».
С постройкой круга был уничтожен и наклон сцены. «Никто не отдавал себе отчёта, – пишет в своих дневниках управляющий Московской конторой Дирекции императорских театров В.А. Теляковский, – что уже давно сцена не имела наклона, так как средняя часть её, на которой играли, вследствие ветхости опустилась, и наклон остался лишь сзади, где никто не играл». Такое необходимое и вместе с тем трагическое для него самого назначение в 1907 году А.П.Ленского на должность главного режиссёра Малого театра совпало с долгожданным ремонтом здания.
Зрители, пришедшие на открытие сезона 1907–1908 годов, не узнавали хорошо им знакомого и привычного театра: помимо общего ремонта помещений в глаза бросались новшества на сцене: исчез столь чуждый Малому театру оркестр, а суфлёрская будка была скрыта за покатым настилом рампы. Ещё при Ленском на сцене появился и движущийся панорамный вал, а после его смерти, в сезоне 1908–1909 годов – грандиозный по высоте панорамный ход.
Сейчас поворотный круг – неотъемлемая часть многих постановок Малого театра. С его помощью на глазах у зрителя моментально сменяют друг друга картины жизни, герои пьес путешествуют во времени и пространстве, заставляя нас плакать и смеяться.
Максим Редин
Материал опубликован в газете «Малый театр», №5 2017 г.