1 марта в Академическом Малом театре премьера - "Король Лир" по трагедии Шекспира. Постановка приурочена к открытию после реставрации исторической сцены легендарного театра на Театральной площади.
"ВМ" предоставляет прямой микрофон режиссеру-постановщику спектакля Антону Юрьевичу Яковлеву.
- Художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодиевич Соломин предложил мне поставить спектакль "Король Лир" с Борисом Невзоровым в главной роли. На мой взгляд, это одна из самых сложных пьес Шекспира. Для разбора, для осмысления. Трагическая история человека, испорченного, избалованного властью, и в один момент эту власть потерявший. Лир – одновременно и трагический клоун, и режиссер своего собственного «театра», в который он заигрывается, окунается с головой и уже абсолютно не хочет, да и не может воспринимать новую реальность происходящего вокруг. И, несмотря на все страшные события, практически до конца не признает своих главных, принципиальных ошибок. И сегодня я тоже вижу параллельную реальность, прорастающую сквозь нас, некое «зазеркалье», которое люди искусственно создают вокруг себя, в котором они прячутся от реальной жизни, уходят от ответственности за происходящее вокруг. И в этом несомненная актуальность пьесы на все времена.
Известно, что Малый – театр классический, с определенными традициями, канонами. Сегодня – это уже редкость. Именно этим он отличается от множества других. Здесь нельзя перебарщивать с так называемым «современным» языком. В этом есть и свои сложности, но и свои преимущества. Как сделать спектакль-высказывание, современным как по форме, так и по содержанию, не имея возможности эксперимента. Это всегда хороший вызов.
Для меня самая интересная линия пьесы - Лира и Шута. Здесь Шут не просто «дурак» на службе у короля, здесь он - его другая, светлая половина, его сомнения, его совесть. В определенный момент и сам Лир становится в каком-то смысле Шутом, пытаясь критически смотреть и на реальность, и на себя. В пьесе ближе к финалу у прозревающего Лира есть гениальная фраза – «О том мы плачем, что пришли на сцену Всемирного театра дураков». Именно это для меня - главная тема этой трагедии. Тема познания, которая, тем не менее, увы, не дает надежды на исправление, изменение сути человека, присущего ему гена самоистребления. Мне кажется, что история ничему никого не учит, и человечество повторяет ошибки снова и снова, по кругу, лишь придумывая новые способы уничтожения себя и друг друга.
Как ни странно, Король Лир напоминает мне во многом русский характер. С одной стороны, нараспашку щедрый, готовый все отдать, и, по своему, страстно желающий добра, но в своем понимании сути жизни… А с другой стороны, часто навязывающий это добро силой, разрушительный в своем беспредельном гневе, сжигающий и себя, и все вокруг…
Эта искренняя двойственность скорее свойственна русской сути, чем рассудительности англо-сакса, но именно это и позволяет в итоге все же сопереживать этому трагическому, заблудшему персонажу, самому создавшему весь тот ад, что вокруг него.
В нашем спектакле замечательные декорации, созданные Мария Рыбасовой. Основа здесь - это башни, когда-то приспособленные для войны, осады, теперь – для жизни, быта, даже театральных подмостков. Тлеющие островки войны, будто готовые в любой момент снова вернуться в бой. Костюмы Оксаны Ярмольник тоже здорово соответствуют притчевой основе этой истории – они вне времени и сочетают в себе признаки разных эпох.
Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 28 февраля 2017
1 марта в Академическом Малом театре премьера - "Король Лир" по трагедии Шекспира. Постановка приурочена к открытию после реставрации исторической сцены легендарного театра на Театральной площади.
"ВМ" предоставляет прямой микрофон режиссеру-постановщику спектакля Антону Юрьевичу Яковлеву.
- Художественный руководитель Малого театра Юрий Мефодиевич Соломин предложил мне поставить спектакль "Король Лир" с Борисом Невзоровым в главной роли. На мой взгляд, это одна из самых сложных пьес Шекспира. Для разбора, для осмысления. Трагическая история человека, испорченного, избалованного властью, и в один момент эту власть потерявший. Лир – одновременно и трагический клоун, и режиссер своего собственного «театра», в который он заигрывается, окунается с головой и уже абсолютно не хочет, да и не может воспринимать новую реальность происходящего вокруг. И, несмотря на все страшные события, практически до конца не признает своих главных, принципиальных ошибок. И сегодня я тоже вижу параллельную реальность, прорастающую сквозь нас, некое «зазеркалье», которое люди искусственно создают вокруг себя, в котором они прячутся от реальной жизни, уходят от ответственности за происходящее вокруг. И в этом несомненная актуальность пьесы на все времена.
Известно, что Малый – театр классический, с определенными традициями, канонами. Сегодня – это уже редкость. Именно этим он отличается от множества других. Здесь нельзя перебарщивать с так называемым «современным» языком. В этом есть и свои сложности, но и свои преимущества. Как сделать спектакль-высказывание, современным как по форме, так и по содержанию, не имея возможности эксперимента. Это всегда хороший вызов.
Для меня самая интересная линия пьесы - Лира и Шута. Здесь Шут не просто «дурак» на службе у короля, здесь он - его другая, светлая половина, его сомнения, его совесть. В определенный момент и сам Лир становится в каком-то смысле Шутом, пытаясь критически смотреть и на реальность, и на себя. В пьесе ближе к финалу у прозревающего Лира есть гениальная фраза – «О том мы плачем, что пришли на сцену Всемирного театра дураков». Именно это для меня - главная тема этой трагедии. Тема познания, которая, тем не менее, увы, не дает надежды на исправление, изменение сути человека, присущего ему гена самоистребления. Мне кажется, что история ничему никого не учит, и человечество повторяет ошибки снова и снова, по кругу, лишь придумывая новые способы уничтожения себя и друг друга.
Как ни странно, Король Лир напоминает мне во многом русский характер. С одной стороны, нараспашку щедрый, готовый все отдать, и, по своему, страстно желающий добра, но в своем понимании сути жизни… А с другой стороны, часто навязывающий это добро силой, разрушительный в своем беспредельном гневе, сжигающий и себя, и все вокруг…
Эта искренняя двойственность скорее свойственна русской сути, чем рассудительности англо-сакса, но именно это и позволяет в итоге все же сопереживать этому трагическому, заблудшему персонажу, самому создавшему весь тот ад, что вокруг него.
В нашем спектакле замечательные декорации, созданные Мария Рыбасовой. Основа здесь - это башни, когда-то приспособленные для войны, осады, теперь – для жизни, быта, даже театральных подмостков. Тлеющие островки войны, будто готовые в любой момент снова вернуться в бой. Костюмы Оксаны Ярмольник тоже здорово соответствуют притчевой основе этой истории – они вне времени и сочетают в себе признаки разных эпох.
Анжелика Заозерская, «Вечерняя Москва», 28 февраля 2017