«При сдаче правительственной ложи театра (а это особый организм со своим входом и выходом в фонтан за К.Марксом на площади Свердлова) т. Сталин взялся за шаровидную ручку двери ложи, снял её со штыря и со словами «Что это?» передал стоящему рядом <…>. Дошла она и до отца, стоящего уже на улице. «Что это?» – спросили его строго. Он оглянулся, дальше передавать было некому. Дальше только охрана из НКВД. И он остался стоять с шаром в руках, ожидая судьбу. И вдруг по цепи передали: «Улыбнулся! Доволен ложей!» Отцу повезло: лучше Сталинской премии!» (А.А. Великанов о своём отце А.П. Великанове)
Накануне 30-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 6 ноября 1947 г. торжественно открылось здание Малого театра, объекта исторического и культурного наследия России. Архитектурно-восстановительные работы проводились под руководством архитектора-художника Александра Петровича Великанова (1900–1955).
21 июля 1947 г. глава Советского государства И.В. Сталин подписал распоряжение, которое устанавливало дату окончания работ по зданию Малого театра. Поэтому длительный капитальный ремонт был закончен в начале 4-го квартала 1947 г. Однако, как свидетельствуют архивные документы Малого театра, восстановительные работы окончательно завершились только в 1948 г. 13 августа 1948 г. состоялось подписание акта приёмки Государственной приёмной комиссией. Последний вариант утверждённой генеральной сметы выразился в сумме 21,1 млн. рублей в ценах 1936 г., но при пересчёте по ценам 1945 г. общая сметная стоимость восстановления здания возросла до 22, 8 млн. рублей. Свой 125-летний юбилей Государственный академический Малый театр широко отмечал 27 октября 1949 г. в полностью обновлённом здании.
В 1939 г. был принят и утверждён проект полной реконструкции Малого театра, разработанный проектной группой во главе с инженером А.Н. Поповым. С 1940 г. старейший театр страны был закрыт для зрителей. В соответствии с постановлением СНК СССР от 27 июля 1940 г. начался капитальный ремонт здания. Ход работ прервала Великая Отечественная война. Но уже во время войны было решено возобновить и закончить работы по восстановлению здания (Постановление СНК СССР от 26 мая 1944 г.).
Основные работы по реконструкции – штукатурные, столярные, малярные, лепка орнаментов, настилка паркета, мозаика и резьба по дереву – проводились генподрядчиком СУ № 1 треста «Моспромстрой» Министерства строительства топливных предприятий СССР (с 1944 г.). Выполнение позолотных и живописных работ зрительного зала театра было организовано конторой № 1 Строительства Дворца Советов (с 1945 г.).
Знаменитый архитектор советского времени, ученик В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, академик Александр Петрович Великанов входил в авторский коллектив Дворца Советов, грандиозной мифической стройки СССР, которая так никогда и не была закончена. Он стал разработчиком проекта реконструкции Малого театра. Великанову помогали архитекторы Н.Н. Степанов, Р.В. Оборина, В.А. Щелкановцева, которые осуществляли тщательный архитектурный надзор. Технический надзор возглавлял главный инженер Малого театра Н.Д. Попов.
А.П. Великанов не только максимально сохранил внешний стилевой характер здания, но и проделал огромную работу, в основном заключавшуюся в реконструкции зрительного зала с сохранением его исторического архитектурного облика и в переделке интерьеров. В январе 1945 г. начались работы по восстановлению и перестройке здания. В результате того, что 3 июня 1941 г. с театра сняли крышу, которой не было все четыре военных года, в зрительном зале лежали сугробы снега. Из-за дождей и морозов пострадала архитектурно-декоративная отделка интерьеров и часть инженерных конструкций.
В 1840 г. архитектор К.А. Тон пристроил к фасаду здания Малого театра, созданному в 1824 г. архитектором О.И. Бове, новый зрительный зал и сцену. После перестройки здания К.А. Тоном зрительный зал театра сто лет практически не менялся. Лишь окраска зала становилась иной: в 1840 г. – золотая резьба и лепка по белому полю, а мебель орехового дерева обита малиновым твилом. С сезона 1895–1896 гг. – серебряная резьба и лепка по жёлтому полю, а красный цвет обивки заменён оранжевым с серебряным басоном (отделка для украшения: шнуры, тесьма, кисти, бахрома). С сезона 1907–1908 гг. – малиновая обивка мебели и барьеров лож, малиновые портьеры и ламбрекены. Менялись роспись плафона, вид и характер осветительных приборов: масляное, керосиновое, газовое, электрическое освещение. И, конечно, появлялись новые варианты антрактового занавеса: занавес художников А. Бредова (1861), Н. Эллерта (1868), А. Гельцера (1896) и, наконец, малиновый бархатный занавес (1937). Менялось расположение и число мест в зале. В 1840 г. театр вмещал 890 человек, а в 1930 г. – 1047 человек. В 1938 –1940-х гг. в зале насчитывалось 1100 мест. Количество зрителей увеличивалось за счёт перепланировки и уплотнения мест: были убраны оркестр перед сценой, ложи, находящиеся над амфитеатром во всех ярусах, уплотнены кресла и стулья. Но сам зрительный зал сохранил форму и размер 1840 г.
Архитектурно-декоративное оформление зала было выполнено в величественном стиле позднего русского классицизма. В орнаментальном декоре сказалось также влияние византийского и псевдорусского стилей. Но многое в отделке зала со временем было утрачено или изменено. От первоначального архитектурного оформления неизменными остались лишь колонны, картуш и золотая резьба по дереву центральной ложи в бельэтаже и двух портальных боковых лож. А.П. Великанов оставил также сохранившиеся старые лепные детали на отдельных ложах.
Реставраторам пришлось практически переделывать зрительный зал заново. Деревянные конструкции, поддерживающие ложи, ярусы, кулуары, заменили железобетонными. Галерея верхнего яруса была полностью реконструирована. Была приподнята крыша, и над зрительным залом выше технического чердака появился большой зал – надстройка для живописной мастерской.
Неприкосновенными остались деревянная акустическая дека потолка и деревянное перекрытие над зрительным залом, а также гончарные пустотелые вазы, замурованные в овальные стены зрительного зала. Таким образом, удалось сохранить прекрасную акустику уютного зала Малого театра. В зрительном зале были проведены живописные, лепные и позолотные работы: орнаментальная роспись плафона и фриза зрительного зала, изготовление орнамента из папье-маше для лепного рельефного декора ярусов, золочение орнамента бортов ярусов и лож с использованием книжек сусального золота, покрытие левкасом (грунт из извести, песка и т. д., который наносят под слой краски) и эмалевая лакировка дверей и панелей особой ложи и зрительного зала.
Изготовлена новая золочёная бронзовая осветительная арматура в стиле ампир: хрустальные люстры, бра и канделябры. Бронзовый каркас центральной люстры был создан заводом художественного литья «Росскульптор». Большую часть бронзовой арматуры изготовили производственные мастерские Института прикладного и декоративного искусства.
Цветовая гамма зрительного зала придавала ему особую праздничность и торжественность, чувствовалась живая атмосфера театральной старины. Светло-жёлтые тона гармонировали с золотом лепки и тёмнокрасным цветом тканей, от глубоких насыщенных тонов внизу до светлых вверху. Золочёный орнамент из крупных, преимущественно растительных узоров был более насыщенным в нижних ярусах и облегчался в верхних, постепенно переходя в геометрические формы. Борты ярусов обили тёмно-красным плюшем, портьеры и ламбрекены лож сделали из такого же цвета шёлкового штофа со сложным рисунком в бенуаре и упрощающимся в верхних ярусах. Всё это создавало иллюзию большей высоты зала. Роспись плафона воспроизводила лепку на светло-жёлтом фоне, облегчающуюся к центру, поэтому плафон производил впечатление купола. Над центральной золоченой бронзовой люстрой, огромное количество ламп которой отражалось в хрустале, располагалась вогнутая бронзовая решётка вентиляционного отверстия. Зрительный зал также освещался сорока тремя бронзовыми трёхрожковыми бра на бортах второго и третьего ярусов.
В новый главный вестибюль театра можно было войти как со стороны Площади Свердлова (Театральной площади), так и со стороны Неглинной улицы. Помещения театра расширились за счёт площади внутреннего двора. В главном вестибюле, устроенном на месте сквозного проезда внутреннего двора, располагался большой гардероб для зрителей на 500 мест, в верхних ярусах находились маленькие гардеробы. Зелёный цвет стен главного вестибюля красиво сочетался с белым кессонированным потолком, четырьмя бронзовыми шестисвечными бра и тремя небольшими люстрами-фонарями матового стекла в центральной части. В других помещениях театра, при белизне потолка, также был выдержан принцип насыщенного цвета стен, различного в каждом помещении. Расширилось нижнее фойе, где раньше находился вестибюль. Из нижнего фойе можно было попасть в просторное помещение курительной комнаты с большими диванами, устроенное под зрительным залом на месте бывшего подвала, ранее наполовину засыпанного землёй. Из нижнего фойе с голубыми стенами две парадные лестницы вели в верхнее, значительно увеличенное Щепкинское фойе со светлой палевой окраской стен, белыми пилястрами, лепными профилями и деталями и большими зеркалами, в которых отражались сверкающие огни хрустальных люстр и трёхрожковых бра. В верхнем ярусе был открыт музей Малого театра.
Сохранилось большое количество различных чертежей, планов, проектов, схем, рисунков и эскизов 1945– 1948 гг., тщательно выполненных, с тонкой прорисовкой деталей на бумаге, кальке и картоне, подписанных А.П. Великановым. По его эскизам была произведена также архитектурная отделка залов особой ложи, кулуаров, артистических уборных и других помещений театра, изготавливалась новая мебель, обивочные ткани и драпировки. Все деревянные части меблировки были окрашены прочной авиационной нитроэмалью цвета слоновой кости, а кресла и стулья обиты тёмно-красным шёлковым плюшем. Мягкую мебель для театра изготавливали предприятия лесной промышленности СССР. Например, на Таллинской фанерно-мебельной фабрике тонкая узорчатая золочёная резьба для партерных кресел и кресел для лож выполнялась ручным способом.
Сцена Малого театра в два с половиной раза превышает объём зрительного зала, хотя из зала кажется, что она меньше. Она была полностью реконструирована и оснащена новейшей театральной техникой, но её внешний вид зрительно остался прежним. Вертящаяся сцена, сделанная в 1900 г. К.Ф. Вальцем по проекту актёра и режиссёра Малого театра А.П. Ленского, сохранялась почти без изменений до 1940 г. Новый семнадцатиметровый в диаметре поворотный круг сцены представлял собой стапятидесятитонный металлический трёхъярусный барабан высотой в 6 м с 5 вмонтированными в него подъёмно-опускными платформами, которые поднимались и опускались до 2,5 метров вверх и вниз относительно уровня сцены. Вращающийся круг с плавно меняющимися скоростями имел дистанционное кнопочное управление, которое осуществлял один человек – механик сцены.
Была смонтирована колокольня из более 20 колоколов весом от 10 кг до 3,5 т, находящаяся на высоте 15 м от планшета сцены. В театре появились три занавеса: два антрактовых – раздвижной и опускной, сшитые из тёмно-красного шёлкового бархата и обрамлённые парчовой бахромой с золотыми кистями и шнуром, – и противопожарный огнестойкий металлический занавес подъёмно-опускного типа весом около 17 т.
В ходе реконструкции почти полностью был заменён фундамент здания, завершилась установка железобетонных свай Страуса под здание театра, начатая ещё в 1926 г., вместо почти полностью сгнивших деревянных свай в результате заключения реки Неглинки в трубу. Заново отремонтированы фасад и кровля здания, произведена перекладка и укрепление фундаментальных стен, возведены новые потолки, усовершенствованы инженерные системы. Под руководством архитектора А.П. Великанова был сохранён основной фасад театра со стороны Площади Свердлова (Театральной площади), созданный архитектором О.И. Бове в стиле русского ампира, обновлён зрительный зал, построенный архитектором К.А. Тоном, улучшены и расширены помещения для зрителей и все закулисные и засценные помещения театра. Архитекторы, реставраторы, инженеры, строители проявили бережное отношение к Государственному академическому Малому театру, исторически ценному памятнику, где хранятся и приумножаются лучшие традиции национальной культуры.
Надежда Телегина, специально для газеты "Малый театр".
«При сдаче правительственной ложи театра (а это особый организм со своим входом и выходом в фонтан за К.Марксом на площади Свердлова) т. Сталин взялся за шаровидную ручку двери ложи, снял её со штыря и со словами «Что это?» передал стоящему рядом <…>. Дошла она и до отца, стоящего уже на улице. «Что это?» – спросили его строго. Он оглянулся, дальше передавать было некому. Дальше только охрана из НКВД. И он остался стоять с шаром в руках, ожидая судьбу. И вдруг по цепи передали: «Улыбнулся! Доволен ложей!» Отцу повезло: лучше Сталинской премии!» (А.А. Великанов о своём отце А.П. Великанове)
Накануне 30-летней годовщины Великой Октябрьской социалистической революции 6 ноября 1947 г. торжественно открылось здание Малого театра, объекта исторического и культурного наследия России. Архитектурно-восстановительные работы проводились под руководством архитектора-художника Александра Петровича Великанова (1900–1955).
21 июля 1947 г. глава Советского государства И.В. Сталин подписал распоряжение, которое устанавливало дату окончания работ по зданию Малого театра. Поэтому длительный капитальный ремонт был закончен в начале 4-го квартала 1947 г. Однако, как свидетельствуют архивные документы Малого театра, восстановительные работы окончательно завершились только в 1948 г. 13 августа 1948 г. состоялось подписание акта приёмки Государственной приёмной комиссией. Последний вариант утверждённой генеральной сметы выразился в сумме 21,1 млн. рублей в ценах 1936 г., но при пересчёте по ценам 1945 г. общая сметная стоимость восстановления здания возросла до 22, 8 млн. рублей. Свой 125-летний юбилей Государственный академический Малый театр широко отмечал 27 октября 1949 г. в полностью обновлённом здании.
В 1939 г. был принят и утверждён проект полной реконструкции Малого театра, разработанный проектной группой во главе с инженером А.Н. Поповым. С 1940 г. старейший театр страны был закрыт для зрителей. В соответствии с постановлением СНК СССР от 27 июля 1940 г. начался капитальный ремонт здания. Ход работ прервала Великая Отечественная война. Но уже во время войны было решено возобновить и закончить работы по восстановлению здания (Постановление СНК СССР от 26 мая 1944 г.).
Основные работы по реконструкции – штукатурные, столярные, малярные, лепка орнаментов, настилка паркета, мозаика и резьба по дереву – проводились генподрядчиком СУ № 1 треста «Моспромстрой» Министерства строительства топливных предприятий СССР (с 1944 г.). Выполнение позолотных и живописных работ зрительного зала театра было организовано конторой № 1 Строительства Дворца Советов (с 1945 г.).
Знаменитый архитектор советского времени, ученик В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха, академик Александр Петрович Великанов входил в авторский коллектив Дворца Советов, грандиозной мифической стройки СССР, которая так никогда и не была закончена. Он стал разработчиком проекта реконструкции Малого театра. Великанову помогали архитекторы Н.Н. Степанов, Р.В. Оборина, В.А. Щелкановцева, которые осуществляли тщательный архитектурный надзор. Технический надзор возглавлял главный инженер Малого театра Н.Д. Попов.
А.П. Великанов не только максимально сохранил внешний стилевой характер здания, но и проделал огромную работу, в основном заключавшуюся в реконструкции зрительного зала с сохранением его исторического архитектурного облика и в переделке интерьеров. В январе 1945 г. начались работы по восстановлению и перестройке здания. В результате того, что 3 июня 1941 г. с театра сняли крышу, которой не было все четыре военных года, в зрительном зале лежали сугробы снега. Из-за дождей и морозов пострадала архитектурно-декоративная отделка интерьеров и часть инженерных конструкций.
В 1840 г. архитектор К.А. Тон пристроил к фасаду здания Малого театра, созданному в 1824 г. архитектором О.И. Бове, новый зрительный зал и сцену. После перестройки здания К.А. Тоном зрительный зал театра сто лет практически не менялся. Лишь окраска зала становилась иной: в 1840 г. – золотая резьба и лепка по белому полю, а мебель орехового дерева обита малиновым твилом. С сезона 1895–1896 гг. – серебряная резьба и лепка по жёлтому полю, а красный цвет обивки заменён оранжевым с серебряным басоном (отделка для украшения: шнуры, тесьма, кисти, бахрома). С сезона 1907–1908 гг. – малиновая обивка мебели и барьеров лож, малиновые портьеры и ламбрекены. Менялись роспись плафона, вид и характер осветительных приборов: масляное, керосиновое, газовое, электрическое освещение. И, конечно, появлялись новые варианты антрактового занавеса: занавес художников А. Бредова (1861), Н. Эллерта (1868), А. Гельцера (1896) и, наконец, малиновый бархатный занавес (1937). Менялось расположение и число мест в зале. В 1840 г. театр вмещал 890 человек, а в 1930 г. – 1047 человек. В 1938 –1940-х гг. в зале насчитывалось 1100 мест. Количество зрителей увеличивалось за счёт перепланировки и уплотнения мест: были убраны оркестр перед сценой, ложи, находящиеся над амфитеатром во всех ярусах, уплотнены кресла и стулья. Но сам зрительный зал сохранил форму и размер 1840 г.
Архитектурно-декоративное оформление зала было выполнено в величественном стиле позднего русского классицизма. В орнаментальном декоре сказалось также влияние византийского и псевдорусского стилей. Но многое в отделке зала со временем было утрачено или изменено. От первоначального архитектурного оформления неизменными остались лишь колонны, картуш и золотая резьба по дереву центральной ложи в бельэтаже и двух портальных боковых лож. А.П. Великанов оставил также сохранившиеся старые лепные детали на отдельных ложах.
Реставраторам пришлось практически переделывать зрительный зал заново. Деревянные конструкции, поддерживающие ложи, ярусы, кулуары, заменили железобетонными. Галерея верхнего яруса была полностью реконструирована. Была приподнята крыша, и над зрительным залом выше технического чердака появился большой зал – надстройка для живописной мастерской.
Неприкосновенными остались деревянная акустическая дека потолка и деревянное перекрытие над зрительным залом, а также гончарные пустотелые вазы, замурованные в овальные стены зрительного зала. Таким образом, удалось сохранить прекрасную акустику уютного зала Малого театра. В зрительном зале были проведены живописные, лепные и позолотные работы: орнаментальная роспись плафона и фриза зрительного зала, изготовление орнамента из папье-маше для лепного рельефного декора ярусов, золочение орнамента бортов ярусов и лож с использованием книжек сусального золота, покрытие левкасом (грунт из извести, песка и т. д., который наносят под слой краски) и эмалевая лакировка дверей и панелей особой ложи и зрительного зала.
Изготовлена новая золочёная бронзовая осветительная арматура в стиле ампир: хрустальные люстры, бра и канделябры. Бронзовый каркас центральной люстры был создан заводом художественного литья «Росскульптор». Большую часть бронзовой арматуры изготовили производственные мастерские Института прикладного и декоративного искусства.
Цветовая гамма зрительного зала придавала ему особую праздничность и торжественность, чувствовалась живая атмосфера театральной старины. Светло-жёлтые тона гармонировали с золотом лепки и тёмнокрасным цветом тканей, от глубоких насыщенных тонов внизу до светлых вверху. Золочёный орнамент из крупных, преимущественно растительных узоров был более насыщенным в нижних ярусах и облегчался в верхних, постепенно переходя в геометрические формы. Борты ярусов обили тёмно-красным плюшем, портьеры и ламбрекены лож сделали из такого же цвета шёлкового штофа со сложным рисунком в бенуаре и упрощающимся в верхних ярусах. Всё это создавало иллюзию большей высоты зала. Роспись плафона воспроизводила лепку на светло-жёлтом фоне, облегчающуюся к центру, поэтому плафон производил впечатление купола. Над центральной золоченой бронзовой люстрой, огромное количество ламп которой отражалось в хрустале, располагалась вогнутая бронзовая решётка вентиляционного отверстия. Зрительный зал также освещался сорока тремя бронзовыми трёхрожковыми бра на бортах второго и третьего ярусов.
В новый главный вестибюль театра можно было войти как со стороны Площади Свердлова (Театральной площади), так и со стороны Неглинной улицы. Помещения театра расширились за счёт площади внутреннего двора. В главном вестибюле, устроенном на месте сквозного проезда внутреннего двора, располагался большой гардероб для зрителей на 500 мест, в верхних ярусах находились маленькие гардеробы. Зелёный цвет стен главного вестибюля красиво сочетался с белым кессонированным потолком, четырьмя бронзовыми шестисвечными бра и тремя небольшими люстрами-фонарями матового стекла в центральной части. В других помещениях театра, при белизне потолка, также был выдержан принцип насыщенного цвета стен, различного в каждом помещении. Расширилось нижнее фойе, где раньше находился вестибюль. Из нижнего фойе можно было попасть в просторное помещение курительной комнаты с большими диванами, устроенное под зрительным залом на месте бывшего подвала, ранее наполовину засыпанного землёй. Из нижнего фойе с голубыми стенами две парадные лестницы вели в верхнее, значительно увеличенное Щепкинское фойе со светлой палевой окраской стен, белыми пилястрами, лепными профилями и деталями и большими зеркалами, в которых отражались сверкающие огни хрустальных люстр и трёхрожковых бра. В верхнем ярусе был открыт музей Малого театра.
Сохранилось большое количество различных чертежей, планов, проектов, схем, рисунков и эскизов 1945– 1948 гг., тщательно выполненных, с тонкой прорисовкой деталей на бумаге, кальке и картоне, подписанных А.П. Великановым. По его эскизам была произведена также архитектурная отделка залов особой ложи, кулуаров, артистических уборных и других помещений театра, изготавливалась новая мебель, обивочные ткани и драпировки. Все деревянные части меблировки были окрашены прочной авиационной нитроэмалью цвета слоновой кости, а кресла и стулья обиты тёмно-красным шёлковым плюшем. Мягкую мебель для театра изготавливали предприятия лесной промышленности СССР. Например, на Таллинской фанерно-мебельной фабрике тонкая узорчатая золочёная резьба для партерных кресел и кресел для лож выполнялась ручным способом.
Сцена Малого театра в два с половиной раза превышает объём зрительного зала, хотя из зала кажется, что она меньше. Она была полностью реконструирована и оснащена новейшей театральной техникой, но её внешний вид зрительно остался прежним. Вертящаяся сцена, сделанная в 1900 г. К.Ф. Вальцем по проекту актёра и режиссёра Малого театра А.П. Ленского, сохранялась почти без изменений до 1940 г. Новый семнадцатиметровый в диаметре поворотный круг сцены представлял собой стапятидесятитонный металлический трёхъярусный барабан высотой в 6 м с 5 вмонтированными в него подъёмно-опускными платформами, которые поднимались и опускались до 2,5 метров вверх и вниз относительно уровня сцены. Вращающийся круг с плавно меняющимися скоростями имел дистанционное кнопочное управление, которое осуществлял один человек – механик сцены.
Была смонтирована колокольня из более 20 колоколов весом от 10 кг до 3,5 т, находящаяся на высоте 15 м от планшета сцены. В театре появились три занавеса: два антрактовых – раздвижной и опускной, сшитые из тёмно-красного шёлкового бархата и обрамлённые парчовой бахромой с золотыми кистями и шнуром, – и противопожарный огнестойкий металлический занавес подъёмно-опускного типа весом около 17 т.
В ходе реконструкции почти полностью был заменён фундамент здания, завершилась установка железобетонных свай Страуса под здание театра, начатая ещё в 1926 г., вместо почти полностью сгнивших деревянных свай в результате заключения реки Неглинки в трубу. Заново отремонтированы фасад и кровля здания, произведена перекладка и укрепление фундаментальных стен, возведены новые потолки, усовершенствованы инженерные системы. Под руководством архитектора А.П. Великанова был сохранён основной фасад театра со стороны Площади Свердлова (Театральной площади), созданный архитектором О.И. Бове в стиле русского ампира, обновлён зрительный зал, построенный архитектором К.А. Тоном, улучшены и расширены помещения для зрителей и все закулисные и засценные помещения театра. Архитекторы, реставраторы, инженеры, строители проявили бережное отношение к Государственному академическому Малому театру, исторически ценному памятнику, где хранятся и приумножаются лучшие традиции национальной культуры.
Надежда Телегина, специально для газеты "Малый театр".