«Трамвай «Желание»» Т. Уильямса
Малый театр, режиссер Сергей Потапов, художник В. Беспалова.
Западная переводная драматургия в репертуаре этой цитадели русской классики — редкость, раритет. И спектакль так и выглядит — отдельно, и идет на Малой сцене филиала поэтому. При всей иллюстративности по отношению к Уильямсу и нежелании режиссера вторгаться в замысел драматурга, в спектакле чувствуются нерв и ритм сегодняшнего дня. Намечена (но только намечена) любопытная тема: Бланш, которую играет народная артистка Елена Харитонова, — человек театра, манерная, всматривающаяся в несуществующую точку, с блуждающими многозначительными эмоциями на лице, часто со словно выродившейся мимикой. Человек элитарной культуры, она залетела в реальность из далекого прошлого, не заметив, как резко поменялось время. И ее бытовое поведение — по законам театра, масочной природы, с наглядным страданием и страстью к публичной перемене костюмов — тут, в здешности, в горизонтальных эгалитарных отношениях выглядит, как неуместное кривлянье, раздражающий фактор. Многозначительная сложность, которая скрывает звенящую пустоту и неконкретность, непрактичность. Нездоровье, которое требует пространства для себя чуть больше, чем даже пышущая здоровьем жизнь молодых влюбленных, ждущих пополнения семейства, расширения своей зоны. Стелла и Стэнли (Ольга Абрамова и сам Сергей Потапов) — люди, стоящие крепко на земле. В спектакле есть несколько весьма впечатляющих эротических сцен вольного телесного характера, в особенности если учитывать репутацию национальной сцены. И это очень и очень здорово, так как ярко проявляет характер персонажей и философию Теннесси Уильямса. Тот здраво и справедливо верил в то, что сексуальный инстинкт, либидо — это то, что заставляет человека смириться с жизнью, принять ее с радостью, испытать восторг перед неуютным жестоким миром. Миром правит сексуальное желание — то самое, что в заглавии пьесы. У Бланш оно выродилось, а у Митча не родилось. В этом и вся проблема. А эти двое счастливы и устраняют препятствие, которое сокрушило в лоскуты их домашний покой. Таков жестокий психотерапевтический анализ Уильямса.
Стелла Ольги Абрамовой — взволнованная, чувственная, с обволакивающим взором, крепко держащаяся за реальность, особенно когда уже сильно беременна. Возникает ощущение, что она держит целый мир в своих руках, охраняя зону комфорта для младенчика. У Ковальского тоже все неплохо, правда, ненависти значительно больше, чем любви. Медленно, стадийно Стэнли взвращивает в себе озверевшего хозяина, офигевающего от бесцеремонной гостьи, которой всегда много. Сумрачный, свирепый, с низким голосом — когда он рядом с Бланш, это словно диалог монтировщика декораций и балерины в образе перед выходом на сцену. В этом спектакле Стэнли буквально слышит, как Бланш поносит его, называя животным. Такое выдержит не каждый, и в бунте Ковальского против пустотелой сложности Бланш содержится классовый бунт плебея, который смертельно устал от вечной указки высшего класса, что и как ему делать. Перед изнасилованием Стэнли выходит в своей любимой пижаме, которую намеревается разорвать после рождения младенца. И жест повязывания пояса на пижаме напоминает жест самбиста перед схваткой. Ходит боком, подпрыгивая от ожидания, рассматривая, как удобнее взяться за жертву. Хотя, разумеется, в такой концепции есть некоторое выпрямление уильямсовского драматизма. Но это уже, как говорится, на вырост.
На самом деле надо сказать главное, чем этот спектакль важен. В кои веки в Малом театре появился интересный молодой режиссер из своей собственной среды, не варяг. Сергей когда-то прекрасно дебютировал в роли ухарского Андрея Титыча с удалым русским танцем в пьесе Островского «День на день не приходится». Были и дальше актерские успехи. Теперь Потапов поставил спектакль, который одновременно и существует в традициях актерской школы Малого театра, и пытается предложить хоть какую-то альтернативу традиционному репертуару. Самое время театру эту инициативу как можно более активно поддержать.
Павел Руднев, "Петербургский театральный журнал"
«Трамвай «Желание»» Т. Уильямса
Малый театр, режиссер Сергей Потапов, художник В. Беспалова.
Западная переводная драматургия в репертуаре этой цитадели русской классики — редкость, раритет. И спектакль так и выглядит — отдельно, и идет на Малой сцене филиала поэтому. При всей иллюстративности по отношению к Уильямсу и нежелании режиссера вторгаться в замысел драматурга, в спектакле чувствуются нерв и ритм сегодняшнего дня. Намечена (но только намечена) любопытная тема: Бланш, которую играет народная артистка Елена Харитонова, — человек театра, манерная, всматривающаяся в несуществующую точку, с блуждающими многозначительными эмоциями на лице, часто со словно выродившейся мимикой. Человек элитарной культуры, она залетела в реальность из далекого прошлого, не заметив, как резко поменялось время. И ее бытовое поведение — по законам театра, масочной природы, с наглядным страданием и страстью к публичной перемене костюмов — тут, в здешности, в горизонтальных эгалитарных отношениях выглядит, как неуместное кривлянье, раздражающий фактор. Многозначительная сложность, которая скрывает звенящую пустоту и неконкретность, непрактичность. Нездоровье, которое требует пространства для себя чуть больше, чем даже пышущая здоровьем жизнь молодых влюбленных, ждущих пополнения семейства, расширения своей зоны. Стелла и Стэнли (Ольга Абрамова и сам Сергей Потапов) — люди, стоящие крепко на земле. В спектакле есть несколько весьма впечатляющих эротических сцен вольного телесного характера, в особенности если учитывать репутацию национальной сцены. И это очень и очень здорово, так как ярко проявляет характер персонажей и философию Теннесси Уильямса. Тот здраво и справедливо верил в то, что сексуальный инстинкт, либидо — это то, что заставляет человека смириться с жизнью, принять ее с радостью, испытать восторг перед неуютным жестоким миром. Миром правит сексуальное желание — то самое, что в заглавии пьесы. У Бланш оно выродилось, а у Митча не родилось. В этом и вся проблема. А эти двое счастливы и устраняют препятствие, которое сокрушило в лоскуты их домашний покой. Таков жестокий психотерапевтический анализ Уильямса.
Стелла Ольги Абрамовой — взволнованная, чувственная, с обволакивающим взором, крепко держащаяся за реальность, особенно когда уже сильно беременна. Возникает ощущение, что она держит целый мир в своих руках, охраняя зону комфорта для младенчика. У Ковальского тоже все неплохо, правда, ненависти значительно больше, чем любви. Медленно, стадийно Стэнли взвращивает в себе озверевшего хозяина, офигевающего от бесцеремонной гостьи, которой всегда много. Сумрачный, свирепый, с низким голосом — когда он рядом с Бланш, это словно диалог монтировщика декораций и балерины в образе перед выходом на сцену. В этом спектакле Стэнли буквально слышит, как Бланш поносит его, называя животным. Такое выдержит не каждый, и в бунте Ковальского против пустотелой сложности Бланш содержится классовый бунт плебея, который смертельно устал от вечной указки высшего класса, что и как ему делать. Перед изнасилованием Стэнли выходит в своей любимой пижаме, которую намеревается разорвать после рождения младенца. И жест повязывания пояса на пижаме напоминает жест самбиста перед схваткой. Ходит боком, подпрыгивая от ожидания, рассматривая, как удобнее взяться за жертву. Хотя, разумеется, в такой концепции есть некоторое выпрямление уильямсовского драматизма. Но это уже, как говорится, на вырост.
На самом деле надо сказать главное, чем этот спектакль важен. В кои веки в Малом театре появился интересный молодой режиссер из своей собственной среды, не варяг. Сергей когда-то прекрасно дебютировал в роли ухарского Андрея Титыча с удалым русским танцем в пьесе Островского «День на день не приходится». Были и дальше актерские успехи. Теперь Потапов поставил спектакль, который одновременно и существует в традициях актерской школы Малого театра, и пытается предложить хоть какую-то альтернативу традиционному репертуару. Самое время театру эту инициативу как можно более активно поддержать.
Павел Руднев, "Петербургский театральный журнал"