Новости

ОЩУЩЕНИЕ ПОЛЕТА

Если попытаться коротко выразить суть этого человека, как нельзя лучше подойдет слово полет. Летящая, стремительная судьба уносила Александра Сергеевича Потапова в небесные дали, поднимала к вершинам славы. И какая бы из профессий в конечном итоге ни стала главной, многое в нем угадывало победителя.

Казалось, все предначертано. Отец Александра Потапова - военный летчик, воевал в Испании, служил в секретариате маршала Тухачевского, получил звание генерала. С полетами, только в несколько иной ипостаси, была связана мама Александра Сергеевича, окончившая МАИ и работавшая в конструкторском бюро Илюшина. Естественное желание стать военным и продолжить семейную традицию сначала привело его в Суворовское училище, затем в военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Студентом Александр Потапов был примерным, невероятно спортивным и даже получил звание мастера спорта международного класса по плаванию. Познал ощущение неба, но неожиданно круто изменил судьбу. Он выбрал театр.


Возможно, свою роль сыграла художественная самодеятельность при академии, в которой Потапов активно участвовал. Или интуитивно угадал, что это именно его путь. Сам Александр Сергеевич потом вспоминал:«Когда ты, будучи молодым человеком, узнаешь, что на свете, кроме «умения брать под козырек», есть еще Гамлет - Принц Датский, защищающий честь отца и страдающий от предательства матери, то становишься другим. Я понял, что люблю играть, хочу стать актером».


Он самостоятельно подготовился, подал документы в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина при Малом театре и поступил на курс Леонида Волкова.

В 1962 году его приняли в труппу Малого театра. Здесь около десяти лет, по его собственному выражению, «бегал в массовке», и только потом стал получать роли. Потапов любил цитировать стариков этого прославленного театра: «Ваш труд - это бег на длинную дистанцию». Правда, с середины 1960-х в его творчестве началась еще и киношная история, принесшая Александру Потапову всероссийскую славу, сделав его одним из самых популярных и любимых киноактеров. Неважно, центральной или эпизодической была его роль в том или ином фильме - «Крепостная актриса», «Верность», «Королевская регата», «Любовь земная», «Афоня», «Деревня Утка», «Судьба», «Сибириада» - она становилась заметной, объемной. А за работу в фильме «Приказ: перейти границу» Потапова наградили Государственной премией России.

Пришло время, появились спектакли, открывшие большого артиста, обладающего прекрасной фактурой, темпераментом, чувством юмора. В 1968 году он сыграл Якова в пьесе М. Горького «Старик» - свою первую серьезную роль на сцене Малого. Он на всю жизнь остался верен этому театру, прослужив здесь ровно 50 лет, сыграв более 80 самых разноплановых ролей классического и современного репертуара. Если о самых ярких, это Иван в «Коньке-горбунке», Ильин в «Русских людях», Краюхин в «Вызове», Лопахин в «Вишневом саде», Лебедев в «Иванове», Аристарх в «Горячем сердце», Восмибратов в «Лесе», Мамаев в «На всякого мудреца довольно простоты», Городничий в «Ревизоре»... Гоголевский персонаж стал последним сценическим перевоплощением Потапова. Накануне своего ухода Александр Сергеевич именно в этом спектакле поставил точку в большом творческом списке.

На вечере памяти артиста костюм Потапова-Городничего стоял в центре сцены Малого зала на Ордынке. Замечательная традиция Малого театра собраться не слишком широким кругом, перелистать страницы воспоминаний, всмотреться в фотографии разных лет и афиши, вслушаться в мельчайшие оттенки голоса и даже сквозь видеозапись реально ощутить актерскую энергетику. Конечно же посмеяться над забавными случаями из жизни, поплакать над ее трагическими моментами и еще раз убедиться - ничто не исчезает бесследно.

В тот вечер Александра Потапова вспоминали близкие друзья и коллеги, говорили, что в жизни он был добрым, веселым человеком, и еще, что важно, очень порядочным. Он обладал таким важным и сегодня достаточно редким качеством, как умение получать радость от всего. Такие люди притягательны. Он много трудился, набираясь от роли к роли актерской силы и мудрости. И часто повторял: «Талант это третье, даже пятое дело. Нужно работать, работать и работать...»

Леонид Ефимович Хейфец, режиссер спектакля «Летние прогулки» по пьесе А. Салынского, где Потапов играл Мишку Зевина, говорил, что это был актер милостью Божьей, обладающий абсолютной органикой. Вот и своего Хассана в легендарном спектакле «Заговор Фиеско в Генуе», изворотливого и подлого, Потапов наделил мощнейшим отрицательным обаянием. И от этой притягательности зла становилось по-настоящему страшно.

Каждая роль - серьезный труд, без малейших скидок и оправданий усталости. Именно так Александр Потапов относился к любой своей роли, даже если в репертуаре этот спектакль шел уже несколько сезонов. Вот и в свой последний вечер, прощаясь, сказал, что утром у него «Недоросль» и нужно набраться сил после «Ревизора». Об этом вспоминал Юрий Мефодьевич Соломин. Он добавил: «Уверен, что когда Александр ложился спать, он наверняка повторял роль. Так и улетел...»


Елена Глебова, «Страстной бульвар, 10», выпуск №2-192/2016


Дата публикации: 08.11.2016

Если попытаться коротко выразить суть этого человека, как нельзя лучше подойдет слово полет. Летящая, стремительная судьба уносила Александра Сергеевича Потапова в небесные дали, поднимала к вершинам славы. И какая бы из профессий в конечном итоге ни стала главной, многое в нем угадывало победителя.

Казалось, все предначертано. Отец Александра Потапова - военный летчик, воевал в Испании, служил в секретариате маршала Тухачевского, получил звание генерала. С полетами, только в несколько иной ипостаси, была связана мама Александра Сергеевича, окончившая МАИ и работавшая в конструкторском бюро Илюшина. Естественное желание стать военным и продолжить семейную традицию сначала привело его в Суворовское училище, затем в военно-воздушную академию имени Н.Е. Жуковского. Студентом Александр Потапов был примерным, невероятно спортивным и даже получил звание мастера спорта международного класса по плаванию. Познал ощущение неба, но неожиданно круто изменил судьбу. Он выбрал театр.


Возможно, свою роль сыграла художественная самодеятельность при академии, в которой Потапов активно участвовал. Или интуитивно угадал, что это именно его путь. Сам Александр Сергеевич потом вспоминал:«Когда ты, будучи молодым человеком, узнаешь, что на свете, кроме «умения брать под козырек», есть еще Гамлет - Принц Датский, защищающий честь отца и страдающий от предательства матери, то становишься другим. Я понял, что люблю играть, хочу стать актером».


Он самостоятельно подготовился, подал документы в Высшее театральное училище им. М.С.Щепкина при Малом театре и поступил на курс Леонида Волкова.

В 1962 году его приняли в труппу Малого театра. Здесь около десяти лет, по его собственному выражению, «бегал в массовке», и только потом стал получать роли. Потапов любил цитировать стариков этого прославленного театра: «Ваш труд - это бег на длинную дистанцию». Правда, с середины 1960-х в его творчестве началась еще и киношная история, принесшая Александру Потапову всероссийскую славу, сделав его одним из самых популярных и любимых киноактеров. Неважно, центральной или эпизодической была его роль в том или ином фильме - «Крепостная актриса», «Верность», «Королевская регата», «Любовь земная», «Афоня», «Деревня Утка», «Судьба», «Сибириада» - она становилась заметной, объемной. А за работу в фильме «Приказ: перейти границу» Потапова наградили Государственной премией России.

Пришло время, появились спектакли, открывшие большого артиста, обладающего прекрасной фактурой, темпераментом, чувством юмора. В 1968 году он сыграл Якова в пьесе М. Горького «Старик» - свою первую серьезную роль на сцене Малого. Он на всю жизнь остался верен этому театру, прослужив здесь ровно 50 лет, сыграв более 80 самых разноплановых ролей классического и современного репертуара. Если о самых ярких, это Иван в «Коньке-горбунке», Ильин в «Русских людях», Краюхин в «Вызове», Лопахин в «Вишневом саде», Лебедев в «Иванове», Аристарх в «Горячем сердце», Восмибратов в «Лесе», Мамаев в «На всякого мудреца довольно простоты», Городничий в «Ревизоре»... Гоголевский персонаж стал последним сценическим перевоплощением Потапова. Накануне своего ухода Александр Сергеевич именно в этом спектакле поставил точку в большом творческом списке.

На вечере памяти артиста костюм Потапова-Городничего стоял в центре сцены Малого зала на Ордынке. Замечательная традиция Малого театра собраться не слишком широким кругом, перелистать страницы воспоминаний, всмотреться в фотографии разных лет и афиши, вслушаться в мельчайшие оттенки голоса и даже сквозь видеозапись реально ощутить актерскую энергетику. Конечно же посмеяться над забавными случаями из жизни, поплакать над ее трагическими моментами и еще раз убедиться - ничто не исчезает бесследно.

В тот вечер Александра Потапова вспоминали близкие друзья и коллеги, говорили, что в жизни он был добрым, веселым человеком, и еще, что важно, очень порядочным. Он обладал таким важным и сегодня достаточно редким качеством, как умение получать радость от всего. Такие люди притягательны. Он много трудился, набираясь от роли к роли актерской силы и мудрости. И часто повторял: «Талант это третье, даже пятое дело. Нужно работать, работать и работать...»

Леонид Ефимович Хейфец, режиссер спектакля «Летние прогулки» по пьесе А. Салынского, где Потапов играл Мишку Зевина, говорил, что это был актер милостью Божьей, обладающий абсолютной органикой. Вот и своего Хассана в легендарном спектакле «Заговор Фиеско в Генуе», изворотливого и подлого, Потапов наделил мощнейшим отрицательным обаянием. И от этой притягательности зла становилось по-настоящему страшно.

Каждая роль - серьезный труд, без малейших скидок и оправданий усталости. Именно так Александр Потапов относился к любой своей роли, даже если в репертуаре этот спектакль шел уже несколько сезонов. Вот и в свой последний вечер, прощаясь, сказал, что утром у него «Недоросль» и нужно набраться сил после «Ревизора». Об этом вспоминал Юрий Мефодьевич Соломин. Он добавил: «Уверен, что когда Александр ложился спать, он наверняка повторял роль. Так и улетел...»


Елена Глебова, «Страстной бульвар, 10», выпуск №2-192/2016


Дата публикации: 08.11.2016