Вечные истории о любви и браке
Две премьеры Малого театра - «Свадьба, свадьба, свадьба!» и «Последняя жертва» - объединяет, пожалуй, только тема. Здесь всё вертится вокруг любви и брака. Причём это, как известно, вещи не то чтобы несовместные, но далеко не всегда совпадающие.
Бойкое название «Свадьба, свадьба, свадьба!» дано спектаклю по трем чеховским одноактным пьесам-шуткам: «Предложение», «Медведь» и «Свадьба». Поставил его режиссер Виталий Иванов. Но лишь одна из трех историй рассказывает о любви - «Медведь». Две другие - о браке без любви. Ведь не зря же говорит герой «Предложения» Ломов, что если станешь дожидаться настоящей любви, то можно и вовсе не жениться. Житейское рассуждение, многим знакомое не понаслышке. Понятно, что режиссер хочет выразить ироничную чеховскую грусть по поводу людского несовершенства.
Может быть, самым большим недостатком спектакля является то, что все три его части никак не связываются в единое целое. И даже сильно отличаются по уровню воплощения. Так, первая часть спектакля - «Предложение» - безусловно самая удачная. Александр Потапов, Глеб Подгородинский и юная Ольга Жевакина невероятно смешны в каждой своей реплике. «Медведь» и «Свадьба» смотрятся не с таким интересом, а ведь зрителю всегда хочется, чтобы спектакль шел по нарастающей.
Огорчительно и то, что сами по себе красивые декорации Александра Глазунова никак не связаны с действием. Опять же наиболее привлекает оформление «Предложения», которое передает атмосферу деревенского летнего полдня.
По-видимому, у Антона Павловича Чехова отношение к браку было достаточно сложным. Даже в «Медведе», который все-таки о любви, автор ясно дает понять, что предыдущий брак героини был несчастным. Что же говорить о «Свадьбе», которая принадлежит к числу самых грустных водевилей. Самодовольный «замухрышка»-жених (очень забавный в исполнении Алексея Кудиновича) яростно спорит с тещей из-за приданого, угрожая в случае обмана, дескать, «я вашу дочь с кашей съем». Какая уж тут любовь!
Чеховская «Свадьба» - это тот русский праздник, который непременно должен закончиться скандалом и форменным безобразием. Словом, как у Высоцкого - «потом была у них уха и заливные потроха, потом поймали жениха и долго били» и т. д.
Нет, есть в русской жизни и светлые стороны, о чем повествует тот писатель, которого мы привыкли называть «певцом темного царства», - Александр Николаевич Островский. Его «Последнюю жертву» можно прочесть по-разному. Малый театр увидел в ней пьесу о большой любви. Режиссер спектакля - Владимир Драгунов. Не случайно говорим о том, что в этой пьесе Островский близок к Достоевскому. Здесь любовь Юлии Тугиной вырастает из страданий и унижения, из благодарности, которая борется с гордостью. И Людмила Титова очень хорошо доносит до зрителя все эти сложные оттенки чувств. Владимир Драгунов особенно тщательно выстраивает линию взаимоотношений Юлии с Фролом Федулычем (несомненная актерская удача Василия Бочкарева).
Богатый купец Фрол Федулыч не просто жалеет Юлию, не просто великодушно ей помогает. Он на наших глазах влюбляется в нее, как мальчишка. Буквально передается в зал та эйфория любви, когда Фрол Федулыч после встречи с Юлией с блаженной улыбкой на лице напевает итальянскую арию. Казалось бы, чему радоваться в этот момент? Любимая женщина пришла просить деньги для другого, для своего жениха. Но что-то произошло помимо слов. И любовь сама по себе радость и сама по себе награда.
В спектакле есть целый ряд блестящих актерских работ. Это прежде всего Глафира Фирсовна в исполнении Людмилы Поляковой. Необычная роль для актрисы, которую чаще всего видим в ролях бесхитростных, добрых и жалостливых русских мамок-нянек. Но здесь такая авантюристка, такая лиса Алиса, которая просто упивается своим обманом. Она - художник своего дела, мастер по ловле рыбки в мутной воде и по праву гордится своей виртуозностью.
Очень яркими в спектакле получились герои и Владимира Сафронова, и Бориса Клюева, и Петра Складчикова. О каждом из них можно говорить много. Но на первый план в этом спектакле выходит история любви. И пусть в многочисленных прочтениях «Последней жертвы» брак Юлии и Фрола Федулыча рассматривается как выгодная сделка, Малый театр верен своей романтической традиции.
Татьяна СЕМАШКО
«Парламентская газета», 28 января 2005 г.