В первом номер газеты «Малый театр» мы начали рубрику «Пять вопросов о театре», сегодня на вопросы анкеты Императорских театров отвечает народный артист России Борис Владимирович Клюев
1. Сколько нужно времени на то, чтобы актер мог усвоить роль и овладеть ею?
Это очень индивидуально, зависит от памяти актера, от его интеллекта, потому что каждый простраивает свою роль самостоятельно. Подготовка к роли, первый этап, идет где-то месяца два-три. А затем… нельзя сказать, что роль готова, – она продолжает расти и после того, как ты выпустил спектакль. Ты постоянно о ней думаешь, постоянно находишь какие-то детали, которые пропустил в начальном периоде. Поэтому конкретное время назвать нельзя.
2. Сколько нужно времени на перегримировку и переодевание?
Это зависит от грима. Иногда грим бывает почти портретный, приходится делать много наклеек, а, например, в роли Фромантеля («Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л. Вернея и Ж. Берра) у меня только усы и тон, это всего 5 минут. Столько же я переодеваюсь – я быстро это делаю. В среднем же обычно это занимает 15 минут, если есть наклейки. У меня не было ролей, которые требовали бы более длительного переодевания и перегримировки. Но вот, например, когда Юрий Иванович Каюров играл Ленина, то естественно, он приходил за час до начала спектакля.
3. Участие режиссера в работе актера и постановке пьесы.
От режиссера зависит очень многое. Прежде всего – решение спектакля – какой это будет жанр. И чем талантливее режиссер, тем это сложнее и интереснее для актера. Но, на мой взгляд, какой бы ни был талантливый режиссер, артист все равно должен для себя простраивать какие-то смыслы. В идеале, нужно чтобы актер приходил на репетиции уже готовый и с какими-то предложениями. Вот тогда это может быть очень интересно. На моей практике был авторитет Бориса Андреевича Бабочкина, которому мы, будучи молодыми артистами, бесконечно верили. Что он говорил – я это и делал. Потом прошло время, и я понял, что он всё говорил правильно.
4. Ваше отношение к театральной критике?
Я отношусь спокойно к критике. Безусловно, неприятно, когда тебя критикуют. Неприятно, когда не находят в твоей игре то, что тебе кажется интересным, что ты придумал, и тебе это дорого досталось. Если это не замечается, то, конечно, обидно. Но, с другой стороны, нельзя обижаться на критику. Всегда нужно больше претензий предъявлять к себе. Если критикуют – значит, есть за что. Значит, что-то не доработал, надо какие-то вещи пересмотреть. Обычно, это вызывает чувство протеста, а потом уже идет осмысление того, что о тебе написали. И потом, есть умные критики, а есть просто информационные, с формальным отношением к спектаклю. Это уже не критика, а просто пересказ сюжета.
5. О зрителях.
Зритель это общее понятие: человек, который пришел на зрелище. Бывает, люди случайно купили билет и пришли. Бывает, люди целенаправленно идут на пьесу, на режиссера, на актера. Я считаю, что любой актер всё, что делает, делает для публики. И реакция зрителя очень важна. Как только ты кидаешь первый пробный «шар» в зрительный зал, и зал тебе отвечает, у тебя вырастают крылья. Но когда зрители не отвечают, тогда нужно переосмыслить то, что ты делаешь. И сделать так, чтобы зрителю стало интересно. Поэтому я всегда очень внимательно отношусь к зрителю, я его люблю. Та энергетика, которая идет от зала, передается актеру и делает его счастливым. Актер должен играть даже для 10 человек, которые внимательно его слушают.
В первом номер газеты «Малый театр» мы начали рубрику «Пять вопросов о театре», сегодня на вопросы анкеты Императорских театров отвечает народный артист России Борис Владимирович Клюев
1. Сколько нужно времени на то, чтобы актер мог усвоить роль и овладеть ею?
Это очень индивидуально, зависит от памяти актера, от его интеллекта, потому что каждый простраивает свою роль самостоятельно. Подготовка к роли, первый этап, идет где-то месяца два-три. А затем… нельзя сказать, что роль готова, – она продолжает расти и после того, как ты выпустил спектакль. Ты постоянно о ней думаешь, постоянно находишь какие-то детали, которые пропустил в начальном периоде. Поэтому конкретное время назвать нельзя.
2. Сколько нужно времени на перегримировку и переодевание?
Это зависит от грима. Иногда грим бывает почти портретный, приходится делать много наклеек, а, например, в роли Фромантеля («Школа налогоплательщиков» («Как обмануть государство») Л. Вернея и Ж. Берра) у меня только усы и тон, это всего 5 минут. Столько же я переодеваюсь – я быстро это делаю. В среднем же обычно это занимает 15 минут, если есть наклейки. У меня не было ролей, которые требовали бы более длительного переодевания и перегримировки. Но вот, например, когда Юрий Иванович Каюров играл Ленина, то естественно, он приходил за час до начала спектакля.
3. Участие режиссера в работе актера и постановке пьесы.
От режиссера зависит очень многое. Прежде всего – решение спектакля – какой это будет жанр. И чем талантливее режиссер, тем это сложнее и интереснее для актера. Но, на мой взгляд, какой бы ни был талантливый режиссер, артист все равно должен для себя простраивать какие-то смыслы. В идеале, нужно чтобы актер приходил на репетиции уже готовый и с какими-то предложениями. Вот тогда это может быть очень интересно. На моей практике был авторитет Бориса Андреевича Бабочкина, которому мы, будучи молодыми артистами, бесконечно верили. Что он говорил – я это и делал. Потом прошло время, и я понял, что он всё говорил правильно.
4. Ваше отношение к театральной критике?
Я отношусь спокойно к критике. Безусловно, неприятно, когда тебя критикуют. Неприятно, когда не находят в твоей игре то, что тебе кажется интересным, что ты придумал, и тебе это дорого досталось. Если это не замечается, то, конечно, обидно. Но, с другой стороны, нельзя обижаться на критику. Всегда нужно больше претензий предъявлять к себе. Если критикуют – значит, есть за что. Значит, что-то не доработал, надо какие-то вещи пересмотреть. Обычно, это вызывает чувство протеста, а потом уже идет осмысление того, что о тебе написали. И потом, есть умные критики, а есть просто информационные, с формальным отношением к спектаклю. Это уже не критика, а просто пересказ сюжета.
5. О зрителях.
Зритель это общее понятие: человек, который пришел на зрелище. Бывает, люди случайно купили билет и пришли. Бывает, люди целенаправленно идут на пьесу, на режиссера, на актера. Я считаю, что любой актер всё, что делает, делает для публики. И реакция зрителя очень важна. Как только ты кидаешь первый пробный «шар» в зрительный зал, и зал тебе отвечает, у тебя вырастают крылья. Но когда зрители не отвечают, тогда нужно переосмыслить то, что ты делаешь. И сделать так, чтобы зрителю стало интересно. Поэтому я всегда очень внимательно отношусь к зрителю, я его люблю. Та энергетика, которая идет от зала, передается актеру и делает его счастливым. Актер должен играть даже для 10 человек, которые внимательно его слушают.