Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин вместе с коллективом готовится к переезду в историческое здание Дома Островского, реконструкция которого заканчивается на два года раньше запланированного срока. Об этом и о других проблемах, связанных с реставрационными работами, шла речь в нашей беседе в скромном кабинете лидера академической труппы в филиале на Ордынке.
- Юрий Мефодьевич, сейчас многие деятели культуры ожидают справедливого расследования уголовного дела по хищению 50 миллионов рублей на реставрации исторических объектов в Министерстве культуры. Казалось бы, в связи с этим громким скандалом министр культуры должен был подать в отставку, но он этого не сделал, снизив тем самым свой рейтинг в культурной среде. Скажите, в вашу бытность руководства Министерством культуры было возможно, чтобы без вашего ведома подписывались липовые контракты?
- Думаю, этого не могло быть. Мы начали реконструкцию Малого театра задолго до того, как возникло судебное дело, связанное с коррупцией в Министерстве культуры. Заместитель Владимира Мединского господин Перунов пришел в это ведомство, когда у нас все документы на реставрацию были подписаны, поэтому о его способностях прятать концы в воду, наживаясь на махинациях, я ничего не знаю. Тот тендер, который нам предлагало Министерство культуры, мы отменили и заключили договор с другой фирмой. Я бываю на стройке каждый месяц и никаких недоразумений, скандалов там не встречал. Недели три назад, когда я туда пришел и увидел: свет горит, все окна вставлены, есть горячая вода и электропроводка, то понял - до завершения реконструкции осталось недолго.
- Тем не менее скажите, те договора, которые заключаются на предмет реставрации, могут проходить без подписи министра культуры или нет?
- Это дело дорогое, и отсутствие резолюции министра культуры сразу настораживает. Когда загорелась колокольня Новодевичьего монастыря, то подумал: что-то тут нечисто, значит, есть что скрывать. Я не занимаюсь расследованием, но, сопоставляя возникшие проблемы с реставрацией Новодевичьего монастыря, псковских исторических объектов и нашу ситуацию, могу сказать: те суммы, которые нам выделяли, а также сроки окончания работы в 2018 году, были прозрачными. Весь коллектив болел и следил, когда же можно въехать в родные стены и, наконец-то, играть в полную силу. Поэтому никаких скрытых поползновений на нашу собственность не могло быть. Ведь Малый театр для нас - родной дом, где проходит большая часть жизни артистов, и строители это понимали. Мы переехали в филиал на Ордынку, а они работали днем и ночью, в три смены, поэтому выиграли во времени, и заканчивают реставрацию вместо запланированных пяти лет - в три года.
- Сколько стоит реставрация Малого театра?
- Приблизительно около 6 миллиардов рублей. Деньги выделяло Правительство Российской Федерации. Я знаю, что такое строить хотя бы на примере своей дачи, но когда приезжаю на Театральную площадь, то здороваюсь с каждым строителем, бывает, просят сфотографироваться с ними, но самое главное - вижу порядок. Никакого мусора, никаких отходов нет, все вывозится моментально, ночью. Было страшно, когда возводился фундамент, углубленный на несколько метров ниже прежнего. Я наблюдал, какой это был тяжелый труд, когда буквально на тачках вывозили землю, как во времена первых пятилеток. И тут ничего дурного не скажешь, система организованности у этой строительной компании выше всяких похвал. А если, не дай бог, что-то случится непредвиденное, то побелить и покрасить стены мы сможем сами, на свои деньги. У меня все-таки складывается такое ощущение, что наши строители считают делом чести для себя возвращать к жизни историческое здание Малого театра, куда во время войны попала бомба.
- Юрий Мефодьевич, вы уже думали, каким спектаклем будете отмечать новоселье?
- Нашей труппе 260 лет, и мы планируем открытие обновленного здания праздничным торжеством с экскурсом в прошлое. С чего начинался Малый театр. Так, во время моего юбилея ребята сочинили веселое представление типа капустника, на который пришли все свои, и билеты не продавались. Я хохотал до слез. На сцене стоял хор из 80 человек, куда вошли сапожники, бутафоры, статисты, артисты. Это было очень смешно. Например, они брали сцену из «Горя от ума», снятую на современной аппаратуре, и появлялась живая Лиза, а дальше выходил молодой артист в моем костюме Фамусова, и они играли первый эпизод спектакля. А потом выбрали отрывок из мюзикла «Чикаго» и девочки в военной форме с аксельбантами танцевали в кабаретном стиле. И вот я подумал, что-то из этого шоу можно взять и в программу торжественного вечера. У нас есть много записей постановок по пьесам Островского, и сейчас тоже снимаем спектакли. Все это можно смонтировать с живой игрой артистов, последовательно переходя из одного времени в следующее. Ведь у нас есть пленки 20-х годов прошлого столетия с участием Марии Ермоловой, Станиславского, Немировича-Данченко, военный период, когда артисты с концертами выезжали на фронт, эскадрилья самолетов, собранная на деньги Малого театра и подаренная летному полку. К тому же у нас замечательный оркестр, которому 200 лет, и он тоже будет принимать участие в нашем торжественном представлении.
Беседу вела Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 1 - 30 апреля 2016 года
Художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Соломин вместе с коллективом готовится к переезду в историческое здание Дома Островского, реконструкция которого заканчивается на два года раньше запланированного срока. Об этом и о других проблемах, связанных с реставрационными работами, шла речь в нашей беседе в скромном кабинете лидера академической труппы в филиале на Ордынке.
- Юрий Мефодьевич, сейчас многие деятели культуры ожидают справедливого расследования уголовного дела по хищению 50 миллионов рублей на реставрации исторических объектов в Министерстве культуры. Казалось бы, в связи с этим громким скандалом министр культуры должен был подать в отставку, но он этого не сделал, снизив тем самым свой рейтинг в культурной среде. Скажите, в вашу бытность руководства Министерством культуры было возможно, чтобы без вашего ведома подписывались липовые контракты?
- Думаю, этого не могло быть. Мы начали реконструкцию Малого театра задолго до того, как возникло судебное дело, связанное с коррупцией в Министерстве культуры. Заместитель Владимира Мединского господин Перунов пришел в это ведомство, когда у нас все документы на реставрацию были подписаны, поэтому о его способностях прятать концы в воду, наживаясь на махинациях, я ничего не знаю. Тот тендер, который нам предлагало Министерство культуры, мы отменили и заключили договор с другой фирмой. Я бываю на стройке каждый месяц и никаких недоразумений, скандалов там не встречал. Недели три назад, когда я туда пришел и увидел: свет горит, все окна вставлены, есть горячая вода и электропроводка, то понял - до завершения реконструкции осталось недолго.
- Тем не менее скажите, те договора, которые заключаются на предмет реставрации, могут проходить без подписи министра культуры или нет?
- Это дело дорогое, и отсутствие резолюции министра культуры сразу настораживает. Когда загорелась колокольня Новодевичьего монастыря, то подумал: что-то тут нечисто, значит, есть что скрывать. Я не занимаюсь расследованием, но, сопоставляя возникшие проблемы с реставрацией Новодевичьего монастыря, псковских исторических объектов и нашу ситуацию, могу сказать: те суммы, которые нам выделяли, а также сроки окончания работы в 2018 году, были прозрачными. Весь коллектив болел и следил, когда же можно въехать в родные стены и, наконец-то, играть в полную силу. Поэтому никаких скрытых поползновений на нашу собственность не могло быть. Ведь Малый театр для нас - родной дом, где проходит большая часть жизни артистов, и строители это понимали. Мы переехали в филиал на Ордынку, а они работали днем и ночью, в три смены, поэтому выиграли во времени, и заканчивают реставрацию вместо запланированных пяти лет - в три года.
- Сколько стоит реставрация Малого театра?
- Приблизительно около 6 миллиардов рублей. Деньги выделяло Правительство Российской Федерации. Я знаю, что такое строить хотя бы на примере своей дачи, но когда приезжаю на Театральную площадь, то здороваюсь с каждым строителем, бывает, просят сфотографироваться с ними, но самое главное - вижу порядок. Никакого мусора, никаких отходов нет, все вывозится моментально, ночью. Было страшно, когда возводился фундамент, углубленный на несколько метров ниже прежнего. Я наблюдал, какой это был тяжелый труд, когда буквально на тачках вывозили землю, как во времена первых пятилеток. И тут ничего дурного не скажешь, система организованности у этой строительной компании выше всяких похвал. А если, не дай бог, что-то случится непредвиденное, то побелить и покрасить стены мы сможем сами, на свои деньги. У меня все-таки складывается такое ощущение, что наши строители считают делом чести для себя возвращать к жизни историческое здание Малого театра, куда во время войны попала бомба.
- Юрий Мефодьевич, вы уже думали, каким спектаклем будете отмечать новоселье?
- Нашей труппе 260 лет, и мы планируем открытие обновленного здания праздничным торжеством с экскурсом в прошлое. С чего начинался Малый театр. Так, во время моего юбилея ребята сочинили веселое представление типа капустника, на который пришли все свои, и билеты не продавались. Я хохотал до слез. На сцене стоял хор из 80 человек, куда вошли сапожники, бутафоры, статисты, артисты. Это было очень смешно. Например, они брали сцену из «Горя от ума», снятую на современной аппаратуре, и появлялась живая Лиза, а дальше выходил молодой артист в моем костюме Фамусова, и они играли первый эпизод спектакля. А потом выбрали отрывок из мюзикла «Чикаго» и девочки в военной форме с аксельбантами танцевали в кабаретном стиле. И вот я подумал, что-то из этого шоу можно взять и в программу торжественного вечера. У нас есть много записей постановок по пьесам Островского, и сейчас тоже снимаем спектакли. Все это можно смонтировать с живой игрой артистов, последовательно переходя из одного времени в следующее. Ведь у нас есть пленки 20-х годов прошлого столетия с участием Марии Ермоловой, Станиславского, Немировича-Данченко, военный период, когда артисты с концертами выезжали на фронт, эскадрилья самолетов, собранная на деньги Малого театра и подаренная летному полку. К тому же у нас замечательный оркестр, которому 200 лет, и он тоже будет принимать участие в нашем торжественном представлении.
Беседу вела Любовь ЛЕБЕДИНА
«Трибуна», 1 - 30 апреля 2016 года