Новости

СВЕТЛАНА АМАНОВА: «Я РАБОТАЛА С ВЕЛИКИМИ ЛЮДЬМИ И НЕ ХОЧУ СНИЖАТЬ ПЛАНКУ»

Сразу после окончания Щепкинского училища Светлана Аманова снялась у Гайдая в фильме "Спортлото-82" и в одночасье стала звездой. Однако несмотря на колоссальный успех картины, впоследствии она появлялась на экране не так часто. Из популярных фильмов можно назвать разве что "Зимний вечер в Гаграх" Шахназарова. Почему так сложилось, актриса рассказала в интервью "Вечернему Волгограду".

Авторская Раневская
Всю жизнь Светлана Геннадиевна служит в Малом театре. Наш диалог состоялся в ходе недавних гастролей столичной труппы в Волгоград, в антракте классической постановки "Вишневый сад". Зритель на протяжении полутора часов не дышал, завороженно следя за происходящим на сцене. Блистательная игра актеров раздвигала границы сцены и погружала зрителя в XIX век.

– Ваша Раневская щедра на эмоции, очень женственная и мягкая. Мысленно я постоянно сравнивала ее с Раневской Ренаты Литвиновой в постановке МХТ. Ее героиня самовлюбленная, получает удовольствие от каждого своего жеста. Хочется спросить, видели ли вы ее игру? И на кого равнялись, готовясь к роли?

– С героиней Ренаты Литвиновой я познакомилась, когда уже не один год играла в "Вишневом саде". Мхатовский спектакль поставил знаменитый режиссер Адольф Шапиро. Мы с ним работали и у нас, в Малом театре, над спектаклем "Дети солнца" по пьесе Максима Горького. Так что с ним как режиссером я знакома близко. Его "Вишневый сад" все откладывала посмотреть, потому что мне как актрисе это обычно мешает, невольно начинаешь сравнивать. Я ни на кого не рассчитывала, ни на кого не смотрела, ни с кого не брала пример. Мы просто шли от автора, шли ступенька за ступенькой, от реплики к реплике, пытались понять, что хотел сказать наш любимый, великий Антон Павлович. Просто хотели представить зрителю чеховскую Раневскую, без всяких лишних штрихов.

– Текст один, но каждая актриса наделяет Раневскую своими чертами. Не верится, что вы упустили такую возможность.
– Я не могу объективно оценивать свою героиню, это должен делать зритель. Какой вы ее чувствуете, ранимой и любящей, расточительной и наивной, женственной, как вы сказали, такая она и есть. Я, имея за спиной множество драматических ролей, давно перестала ассоциировать себя со своими героинями. Моя Раневская – это та женщина, которую сотворила фантазия Антона Чехова. Она цельный образ, ее не следует домысливать. А работу своих коллег я не могу обсуждать – у каждого есть свое мнение, свое видение и каждый имеет право на свой рисунок. И нужно цельно оценивать весь спектакль, а не только игру одного актера. Наш спектакль и спектакль Шапиро – два абсолютно разных произведения.

Время Гайдая
– Светлана Геннадиевна, всенародная известность пришла к вам после комедии Гайдая "Спортлото-82". Сейчас у вас за спиной плеяда драматических ролей. Какой жанр все-таки вам ближе: комедия или драма?
– Мне все интересно: и комедия, и драма – все присутствует в нашей жизни, в разных обстоятельствах и разных проявлениях. Слезы рядом со смехом, смех сквозь слезы. Все так переплетено, что как актрисе все это хочется испробовать, донести до зрителя.

– Но все-таки есть такой жанр, в котором вы отдыхаете? Момент когда работа – не работа, а просто наслаждение...
– Конечно! Когда хорошая роль, когда умелый режиссер, когда вокруг отличные партнеры – тогда не замечаешь, сколько времени ты проводишь в репетициях. А спектакль становится отдыхом. Жанр в этом случае не имеет значения.

– Думаю, так и было, когда вы работали с Леонидом Гайдаем? Расскажите, какой он был человек?
– Фильм "Спортлото-82" – одна из моих любимых работ, я никогда не устаю про него говорить, хоть и прошло больше 30 лет. Он дал мне возможность заявить о себе как об актрисе. Я до сих пор прекрасно общаюсь с его женой Ниной Павловной, с их дочерью Оксаной и внучкой Ольгой. Так сложилось, что мы человечески поддерживаем друг друга. Говоря же о Леониде Иовиче, сложно отделаться двумя фразами. Он был умнейший, порядочнейший, очень ранимый, интеллигентный человек. Внешне по нему никогда нельзя было сказать, что он снимает комедийные фильмы. Всегда серьезный, настроенный на работу, и никогда не комиковал, не стремился никого насмешить. Всегда был занят одним делом – стремился делать хорошее кино для людей. Чтобы люди смеялись и могли пересматривать, заряжаясь положительными эмоциями. Его фильмы, как лекарство, облегчали жизнь зрителю.
– Вам самой не удивительно, что "Спортлото-82" посмотрели 50 млн человек. Это же треть населения нашей страны! Сейчас такие цифры просто на гране фантастики.
– Да, фильм занимал первое место в рейтинге по количеству зрителей очень много лет. Сейчас все изменилось и даже не стоит сравнивать. Тогда выпуск картины становился событием для всего населения страны. В кинотеатры ходили семьями, смотрели по несколько раз. Актеры были всегда на виду. Была целая индустрия. Выпускали открытки с любимыми киноактерами, с фильмографией, во всех учреждениях висели плакаты с фотографиями артистов. Было совсем другое отношение к артистам. Раньше актер был предметом преклонения, сейчас актер – это персонал из сферы обслуживания. Такое отношения должно поменяться, необходимо вернуть уважение к нашей профессии.

Про известность
– Ваша коллега по малому театру Ирина Муравьева, как и вы, прогремела на всю страну благодаря ранним ролям в кино. Сейчас она снимается редко, все ее знаменитые роли связаны с театральной сценой. Ваши истории очень похожи. Часто ли вас узнают на улице с возгласом: "Да, это же Таня Пегова из "Спортлото-82"! И не обидно, что не знают о вашей жизни в театре?

– Я не знаю, что у нее внутри происходит, но хочу сказать, что я спокойно к этому отношусь. У меня никогда не было цели, снявшись в кино или сыграв какую-то заглавную роль в театре, выйти на улицу и ловить восхищенные взгляды и приветствия. Я никогда об этом не задумывалась. Конечно, мне приятно, когда меня узнают, но когда этого не происходит, я совершенно не обижаюсь, потому что бывают моменты, когда не хочется, чтобы на тебя глазели. Все мы люди, вне зависимости от того – стоим мы на сцене или сидим в зале.

– Вы сами не скучаете по кино?
– Я периодически снимаюсь. Конечно, не так активно, как хотелось бы, но мне приходится очень много выбирать, много отсеивать. Я не из тех актрис, что кидается на все предложения о съемках. За мной есть школа, я работала с великими людьми на одной площадке, мне не хочется снижать планку. Терять уважение своих коллег ради каких-то проходных ролей, меркантильных соображений, я думаю, не стоит. Вот сейчас я работаю в сериале "Анна Каренина" у Шахназарова. Он создается по мотивам произведения Льва Толстого, и я там играю Лидию Ивановну, крестную Сережи Каренина. Так что я в работе, в хорошей компании, второй раз после "Зимнего вечера в Гаграх" я встречаюсь с великим режиссером. За прошедшие годы он стал еще интереснее, мудренее, одно удовольствие с ним общаться. Не знаю, когда выйдет этот сериал, но покажут его по Первому каналу.


Дата публикации: 17.05.2016

Сразу после окончания Щепкинского училища Светлана Аманова снялась у Гайдая в фильме "Спортлото-82" и в одночасье стала звездой. Однако несмотря на колоссальный успех картины, впоследствии она появлялась на экране не так часто. Из популярных фильмов можно назвать разве что "Зимний вечер в Гаграх" Шахназарова. Почему так сложилось, актриса рассказала в интервью "Вечернему Волгограду".

Авторская Раневская
Всю жизнь Светлана Геннадиевна служит в Малом театре. Наш диалог состоялся в ходе недавних гастролей столичной труппы в Волгоград, в антракте классической постановки "Вишневый сад". Зритель на протяжении полутора часов не дышал, завороженно следя за происходящим на сцене. Блистательная игра актеров раздвигала границы сцены и погружала зрителя в XIX век.

– Ваша Раневская щедра на эмоции, очень женственная и мягкая. Мысленно я постоянно сравнивала ее с Раневской Ренаты Литвиновой в постановке МХТ. Ее героиня самовлюбленная, получает удовольствие от каждого своего жеста. Хочется спросить, видели ли вы ее игру? И на кого равнялись, готовясь к роли?

– С героиней Ренаты Литвиновой я познакомилась, когда уже не один год играла в "Вишневом саде". Мхатовский спектакль поставил знаменитый режиссер Адольф Шапиро. Мы с ним работали и у нас, в Малом театре, над спектаклем "Дети солнца" по пьесе Максима Горького. Так что с ним как режиссером я знакома близко. Его "Вишневый сад" все откладывала посмотреть, потому что мне как актрисе это обычно мешает, невольно начинаешь сравнивать. Я ни на кого не рассчитывала, ни на кого не смотрела, ни с кого не брала пример. Мы просто шли от автора, шли ступенька за ступенькой, от реплики к реплике, пытались понять, что хотел сказать наш любимый, великий Антон Павлович. Просто хотели представить зрителю чеховскую Раневскую, без всяких лишних штрихов.

– Текст один, но каждая актриса наделяет Раневскую своими чертами. Не верится, что вы упустили такую возможность.
– Я не могу объективно оценивать свою героиню, это должен делать зритель. Какой вы ее чувствуете, ранимой и любящей, расточительной и наивной, женственной, как вы сказали, такая она и есть. Я, имея за спиной множество драматических ролей, давно перестала ассоциировать себя со своими героинями. Моя Раневская – это та женщина, которую сотворила фантазия Антона Чехова. Она цельный образ, ее не следует домысливать. А работу своих коллег я не могу обсуждать – у каждого есть свое мнение, свое видение и каждый имеет право на свой рисунок. И нужно цельно оценивать весь спектакль, а не только игру одного актера. Наш спектакль и спектакль Шапиро – два абсолютно разных произведения.

Время Гайдая
– Светлана Геннадиевна, всенародная известность пришла к вам после комедии Гайдая "Спортлото-82". Сейчас у вас за спиной плеяда драматических ролей. Какой жанр все-таки вам ближе: комедия или драма?
– Мне все интересно: и комедия, и драма – все присутствует в нашей жизни, в разных обстоятельствах и разных проявлениях. Слезы рядом со смехом, смех сквозь слезы. Все так переплетено, что как актрисе все это хочется испробовать, донести до зрителя.

– Но все-таки есть такой жанр, в котором вы отдыхаете? Момент когда работа – не работа, а просто наслаждение...
– Конечно! Когда хорошая роль, когда умелый режиссер, когда вокруг отличные партнеры – тогда не замечаешь, сколько времени ты проводишь в репетициях. А спектакль становится отдыхом. Жанр в этом случае не имеет значения.

– Думаю, так и было, когда вы работали с Леонидом Гайдаем? Расскажите, какой он был человек?
– Фильм "Спортлото-82" – одна из моих любимых работ, я никогда не устаю про него говорить, хоть и прошло больше 30 лет. Он дал мне возможность заявить о себе как об актрисе. Я до сих пор прекрасно общаюсь с его женой Ниной Павловной, с их дочерью Оксаной и внучкой Ольгой. Так сложилось, что мы человечески поддерживаем друг друга. Говоря же о Леониде Иовиче, сложно отделаться двумя фразами. Он был умнейший, порядочнейший, очень ранимый, интеллигентный человек. Внешне по нему никогда нельзя было сказать, что он снимает комедийные фильмы. Всегда серьезный, настроенный на работу, и никогда не комиковал, не стремился никого насмешить. Всегда был занят одним делом – стремился делать хорошее кино для людей. Чтобы люди смеялись и могли пересматривать, заряжаясь положительными эмоциями. Его фильмы, как лекарство, облегчали жизнь зрителю.
– Вам самой не удивительно, что "Спортлото-82" посмотрели 50 млн человек. Это же треть населения нашей страны! Сейчас такие цифры просто на гране фантастики.
– Да, фильм занимал первое место в рейтинге по количеству зрителей очень много лет. Сейчас все изменилось и даже не стоит сравнивать. Тогда выпуск картины становился событием для всего населения страны. В кинотеатры ходили семьями, смотрели по несколько раз. Актеры были всегда на виду. Была целая индустрия. Выпускали открытки с любимыми киноактерами, с фильмографией, во всех учреждениях висели плакаты с фотографиями артистов. Было совсем другое отношение к артистам. Раньше актер был предметом преклонения, сейчас актер – это персонал из сферы обслуживания. Такое отношения должно поменяться, необходимо вернуть уважение к нашей профессии.

Про известность
– Ваша коллега по малому театру Ирина Муравьева, как и вы, прогремела на всю страну благодаря ранним ролям в кино. Сейчас она снимается редко, все ее знаменитые роли связаны с театральной сценой. Ваши истории очень похожи. Часто ли вас узнают на улице с возгласом: "Да, это же Таня Пегова из "Спортлото-82"! И не обидно, что не знают о вашей жизни в театре?

– Я не знаю, что у нее внутри происходит, но хочу сказать, что я спокойно к этому отношусь. У меня никогда не было цели, снявшись в кино или сыграв какую-то заглавную роль в театре, выйти на улицу и ловить восхищенные взгляды и приветствия. Я никогда об этом не задумывалась. Конечно, мне приятно, когда меня узнают, но когда этого не происходит, я совершенно не обижаюсь, потому что бывают моменты, когда не хочется, чтобы на тебя глазели. Все мы люди, вне зависимости от того – стоим мы на сцене или сидим в зале.

– Вы сами не скучаете по кино?
– Я периодически снимаюсь. Конечно, не так активно, как хотелось бы, но мне приходится очень много выбирать, много отсеивать. Я не из тех актрис, что кидается на все предложения о съемках. За мной есть школа, я работала с великими людьми на одной площадке, мне не хочется снижать планку. Терять уважение своих коллег ради каких-то проходных ролей, меркантильных соображений, я думаю, не стоит. Вот сейчас я работаю в сериале "Анна Каренина" у Шахназарова. Он создается по мотивам произведения Льва Толстого, и я там играю Лидию Ивановну, крестную Сережи Каренина. Так что я в работе, в хорошей компании, второй раз после "Зимнего вечера в Гаграх" я встречаюсь с великим режиссером. За прошедшие годы он стал еще интереснее, мудренее, одно удовольствие с ним общаться. Не знаю, когда выйдет этот сериал, но покажут его по Первому каналу.


Дата публикации: 17.05.2016