В музейных фондах Малого театра хранится огромное количество документов и материалов по истории театра. Изучение их иногда превращается в увлекательнейший квест. Сегодня наш рассказ об отдельных фотографиях из коллекции дореволюционных фотоматериалов. Статья опубликована в газете "Малый театр", №1 (43) 2016.
Театральную фотографию, то есть фотографию актера в роли, групповой фотопортрет или фотографию сцены из спектакля, обычно датируют по дате премьеры спектакля. Однако знаменитые спектакли шли на сцене театра много лет, а актеры играли свои прославленные роли в этих постановках годами, а фотографы часто снимали актеров через несколько лет после премьеры. Наша история произошла не сегодня, а в начале XX века.
Над ролью Незнамова в комедии А.Н. Островского «Без вины виноватые» Александр Алексеевич Остужев (4 (16) апреля 1874 – 1 марта 1953) работал длительное время. Это была одна из лучших и любимых зрителями ролей Остужева.
Сначала он готовил роль Незнамова под руководством своего педагога Александра Павловича Ленского на Драматических курсах Императорского Московского театрального училища. Впервые Александр Пожаров (настоящая фамилия Остужева) сыграл роль Незнамова в неполные 24 года в спектакле, состоявшемся 1 февраля 1898 г. На экзаменационном спектакле «Без вины виноватые» 7 марта 1898 г. на сцене Малого театра ученик 3-го курса А. Пожаров выступил уже второй раз в роли Незнамова. Третий раз Остужев вышел в роли Незнамова на сцене Нового театра, филиала Большого и Малого театров, в сезон 1899 – 1900 гг.
Фотографии Остужева в роли Незнамова обычно датируют 1908 г. Это была четвертая постановка, в которой Остужев сыграл роль Незнамова. Премьера спектакля, поставленного выдающимся режиссером А.П. Ленским, состоялась 4 марта 1908 г., и в нем впервые после длительного отпуска вышла на сцену Мария Николаевна Ермолова, сыграв роль Кручининой. В этот знаменательный день вся Москва собралась на встречу с Ермоловой. Спектакль «Без вины виноватые» шел много лет, в том числе и после революции, и всегда вместе с Ермоловой играл Остужев. Он был ее любимым партнером, настоящим «сыном» на сцене, как говорила актриса. Трогательность, нежность, благородная наивность, правдивость и искренность чувств Ермоловой и Остужева неизменно волновали зрителей. В.А. Филиппов подчеркивал, что роль Незнамова была общепризнанным шедевром актера: «Образ Незнамова, созданный Остужевым, заставил говорить о нем, как о вполне сложившемся актере, обладающем исключительным драматическим дарованием, полным трогательного лиризма и поэтической силы» (Филиппов В.А. Александр Алексеевич Остужев. – М.; Л., 1945. С. 23).
5 марта 1920 г. на сцене Малого театра состоялось последнее представление «Без вины виноватых». Спектакль был возобновлен 18 декабря 1924 г. на сцене филиала Малого театра – театра им. А. Сафонова на Таганской площади. В возобновленном спектакле в роли Кручининой выступила К.И. Алексеева, племянница Ермоловой. Остужев в роли Незнамова в возобновленной постановке не участвовал. Однако 4 июня 1931 г. Остужев вышел в роли Незнамова на основной сцене Малого театра. А 31 марта и 17 апреля 1933 г. на сцене филиала Малого театра в возрасте 59 лет (!) состоялись последние выступления артиста в этой роли.
Все фотографии Остужева в роли Незнамова сняты фотографом Львом Яковлевичем Леонидовым (1889 (по другим сведениям: 1885, 1887, 1888 г. рождения) – 1952) примерно в одно время, в середине или в конце 1910-х гг. На одной Остужев – Незнамов сидит в профиль на скамье у рисованной балюстрады с вазой (4-е действие спектакля). Есть также три групповых фотопортрета: В.А. Сашин – Шмага, А.А. Остужев – Незнамов, Н.А. Смирнова – Кручинина (2-е действие); В.А. Сашин – Шмага, А.А. Остужев – Незнамов (3-е действие); М.Н. Ермолова – Кручинина, А.А. Остужев – Незнамов (4-е действие).
На фотографиях Л.Я. Леонидова на отпечатке написано: «Фот. Леонидова», указано название спектакля, фамилия актера или двух актеров и все! Ни инициалов самого фотографа, ни даты. Леонидов снимал и групповые фотопортреты, и сцены из спектакля «Без вины виноватые». Место съемки массовых сцен тоже неизвестно. В музейном фонде Малого театра сохранились дореволюционные фотографии сценической площадки и декораций спектакля «Без вины виноватые» А.Н. Островского в постановке А.П. Ленского. Ничего общего с фотографиями Леонидова. Он производил фотосъемку в неизвестных фотоателье или в зданиях, где устраивались выездные гастрольные спектакли часто смешанного и случайного состава исполнителей. На его фотографиях можно увидеть артистов из разных театров, статистов и массовку, состоящую из артистов на выходные роли и учеников театральных школ. Можно также увидеть знаменитых артистов Малого театра в ролях, в которых они на сцене Малого театра ни разу не выступали, но играли те же роли на других сценах или только на выездах.
Так, в роли Кручининой на двух фотографиях Леонидова мы видим Надежду Александровну Смирнову. На сцене Малого театра актриса роль Кручининой никогда не играла, но выступала в этой роли ранее в частном драматическом театре Ф.А. Корша в Москве, в импровизированном театре во время летнего сезона в Алексине, а также в выездных районных спектаклях Малого театра.
У Леонидова есть две фотографии заключительной сцены четвертого действия спектакля «Без вины виноватые», обе с А.А. Остужевым в роли Незнамова и с В.А. Сашиным в роли Шмаги. Кроме этих актеров, на одной фотографии изображена М.Н. Ермолова – Кручинина, А.А. Яблочкина – Коринкина, И.А. Рыжов – Муров, И.Н. Худолеев – Миловзоров, С.А. Полетаев – Дудукин (Мария Николаевна Ермолова: Юбилейная выставка к столетию со дня рождения. 1853 – 1953. Каталог. М., 1954. С. 70.). На другой – Н.А. Смирнова – Кручинина, С.А. Полетаев (?) – Дудукин и группа неизвестных актеров.
Съемка обеих фотографий производилась в одном месте. Это видно, если внимательно присмотреться к фотографиям. Мы видим условные декорации съемочного павильона. Фоном служит расписной задник, на котором бросается в глаза большая стеклянная ваза и балюстрада. Только мебель на первом плане разная. На фотографиях с Ермоловой мы видим плетеное кресло, похожее на мебель, которая использовалась на сцене Малого театра в спектакле «Без вины виноватые». А на фотографиях со Смирновой длинная деревянная скамейка с металлическими ножками. Так, где же была фотосъемка?
25 января 1917 г. – эта дата обозначена простым карандашом на обороте некоторых фотографий Леонидова, где мы видим Сашина, Остужева и Смирнову. А действительно ли фотосъемка состоялась в этот день? Кто сделал эту запись? Так или иначе, Сашин служил в Малом театре до своей смерти, последовавшей 12 августа 1918 г. Значит, 1917 г. нам подходит. Но Смирнова в своих мемуарах пишет, что играла вместе с Остужевым в районных спектаклях в голодные и холодные 1920-е годы!
С.А. Полетаев стал играть роль Дудукина на сцене Малого театра только в 1928 г., как свидетельствуют документы режиссерского управления. А может он играл эту роль ранее в выездных спектаклях? Профессор В.А. Филиппов свидетельствовал, что на фотографии с Ермоловой группа участников районного спектакля в советское время: «В роли Кручининой она участвовала в выездных спектаклях Малого театра, которые показывались в рабочих клубах, районных театрах, красногвардейских казармах» (Мария Николаевна Ермолова: Юбилейная выставка к столетию со дня рождения. 1853 – 1953. Каталог. М., 1954. С. 7 – 8). Значит, это послеоктябрьское время, конец 1917 или первая половина 1918 г. Вспомним, что на фотографии изображен Сашин в роли Шмаги. Но давал ли Малый театр в этот год районные спектакли?
После революции Малый театр часто показывал шефские спектакли для красноармейцев. Они устраивались в маленьких театрах Москвы, в загородных театрах, в клубах при заводах и фабриках. А районные спектакли Малый театр регулярно устраивал с конца 1919 г. Они шли на сценах театров: бывший «Альказар», «Мозаика», Введенский народный дом, «Тиволи» в Сокольниках. В 1920-е годы своеобразным филиалом Малого театра стал кинотеатр «Колизей» на Чистых прудах. В 1922 г. у Малого театра появилось постоянное помещение для районных спектаклей на Таганской площади – Театр им. А. Сафонова.
На официальном сайте Малого театра можно прослушать запись заключительного монолога Незнамова в исполнении Остужева с грампластинки 1940-х годов. Роль Незнамова стала этапной в творчестве артиста и открыла целую галерею знаменитых ролей Остужева, вошедших в золотой фонд русского театра. И только благодаря фотографиям Леонидова сегодня мы можем увидеть Остужева в образе Незнамова. Для всех, кто интересуется жизнью и творчеством Остужева и спектаклем «Без вины виноватые», фотографии Леонидова представляют несомненный исследовательский интерес.
У фотохудожника и репортера Л.Я. Леонидова очень интересная судьба, но это материал уже для другой статьи.
главный хранитель музейных фондов Малого театра
В музейных фондах Малого театра хранится огромное количество документов и материалов по истории театра. Изучение их иногда превращается в увлекательнейший квест. Сегодня наш рассказ об отдельных фотографиях из коллекции дореволюционных фотоматериалов. Статья опубликована в газете "Малый театр", №1 (43) 2016.
Театральную фотографию, то есть фотографию актера в роли, групповой фотопортрет или фотографию сцены из спектакля, обычно датируют по дате премьеры спектакля. Однако знаменитые спектакли шли на сцене театра много лет, а актеры играли свои прославленные роли в этих постановках годами, а фотографы часто снимали актеров через несколько лет после премьеры. Наша история произошла не сегодня, а в начале XX века.
Над ролью Незнамова в комедии А.Н. Островского «Без вины виноватые» Александр Алексеевич Остужев (4 (16) апреля 1874 – 1 марта 1953) работал длительное время. Это была одна из лучших и любимых зрителями ролей Остужева.
Сначала он готовил роль Незнамова под руководством своего педагога Александра Павловича Ленского на Драматических курсах Императорского Московского театрального училища. Впервые Александр Пожаров (настоящая фамилия Остужева) сыграл роль Незнамова в неполные 24 года в спектакле, состоявшемся 1 февраля 1898 г. На экзаменационном спектакле «Без вины виноватые» 7 марта 1898 г. на сцене Малого театра ученик 3-го курса А. Пожаров выступил уже второй раз в роли Незнамова. Третий раз Остужев вышел в роли Незнамова на сцене Нового театра, филиала Большого и Малого театров, в сезон 1899 – 1900 гг.
Фотографии Остужева в роли Незнамова обычно датируют 1908 г. Это была четвертая постановка, в которой Остужев сыграл роль Незнамова. Премьера спектакля, поставленного выдающимся режиссером А.П. Ленским, состоялась 4 марта 1908 г., и в нем впервые после длительного отпуска вышла на сцену Мария Николаевна Ермолова, сыграв роль Кручининой. В этот знаменательный день вся Москва собралась на встречу с Ермоловой. Спектакль «Без вины виноватые» шел много лет, в том числе и после революции, и всегда вместе с Ермоловой играл Остужев. Он был ее любимым партнером, настоящим «сыном» на сцене, как говорила актриса. Трогательность, нежность, благородная наивность, правдивость и искренность чувств Ермоловой и Остужева неизменно волновали зрителей. В.А. Филиппов подчеркивал, что роль Незнамова была общепризнанным шедевром актера: «Образ Незнамова, созданный Остужевым, заставил говорить о нем, как о вполне сложившемся актере, обладающем исключительным драматическим дарованием, полным трогательного лиризма и поэтической силы» (Филиппов В.А. Александр Алексеевич Остужев. – М.; Л., 1945. С. 23).
5 марта 1920 г. на сцене Малого театра состоялось последнее представление «Без вины виноватых». Спектакль был возобновлен 18 декабря 1924 г. на сцене филиала Малого театра – театра им. А. Сафонова на Таганской площади. В возобновленном спектакле в роли Кручининой выступила К.И. Алексеева, племянница Ермоловой. Остужев в роли Незнамова в возобновленной постановке не участвовал. Однако 4 июня 1931 г. Остужев вышел в роли Незнамова на основной сцене Малого театра. А 31 марта и 17 апреля 1933 г. на сцене филиала Малого театра в возрасте 59 лет (!) состоялись последние выступления артиста в этой роли.
Все фотографии Остужева в роли Незнамова сняты фотографом Львом Яковлевичем Леонидовым (1889 (по другим сведениям: 1885, 1887, 1888 г. рождения) – 1952) примерно в одно время, в середине или в конце 1910-х гг. На одной Остужев – Незнамов сидит в профиль на скамье у рисованной балюстрады с вазой (4-е действие спектакля). Есть также три групповых фотопортрета: В.А. Сашин – Шмага, А.А. Остужев – Незнамов, Н.А. Смирнова – Кручинина (2-е действие); В.А. Сашин – Шмага, А.А. Остужев – Незнамов (3-е действие); М.Н. Ермолова – Кручинина, А.А. Остужев – Незнамов (4-е действие).
На фотографиях Л.Я. Леонидова на отпечатке написано: «Фот. Леонидова», указано название спектакля, фамилия актера или двух актеров и все! Ни инициалов самого фотографа, ни даты. Леонидов снимал и групповые фотопортреты, и сцены из спектакля «Без вины виноватые». Место съемки массовых сцен тоже неизвестно. В музейном фонде Малого театра сохранились дореволюционные фотографии сценической площадки и декораций спектакля «Без вины виноватые» А.Н. Островского в постановке А.П. Ленского. Ничего общего с фотографиями Леонидова. Он производил фотосъемку в неизвестных фотоателье или в зданиях, где устраивались выездные гастрольные спектакли часто смешанного и случайного состава исполнителей. На его фотографиях можно увидеть артистов из разных театров, статистов и массовку, состоящую из артистов на выходные роли и учеников театральных школ. Можно также увидеть знаменитых артистов Малого театра в ролях, в которых они на сцене Малого театра ни разу не выступали, но играли те же роли на других сценах или только на выездах.
Так, в роли Кручининой на двух фотографиях Леонидова мы видим Надежду Александровну Смирнову. На сцене Малого театра актриса роль Кручининой никогда не играла, но выступала в этой роли ранее в частном драматическом театре Ф.А. Корша в Москве, в импровизированном театре во время летнего сезона в Алексине, а также в выездных районных спектаклях Малого театра.
У Леонидова есть две фотографии заключительной сцены четвертого действия спектакля «Без вины виноватые», обе с А.А. Остужевым в роли Незнамова и с В.А. Сашиным в роли Шмаги. Кроме этих актеров, на одной фотографии изображена М.Н. Ермолова – Кручинина, А.А. Яблочкина – Коринкина, И.А. Рыжов – Муров, И.Н. Худолеев – Миловзоров, С.А. Полетаев – Дудукин (Мария Николаевна Ермолова: Юбилейная выставка к столетию со дня рождения. 1853 – 1953. Каталог. М., 1954. С. 70.). На другой – Н.А. Смирнова – Кручинина, С.А. Полетаев (?) – Дудукин и группа неизвестных актеров.
Съемка обеих фотографий производилась в одном месте. Это видно, если внимательно присмотреться к фотографиям. Мы видим условные декорации съемочного павильона. Фоном служит расписной задник, на котором бросается в глаза большая стеклянная ваза и балюстрада. Только мебель на первом плане разная. На фотографиях с Ермоловой мы видим плетеное кресло, похожее на мебель, которая использовалась на сцене Малого театра в спектакле «Без вины виноватые». А на фотографиях со Смирновой длинная деревянная скамейка с металлическими ножками. Так, где же была фотосъемка?
25 января 1917 г. – эта дата обозначена простым карандашом на обороте некоторых фотографий Леонидова, где мы видим Сашина, Остужева и Смирнову. А действительно ли фотосъемка состоялась в этот день? Кто сделал эту запись? Так или иначе, Сашин служил в Малом театре до своей смерти, последовавшей 12 августа 1918 г. Значит, 1917 г. нам подходит. Но Смирнова в своих мемуарах пишет, что играла вместе с Остужевым в районных спектаклях в голодные и холодные 1920-е годы!
С.А. Полетаев стал играть роль Дудукина на сцене Малого театра только в 1928 г., как свидетельствуют документы режиссерского управления. А может он играл эту роль ранее в выездных спектаклях? Профессор В.А. Филиппов свидетельствовал, что на фотографии с Ермоловой группа участников районного спектакля в советское время: «В роли Кручининой она участвовала в выездных спектаклях Малого театра, которые показывались в рабочих клубах, районных театрах, красногвардейских казармах» (Мария Николаевна Ермолова: Юбилейная выставка к столетию со дня рождения. 1853 – 1953. Каталог. М., 1954. С. 7 – 8). Значит, это послеоктябрьское время, конец 1917 или первая половина 1918 г. Вспомним, что на фотографии изображен Сашин в роли Шмаги. Но давал ли Малый театр в этот год районные спектакли?
После революции Малый театр часто показывал шефские спектакли для красноармейцев. Они устраивались в маленьких театрах Москвы, в загородных театрах, в клубах при заводах и фабриках. А районные спектакли Малый театр регулярно устраивал с конца 1919 г. Они шли на сценах театров: бывший «Альказар», «Мозаика», Введенский народный дом, «Тиволи» в Сокольниках. В 1920-е годы своеобразным филиалом Малого театра стал кинотеатр «Колизей» на Чистых прудах. В 1922 г. у Малого театра появилось постоянное помещение для районных спектаклей на Таганской площади – Театр им. А. Сафонова.
На официальном сайте Малого театра можно прослушать запись заключительного монолога Незнамова в исполнении Остужева с грампластинки 1940-х годов. Роль Незнамова стала этапной в творчестве артиста и открыла целую галерею знаменитых ролей Остужева, вошедших в золотой фонд русского театра. И только благодаря фотографиям Леонидова сегодня мы можем увидеть Остужева в образе Незнамова. Для всех, кто интересуется жизнью и творчеством Остужева и спектаклем «Без вины виноватые», фотографии Леонидова представляют несомненный исследовательский интерес.
У фотохудожника и репортера Л.Я. Леонидова очень интересная судьба, но это материал уже для другой статьи.
главный хранитель музейных фондов Малого театра