Его Величество Актер
Малый выпустил одну за другой две премьеры: сначала в филиале - «Свадьбу, свадьбу, свадьбу!» по сценам-шуткам Антона Павловича Чехова «Предложение», «Медведь» и «Свадьба» в постановке Виталия Иванова, затем - «Последнюю жертву» А.Н
Его Величество Актер
Без шума и фанфар, как и положено солидному, уважающему себя театру, Малый выпустил одну за другой две премьеры: сначала в филиале - «Свадьбу, свадьбу, свадьбу!» по сценам-шуткам Антона Павловича Чехова «Предложение», «Медведь» и «Свадьба» в постановке Виталия Иванова и декорациях художника Александра Глазунова, затем - «Последнюю жертву» А.Н.Островского в режиссуре Владимира Драгунова и оформлении Ларисы Ломакиной на основной сцене. Спектакли в полном соответствии с традициями, духом и стилем Малого театра, где первенство всегда принадлежало и остается за Его Величеством Актером.
До чего же красивы и живописны декорации Александра Глазунова! В «Предложении» это просторная терраса добротного помещичьего дома, где все продумано и приспособлено для активной хозяйственной деятельности и приятного отдыха. Даже жаровня, на которой хозяин дома Степан Степанович Чубуков (А.Потапов), подвязавшись фартуком, собственноручно варит варенье, какая-то особая, затейливая. А уж как аккуратно, просто артистично снимает пену Степан Степанович, да еще и пробует готовность варенья на вкус, так у зрителей, наверное, слюнки текут. Кажется, даже запах варенья чуется. И сразу понятно становится, откуда в Наталье Степановне (О.Жевакина) такая домовитость и хозяйственность, доходящие до ожесточения: папенькин характер! Куда уж тут застенчивому Ломову (Г.Подгородинский) вступать в пререкания с ухватистыми соседями?! Легко представить себе, каково будет житье бедняги, когда из незадачливого жениха он превратится в мужа-подкаблучника. Папенька с дочкой его быстренько «уходят».
Надо отдать должное актеру Г.Подгородинскому. Длинный, худой, нескладный от робости, его Ломов за считанные минуты успевает прожить жизнь от эйфории торжественного жениховства до бесславного краха всех радужных надежд с жизнью в придачу. И уже из какого-то «Зазеркалья» до него доносится благословляющий голос Чубукова, соединяющего руки жениха и невесты. Комедия-шутка идет под непрерывный смех и аплодисменты зала.
Прекрасный дуэт составляют в «Медведе» молодая, соблазнительная вдовушка Елена Ивановна Попова (Е.Харитонова) и нахал, бурбон, но еще вполне достойный внимания Григорий Степанович Смирнов (В.Низовой). Очень точно и тонко актеры как бы меняются по ходу действия своим внутренним состоянием: он - от агрессии до полной капитуляции перед женскими чарами Елены Ивановны, она - от наигранной меланхолии до яростного желания пустить пулю в лоб обидчику. Словесная дуэль ведется страстно, темпераментно. Похоже, что обе стороны испытывают огромное удовольствие от неожиданного происшествия, внесшего в их скучную деревенскую жизнь призрак романтического приключения. Прелестная вдовушка даже спешно облачается в эффектный гусарский костюм для пущей важности. И финальное объятие вполне логично венчает взаимную капитуляцию сторон.
К сожалению, «Свадьба» оказалась наименее интересной из трех миниатюр как по режиссерскому решению, так и по актерским работам. В.Иванов постарался расцветить пьесу национальным колоритом, представив свадебный ужин молодоженов - перезрелой Дашеньки Жигаловой (Л.Ещенко) и занудного Апломбова (А.Кудинович) - в кондитерской грека Дымбы. Официанты в греческих костюмах, исполняющие национальные танцы, уморительный Дымба на тоненьких ножках, весь в белом (превосходная работа В.Дубровского) - все это было бы отлично, если бы при том внятно прозвучала трагическая тема ни за что, ни про что оскорбленного старого моряка Ревунова-Караулова (А.Торопов). Сейчас его слова о достоинстве офицера, чести старого, заслуженного человека тонут во всеобщей сумятице свадебного застолья, и «посаженный генерал» оказывается фигурой куда менее значительной, нежели телеграфист Ять (В.Бунаков) или весьма эффектная Змеюкина (С.Аманова).
В целом же вечер одноактных чеховских комедий-шуток получился легким, веселым, занимательным и очень красивым представлением благодаря оформлению А.Глазунова. Спектакль, который в равной мере может быть интересен зрителям самых разных возрастов, включая и школьников. Ребята познакомятся на нем с настоящим Чеховым, веселым и остроумным;
Комедия А.Н.Островского «Последняя жертва» становится все более востребованной сегодняшним театром. Тема денег - шалых и разумных - в наши дни не менее актуальна, чем во времена Островского. И уже не мелодраматическая история любви Юлии Тугиной к прохвосту Дульчину, а положительная во всех отношениях фигура Флора Федуловича Прибыткова, которого и купцом-то не назовешь, а скорее коммерсантом (сама фамилия Прибытков о том говорит), выходит на первый план.
Спектакль Малого театра своих предпочтений не скрывает:
он откровенно поставлен на Прибыткова, роль которого исполняет Василий Бочкарев. Моложавый, стройный, особенно неотразимый в белом, с иголочки, европейском костюме, герой Бочкарева явно из плеяды того просвещенного купечества, что дало России Третьяковых, Морозовых, Бахрушиных, Алексеевых - промышленников, меценатов, общественных, культурных и государственных деятелей.
Бочкаревский Флор Федулович, наверное, и за границей живал, и языки иностранные, возможно, знает, да только в кругу, где вынужден вращаться, не считает нужным это обнаруживать. К чему перед свиньями бисер метать? За его хорошо рассчитанной сдержанной манерой общения, подчеркнутой вежливостью с оттенком легкой иронии ощущается спокойная уверенность человека с чистой совестью, знающего себе цену, неуязвимого в деловых взаимоотношениях. Этот Прибытков не чета всяким там Салай Салтанычам с тугой мошной (Владимир Сафронов), а тем более - таким проходимцам, как Дульчин (Олег Доброван). Да их и ставить-то рядом зазорно - колосс и фитюлька, пустельга.
Разумеется, уж коли талант и мастерство даны актеру от Бога, то их ни умалить, ни спрятать. И кого бы, когда бы ни играл Бочкарев, его герой всегда будет на виду, на особицу. Но может, все-таки стоило придать хотя бы видимость внешнего лоска Дульчину, чтобы не выглядел он столь заурядно рядом с Прибытковым? Ведь чем-то соблазняет этот мнимый светский фат женщин, да еще таких разных, как скромная Тугина (Людмила Титова) и экстравагантная двоюродная внучка Прибыткова Ирина (Екатерина Базарова). Карточный игрок, живущий за счет любовниц, должен быть хотя бы франтом, чтобы пускать пыль в глаза окружающим. Дульчин по сути - родной брат Кречинскому: аферист, мошенник, зато - обаяние, манеры, пламенный взор... Если их нет, нет и Дульчина, нет интриги.
Как всегда, хороша Людмила Полякова. На этот раз - в роли вездесущей, всеведущей Глафиры Фирсовны - тетушки Юлии. Она и сваха, и ходатай по личным делам, может и сболтнуть небылицу по надобности, а потом от нее же отречься: мол, по невежеству сказала, не моего ума дело. И уж такая она достоверная, безыскусная, вся - как на ладони. Только вряд ли такая Глафира Фирсовна допустит кого бы то ни было до глубин своей души. Хитрости и ума ей не занимать. Потому и живет - не тужит, хоть капиталу не имеет. Словно тончайшее кружево плетет актриса образ своей героини.
Спокойно, уверенно, не гонясь за быстросменяющейся модой, Малый театр продолжает свою репертуарную линию на классику, на выявление жизни человеческого духа. А там, где на сцене живаядуша, там и живой зрительский интерес.
На снимках: сцены из спектаклей «Предложение», «Медведь»; Прибытков - В.Бочкарев, Глафира Фирсовна - Л.Полякова («Последняя жертва»).
Наталья Балашова
«Московская правда», 30 декабря 2004 г.
Дата публикации: 12.01.2005