Репортаж телеканала «Культура»
В Малом театре – первая премьера сезона. Александр Николаевич Островский, «Сердце не камень». Со времени премьеры в 1879 году к этому тексту в Малом театре, в Доме Островского, обращаются всего только пятый раз. Последняя постановка была в середине прошлого века. Вообще сценическая история пьесы, в отличие от других сочинений Островского, успешной не была. Спектакль довольно быстро уходил из репертуара. Критики обычно винили исполнителей, даже самых знаменитых. Исполнители 2015 года делают очередную попытку «обуздать» упрямую пьесу.
«Сердце не камень» ставят редко, называют пьесой сложной, слишком нравоучительной и при этом загадочной. Постановки не раз проваливались. Режиссер этого спектакля Владимир Драгунов считает, дело в том, что эта пьесу нельзя понимать прямолинейно. Читать нужно между строк.
«Ее нельзя причислить к обыкновенным пьесам Островского. В ней есть тайна. Она очень ощутима. Ее не так просто разгадывать – это ребусы я бы даже сказал. Там есть шифр. В этой пьесе присутствует и интонация Достоевского, и предчувствие чеховской драматургии. Мне кажется, пьеса во многом итоговая», — убежден заслуженный артист России Владимир Драгунов.
Текст полон размышлений о смысле жизни. При этом свои не самые веселые мысли Островский представляет в жанре комедии. Пружина всего действия – вопрос о наследстве. За него идет борьба, плетутся интриги. У владельца состояния — на деньги собственные планы. Надеется своим состоянием расплатиться за грехи. Готов раздать все, чтобы отмолили его душу.
«Как привести душу в порядок и как с ней разобраться, со всем тем, что в жизни с тобой произошло, потому что нужно держать ответ перед богом. Это очень современно. Есть много денег. У меня есть все. У меня есть нефтяные вышки, у меня есть газовые колонки. Все есть. Однако я не спокоен», — объясняет народный артист России Василий Бочкарев.
У купца — молодая жена. Бедную девушку Веру Филипповну выдали замуж, когда ей было 15 лет. В доме мужа она томится. Любви к нему не испытывает, но верна своему долгу. Деньги не принесли ей счастья. Артисты считают – это самая актуальная пьеса русского классика.
«Очень много несчастливых семей. Когда люди живут вместе по каким-то причинам, не любя друг друга, в силу каких-то обстоятельств жизненных или из чувства долга, из чувства вины – масса тому примеров. Поэтому, мне кажется, что это актуально во все времена», — уверена актриса Малого театра Лидия Милюзина.
Создатели постановки считают — в этом тексте можно вычитать отношение Островского к любви, дружбе, к сильным мира сего, но обо всем этом он не пишет прямо, не дает прямых ответов.
«Культура», 16 октября 2015 года
Репортаж телеканала «Культура»
В Малом театре – первая премьера сезона. Александр Николаевич Островский, «Сердце не камень». Со времени премьеры в 1879 году к этому тексту в Малом театре, в Доме Островского, обращаются всего только пятый раз. Последняя постановка была в середине прошлого века. Вообще сценическая история пьесы, в отличие от других сочинений Островского, успешной не была. Спектакль довольно быстро уходил из репертуара. Критики обычно винили исполнителей, даже самых знаменитых. Исполнители 2015 года делают очередную попытку «обуздать» упрямую пьесу.
«Сердце не камень» ставят редко, называют пьесой сложной, слишком нравоучительной и при этом загадочной. Постановки не раз проваливались. Режиссер этого спектакля Владимир Драгунов считает, дело в том, что эта пьесу нельзя понимать прямолинейно. Читать нужно между строк.
«Ее нельзя причислить к обыкновенным пьесам Островского. В ней есть тайна. Она очень ощутима. Ее не так просто разгадывать – это ребусы я бы даже сказал. Там есть шифр. В этой пьесе присутствует и интонация Достоевского, и предчувствие чеховской драматургии. Мне кажется, пьеса во многом итоговая», — убежден заслуженный артист России Владимир Драгунов.
Текст полон размышлений о смысле жизни. При этом свои не самые веселые мысли Островский представляет в жанре комедии. Пружина всего действия – вопрос о наследстве. За него идет борьба, плетутся интриги. У владельца состояния — на деньги собственные планы. Надеется своим состоянием расплатиться за грехи. Готов раздать все, чтобы отмолили его душу.
«Как привести душу в порядок и как с ней разобраться, со всем тем, что в жизни с тобой произошло, потому что нужно держать ответ перед богом. Это очень современно. Есть много денег. У меня есть все. У меня есть нефтяные вышки, у меня есть газовые колонки. Все есть. Однако я не спокоен», — объясняет народный артист России Василий Бочкарев.
У купца — молодая жена. Бедную девушку Веру Филипповну выдали замуж, когда ей было 15 лет. В доме мужа она томится. Любви к нему не испытывает, но верна своему долгу. Деньги не принесли ей счастья. Артисты считают – это самая актуальная пьеса русского классика.
«Очень много несчастливых семей. Когда люди живут вместе по каким-то причинам, не любя друг друга, в силу каких-то обстоятельств жизненных или из чувства долга, из чувства вины – масса тому примеров. Поэтому, мне кажется, что это актуально во все времена», — уверена актриса Малого театра Лидия Милюзина.
Создатели постановки считают — в этом тексте можно вычитать отношение Островского к любви, дружбе, к сильным мира сего, но обо всем этом он не пишет прямо, не дает прямых ответов.
«Культура», 16 октября 2015 года