ТЕАТР НА ВСЕ ВРЕМЕНА
ТЕАТР НА ВСЕ ВРЕМЕНА
Государственный академический Малый театр
Э.Радзинский «Театр императрицы»
Постановка - заслуженный артист России Владимир Драгунов
Художник-постановщик — заслуженный художник России Елена Качелаева
Эдварда Радзинского, автора более 20 пьес и 10 сценариев, по праву можно назвать драматургом-классиком. Его пьесы ставил Анатолий Эфрос и Андрей Гончаров, по его сценариям снят не один популярный отечественный фильм. Первая пьеса Радзинского «Мечта моя... Индия» была поставлена в 1958-м году в Московском ТЮЗе. Она была посвящена Герасиму Лебедеву — первому русскому ученому-индологу. А после премьеры спектакля «104 страницы про любовь» Анатолия Эфроса в театре имени Ленинского комсомола драматург, как говорится, проснулся знаменитым. По сценарию Радзинского на основе этой пьесы был снят культовый фильм «Еще раз про любовь» с Татьяной Дорониной и Александром Лазаревым. С начала 90-х выходят знаменитые книги Эдварда Радзинского о загадочных исторических личностях и трагических страницах истории и циклы его телевизионных передач, пользующиеся необыкновенной популярностью.
Спектакль «Театр императрицы» по пьесе Радзинского в Малом театре поставил режиссер Владимир Драгунов. Главные героини — императрица Екатерина II (Татьяна Лебедева) и одна из самых известных самозванок в истории — княжна Тараканова или, как она себя называла, Елизавета (Лидия Милюзина).
Тот, кто хорошо знаком с отечественной историей, наверняка вспомнит пьесу Леонида Зорина «Царская охота», знаменитый спектакль театра им. Моссовета и фильм Виталия Мельникова. Спектакль Малого театра и пьеса Радзинского представляет известную тему не только в более объемном и многогранном аспекте, но и открывает нам новые подробности. Это не только путешествие во времени, но и повод поговорить о настоящем.
Некоторые восклицания героев звучат более чем актуально и вызывают весьма оживленную реакцию зала: «Если об этой истории узнает Европа, последуют санкции!»
Это спектакль о большой политике и о людях, запутавшихся в колесе большой политики.
Эдвард Радзинский — удивительный рассказчик, он может «раскрутить» практически любую историческую тему и так оригинально подать её, что оторваться от его рассказа практически невозможно.
В одной из телевизионных передач Радзинский сказал: «Как известно, Екатерина писала пьесы, и это самая удачная ее роль, которую она придумала для самой себя. Образ Екатерины, созданный этой историей, в итоге и вошел в историю. Дело в том, что она сумела перепутать двух женщин, соединив их в одну: реальная княжна Тараканова и авантюристка, взявшая ее имя — скорее всего, две разные женщины».
В спектакле Малого театра перед нами две истории, но только одна самозванка. История о том, как фаворит Екатерины Алексей Орлов ( Алексей Фаддеев) покорил лже-Елизавету и обманом привез в Петербург увлекательно и динамично разыгрывается перед нами, а историю второго самозванства и второго предательства на этот раз другим фаворитом — Григорием Орловым (Антон Хомятов) — мы узнаем с его слов. Вторая самозванка, хотя и реально существует и не менее опасна для государства Российского, но на сцене так и не появляется. Эту историю мы переживаем вместе с Григорием Орловым, как бы его глазами. Оба актера, исполняющие роли Алексея и Григория Орловых, очень тонко показывают, как непросто дались им эти судьбоносные для истории России предательства по отношению к полюбившим и доверившимся им женщинам.
Главные антагонисты в спектакле — Екатерина и лже-Елизавета — обе очень женственные, но и очень сильные личности. Екатерина Великая — императрица, которая пишет пьесы и мудро управляет государством, создавая свой политический театр, втягивая все свое окружение в политические игры не ради собственной прихоти или любви к власти, а ради процветания империи. Самозванка полна личного достоинства и уверенности в своей правоте, но она так и не достигла высшей ступени власти, потому она свободна от всяческой игры в любви и в искренних выражениях своей страсти. Актриса Лидия Милюзина играет очень искренно и эмоционально, ей веришь и сопереживаешь. Для поклонников психологического театра игра актеров в этом спектакле — наслаждение.
Сценическое оформление спектакля (художник-постановщик — заслуженный художник России Е.Ф.Качелаева) — условно и выразительно: переплетение лестниц, ведущих в дворцовые покои, комнаты, камеры, казематы. Спуск и подъем по спиральной лестнице, словно причудливая игра судьбы, — от вершины власти к человеческому падению. Любителям исторических расследований Эдварда Радзинского, а также внимательного театрального прочтения авторского текста и крепкого актерского ансамбля будет очень интересна новая премьера в Малом театре.
Галина СТЕПАНОВА, «Театральный мир», февраль 2015
Дата публикации: 25.02.2015