ГЛАВНАЯ РОЛЬ ИМПЕРАТРИЦЫ
Ирина ШВЕДОВА,
«Московская правда», 08.02.2015
Малый театр, который в нынешнем сезоне работает в экстремальных условиях в связи с капитальным ремонтом Исторической сцены, как и обещал на открытии сезона его художественный руководитель Юрий Мефодьевич Соломин, не оставляет своих поклонников без новых постановок. В первой половине сезона состоялись уже три премьеры на сцене филиала на Большой Ордынке, одна из которых, безусловно, хороша. Речь идет о спектакле по новой пьесе Эдварда Радзинского «Театр императрицы» в постановке Владимира Драгунова. Художник-постановщик — Елена Качелаева. Композитор – Григорий Гоберник.
Известный драматург — великий мастер так расцветить своей фантазией исторический сюжет или преподнести вроде всем известный факт, что его телепередачи давно уже стали настоящим театром — театром одного актера. Но драматургический дар вкупе с углубленным знанием екатерининской эпохи плюс безудержная фантазия беллетриста дали вообще феноменальный результат в виде затейливой пьесы «Театр императрицы». Понятно, что на фоне общего драматургического оскудения это настоящий подарок русскому театру вообще, а Малому в особенности, ведь он всегда тяготел к исторической драматургии. Причем драмы из старинной жизни пользуются бешеной популярностью у публики, давая возможность хотя бы через театр погрузиться в исторический контекст.
Екатерина Великая в последние годы буквально не «слезает» с театральных подмостков — драма, опера, мюзикл (может, и балет где-то идет), а еще фильмы, телесериалы. Словом — это самый популярный исторический деятель отечества. Еще бы — такая биография! Радзинский творчески разработал самый «выигрышный» эпизод из бурной жизни императрицы. Эпизод, когда из небытия вдруг возникает ее соперница, якобы имеющая все права на захваченный неправедно трон. Самозванка по имени княжна Тараканова.
Екатерину играет Татьяна Лебедева. Ну нет, показалось поначалу, эта утонченная интеллигентная дама совсем не похожа на хрестоматийный образ полной похотливой и властной владычицы земли русской. Мы застаем ее за письменным столом — сосредоточенную, чем-то сильно озабоченную, сурово сдвинувшую брови... Нет, это совсем не та самодурка, смертельно испугавшаяся того, что под ней содрогнется российский трон. Это человек, который пытается понять исток и причины произошедшего. Ум сквозит и в ее облике, и в ее поведении с ближайшим окружением, а в дальнейшем ходе событий и с несчастной Елизаветой. Она центр, все вращается вокруг нее. При этом — нет ни бабьей истерики, ни грозных речей, ни царственного презрения. Она сама себе властная вертикаль, и поколебать ее не сможет никто!
На мой взгляд, выбор актрисы на эту роль — главная удача очень цельного, зрелищного и красивого спектакля. Участники сюжета — Елизавета (Лидия Милюзина), граф Алексей Орлов (Алексей Фаддеев), граф Григорий Орлов (Антон Хомятов), да и другие персонажи, — именно что персонажи в ее «театре императрицы», где она и драматург, и режиссер, и главное действующее лицо. Свободы она не даст никому — ведь «Свобода — призрак, ведущий к хаосу и бездне».
Фантазия драматурга раскрутила сюжет про княжну Тараканову, хорошо известную по исторической новелле и картине, висящей в Третьяковке, в какую-то действительно театральную историю, впрочем, в духе того самого авантюрного века. По версии автора, та Елизавета, которую по воле Екатерины и при помощи ее фаворитов заточили в крепость, — совсем не та, что страшна для императрицы. И девушка, погибающая от чахотки, все время требует к себе Екатерину, чтобы раскрыть свою тайну. Та, главная, дочь императрицы Елизаветы, под именем Августа ни на что не претендует. А эта, соблазненная «посылами» неких лиц, согласилась сыграть роль, но в результате оказалась на краю могилы, обманутая и отвергнутая всеми. И вот на этом краю она добивается все же свидания с Екатериной, вызывая в той человеческое, скорее даже материнское сострадание к загубленной жизни. Роль актрисы императрица сыграла блестяще!