Новости

АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ: «КРЫМ ПОЛИТ КРОВЬЮ МОЕГО ОТЦА, ДЛЯ МЕНЯ ЭТО РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ: «КРЫМ ПОЛИТ КРОВЬЮ МОЕГО ОТЦА, ДЛЯ МЕНЯ ЭТО РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

Три месяца назад в Ялте на Аллее звезд телекинофорума «Вместе» открыли именную звезду народного артиста России Александра Потапова. Александр Сергеевич был бодр, весел, строил грандиозные планы, с удовольствием пообщался с корреспондентом «НК»

Кто знал, что это интервью окажется одним из последних в его жизни. 8 ноября Александра Потапова не стало: великий артист скоропостижно скончался, за пару дней до этого сыграв Городничего в «Ревизоре» на сцене своего родного Малого театра…

– С первой звездой вас, Александр Сергеевич.

– Знаете, вроде и лет прожил уже немало, а по-прежнему волнуюсь, как какой-то первоклашка(смеется). Приятно, что мой труд, старания оценили. Приятно вдвойне, что звезда Александра Потапова (у нее ведь самостоятельная жизнь начинается, не правда ли?) будет светить теперь уже в российском Крыму.

– Известно, что Крым для вас не просто курорт.

– Во время Великой Отечественной мой отец, Сергей Степанович, защищал Севастополь, был здесь тяжело ранен. Крым полит его кровью, а значит, для меня это – родная земля. Помню, в 1955 году нас, тогдашних артековцев, повезли на экскурсию в Севастополь, показали места великих сражений. Сердце замирало, ведь отец мне о них много рассказывал.

– Сниматься в Крыму доводилось?

– Еще бы! Наверное, фильмах в десяти точно снялся. Когда в советские времена съемочная группа отправлялась в Крым, нам все завидовали: мол, на отдых едем. Но график работы был просто сумасшедший: так уставали, что после съемок не было сил даже к морю спуститься… В гостинице «Ореанда» тогда еще была деревянная веранда. Помню, застал как-то на ней знаменитейшего артиста Бориса Андреева. Перед ним стояла открытая бутылка дорогущего крымского вина, и он чуть ли не плакал от того, что не с кем было ее распить: все киношники безумно много работали, и мэтру, который тогда уже снимался лишь в эпизодических ролях, приходилось скучать в одиночестве.

– Вы заядлый путешественник. Крым, наверное, исходили вдоль и поперек.

– Сейчас я уже не ходок (смеется). А вот когда был молод, разумеется, старался выбраться на отдых именно в Крым. Места у вас потрясающие! Красота не¬имоверная! А главное, отдыхать здесь полезно для здоровья.

– Вы сторонник активного отдыха?

– Разумеется! Настоящий отдых – это возможность отключить голову от эмоциональной нагрузки, которой у нас, актеров, переизбыток. Сделать это, например, во время похода в горы – значительно легче.

– А так называемый пляжный отдых?

– Не буду скрывать: люблю поваляться на пляже, правда, предварительно от души наплескавшись в море (улыбается).

– Не многие знают, что вы мастер спорта международного класса по плаванию. Никаких экстремальных заплывов в Крыму не предпринимали?

– От Ялты до Алушты не плавал (смеется). А вот к «горизонту» – это запросто, особенно когда рядом много красивых девушек.

– Можно сказать, что Россия сейчас испытывает новый театральный бум?

– Это удивительно, ведь во всем мире театр, извините, деградирует: телевидение, Интернет привязали людей к своим домам. А в России театры растут, как на дрожжах: в одной только Москве их около трехсот. И они не пустуют: большинство спектаклей проходят с аншлагами. Я уже и не помню, когда в Малый театр без предварительного заказа можно было достать билет. Театр-то у нас еще императорский, ему 250 лет, он несет традиции зрелищности, которые всегда были и всегда будут. Вот этого ощущения праздника – красивых декораций, красивых костюмов, в конце концов, красивых женщин – считаю, и не хватает многим зарубежным театрам.

– Долгое время вы играли второплановые роли, сейчас же – ведущий артист Малого театра.

– Знаете, кто бежит на длинные, тот рано или поздно побеждает (смеется). Сейчас, под старость лет, все главные роли в Малом – мои!

– Долгое время в Малом театре работал наш земляк – народный артист России и Украины Александр Голобородько. Почему он все-таки вынужден был уйти?

– Наверное, потому, что Малый театр не для него. Малый театр – это, прежде всего, русская классика, а Саша – по-западному красив, ему нужно играть героев-любовников (смеется). Сейчас он ведущий артист театра им. Моссовета. Мы с ним, кстати, по-прежнему дружим, часто встречаемся семьями.

– В вашем творческом багаже около 80 киноролей.

– Они очень разные. В свое время нас учили: театр – это святое, кино – это заработок. Но оказалось, что кино тоже искусство, оно дает не только популярность, но и совершенно иной навык актерской игры.

– В фильме «Экипаж» есть очень эмоциональная сцена, в которой ваш герой обливается холодной водой. Вода действительно была из проруби?

– Ледяной! Зачем что-то играть, если это можно сделать по-настоящему? В 60-х в Малом театре шел спектакль «Дачники» с Борисом Бабочкиным в главной роли. В середине постановки артистам приходилось играть «пьяное застолье»: разливали, разумеется, охлажденный чай. Унылое, скажу вам, было зрелище. Борис Андреевич (с его-то авторитетом это было позволительно) возмутился: неужели Малый театр не может себе позволить купить для спектакля хотя бы пару бутылок пива? Его послушались. «Пьянка» стала получаться куда более реалистичной (смеется).

– Кто первым заметил ваше внешнее сходство с семьей Хрущевых?

– Режиссер Игорь Гостев. Мы с ним давно знакомы: еще в середине 60-х я снимался у него в «Королевской регате». В начале 90-х Игорь Аронович пригласил меня попробоваться на роль Никиты Сергеевича Хрущева в «Серых волках». Пробы, в общем-то, прошли успешно, но на роль, к сожалению, утвердили не меня, а Ролана Антоновича Быкова. Мне же предложили сыграть сына Хрущева – Сергея: оказалось, что я очень на него похож. Кстати, Сергей Хрущев присутствовал на съемках фильма, мы с ним даже в какой-то степени подружились: он мне много помогал, подсказывал, в приватных беседах семейными тайнами делился.

– Тем не менее Никиту Сергеевича вы все-таки сыграли.

– Да, причем дважды: в фильме «Чудо» у Александра Прошкина и в сериале «Жуков» у Алексея Мурадова. Думаю, сейчас к этой роли я готов лучше, чем двадцать лет назад (смеется).

– Наверное, много кинохроники пересмотрели.

– Пересмотрел. Но я ведь и с самим Никитой Сергеевичем был знаком! Малый театр всегда был, так сказать, правительственным: все первые лица государства его в обязательном порядке посещали. Как правило, после спектаклей ведущих артистов представляли почетным гостям – и Хрущеву, и Брежневу, и всем остальным… Поначалу очень раздражало, что во время спектакля сцена буквально оцеплена «людьми в черном» (даже в туалет под охраной ходить приходилось), но потом привык к этому.

– В связи с возвращение Крыма в состав России имя Хрущева сейчас звучит едва ли не ежедневно. Интересно, как вы сами относитесь к этой исторической личности?

– На мой взгляд, Хрущев был обыкновенным жлобом, а есть такое выражение, что жлоб хуже шпиона. У меня очень негативное отношение к Хрущеву с детства. Мой отец был летчиком, генералом авиации, а Хрущев разрушил советскую авиацию. У моего отца отняли воинское звание, и мы стали нищими. Мне как-то посчастливилось попасть в архивы КГБ, где я просматривал протоколы заседаний Политбюро. Единственным, кто писал развернутые комментарии на протоколах, был Хрущев, причем все его комментарии сопровождались матами и откровенными оскорблениями. Такие, как Хрущев, есть при любой власти.

– Ваши впечатления от Ялтинского телекинофорума.

– Искусство, как не что другое, способно объединять народы, в первую очередь братские – российский, украинский и белорусский. Название фестиваля «Вместе» – по-моему, просто гениальное. С учетом того, что сейчас творится в мире, нам нужно быть вместе хотя бы в искусстве.


Из досье «НК»
Александр ПОТАПОВ. Родился 14 июня 1941 года в Москве. Окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. С 1962 года неизменно работал в Государственном академическом Малом театре, в его творческом багаже почти полторы сотни сценических ролей: Ильин («Русские люди»), Лопахин («Вишневый сад»), Афанасий Матвеевич («Дядюшкин сон»), Вяземский («Царь Петр и Алексей»), Восмибратов («Лес»), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Городничий («Ревизор»), Митрич («Власть тьмы») и др. Много снимался в кино (более 80 фильмов). Среди киноработ выделяются: Митька («Крепостная актриса»), Мурга («Верность»), Тарас («Королевская регата»), Ефимов («Взять живым»), муж бывшей жены («Экипаж»), Альберт («Деревня Утка»), Шлепкин («Приказ перейти границу», «Приказ огонь не открывать»), Сергей Хрущев («Серые волки»), старик («Женщин обижать не рекомендуется»), Никита Хрущев («Чудо», «Жуков») и др. Народный артист России, лауреат Государственной премии России и премии правительства России, член Союза театральных деятелей. Был женат на актрисе Елене Шестаковой, воспитал двоих сыновей. Умер 8 ноября 2014 года в Москве.

Александр Рыженко, «Новый Крым», 28 ноября 2014 года

Дата публикации: 19.12.2014
АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ: «КРЫМ ПОЛИТ КРОВЬЮ МОЕГО ОТЦА, ДЛЯ МЕНЯ ЭТО РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»

Три месяца назад в Ялте на Аллее звезд телекинофорума «Вместе» открыли именную звезду народного артиста России Александра Потапова. Александр Сергеевич был бодр, весел, строил грандиозные планы, с удовольствием пообщался с корреспондентом «НК»

Кто знал, что это интервью окажется одним из последних в его жизни. 8 ноября Александра Потапова не стало: великий артист скоропостижно скончался, за пару дней до этого сыграв Городничего в «Ревизоре» на сцене своего родного Малого театра…

– С первой звездой вас, Александр Сергеевич.

– Знаете, вроде и лет прожил уже немало, а по-прежнему волнуюсь, как какой-то первоклашка(смеется). Приятно, что мой труд, старания оценили. Приятно вдвойне, что звезда Александра Потапова (у нее ведь самостоятельная жизнь начинается, не правда ли?) будет светить теперь уже в российском Крыму.

– Известно, что Крым для вас не просто курорт.

– Во время Великой Отечественной мой отец, Сергей Степанович, защищал Севастополь, был здесь тяжело ранен. Крым полит его кровью, а значит, для меня это – родная земля. Помню, в 1955 году нас, тогдашних артековцев, повезли на экскурсию в Севастополь, показали места великих сражений. Сердце замирало, ведь отец мне о них много рассказывал.

– Сниматься в Крыму доводилось?

– Еще бы! Наверное, фильмах в десяти точно снялся. Когда в советские времена съемочная группа отправлялась в Крым, нам все завидовали: мол, на отдых едем. Но график работы был просто сумасшедший: так уставали, что после съемок не было сил даже к морю спуститься… В гостинице «Ореанда» тогда еще была деревянная веранда. Помню, застал как-то на ней знаменитейшего артиста Бориса Андреева. Перед ним стояла открытая бутылка дорогущего крымского вина, и он чуть ли не плакал от того, что не с кем было ее распить: все киношники безумно много работали, и мэтру, который тогда уже снимался лишь в эпизодических ролях, приходилось скучать в одиночестве.

– Вы заядлый путешественник. Крым, наверное, исходили вдоль и поперек.

– Сейчас я уже не ходок (смеется). А вот когда был молод, разумеется, старался выбраться на отдых именно в Крым. Места у вас потрясающие! Красота не¬имоверная! А главное, отдыхать здесь полезно для здоровья.

– Вы сторонник активного отдыха?

– Разумеется! Настоящий отдых – это возможность отключить голову от эмоциональной нагрузки, которой у нас, актеров, переизбыток. Сделать это, например, во время похода в горы – значительно легче.

– А так называемый пляжный отдых?

– Не буду скрывать: люблю поваляться на пляже, правда, предварительно от души наплескавшись в море (улыбается).

– Не многие знают, что вы мастер спорта международного класса по плаванию. Никаких экстремальных заплывов в Крыму не предпринимали?

– От Ялты до Алушты не плавал (смеется). А вот к «горизонту» – это запросто, особенно когда рядом много красивых девушек.

– Можно сказать, что Россия сейчас испытывает новый театральный бум?

– Это удивительно, ведь во всем мире театр, извините, деградирует: телевидение, Интернет привязали людей к своим домам. А в России театры растут, как на дрожжах: в одной только Москве их около трехсот. И они не пустуют: большинство спектаклей проходят с аншлагами. Я уже и не помню, когда в Малый театр без предварительного заказа можно было достать билет. Театр-то у нас еще императорский, ему 250 лет, он несет традиции зрелищности, которые всегда были и всегда будут. Вот этого ощущения праздника – красивых декораций, красивых костюмов, в конце концов, красивых женщин – считаю, и не хватает многим зарубежным театрам.

– Долгое время вы играли второплановые роли, сейчас же – ведущий артист Малого театра.

– Знаете, кто бежит на длинные, тот рано или поздно побеждает (смеется). Сейчас, под старость лет, все главные роли в Малом – мои!

– Долгое время в Малом театре работал наш земляк – народный артист России и Украины Александр Голобородько. Почему он все-таки вынужден был уйти?

– Наверное, потому, что Малый театр не для него. Малый театр – это, прежде всего, русская классика, а Саша – по-западному красив, ему нужно играть героев-любовников (смеется). Сейчас он ведущий артист театра им. Моссовета. Мы с ним, кстати, по-прежнему дружим, часто встречаемся семьями.

– В вашем творческом багаже около 80 киноролей.

– Они очень разные. В свое время нас учили: театр – это святое, кино – это заработок. Но оказалось, что кино тоже искусство, оно дает не только популярность, но и совершенно иной навык актерской игры.

– В фильме «Экипаж» есть очень эмоциональная сцена, в которой ваш герой обливается холодной водой. Вода действительно была из проруби?

– Ледяной! Зачем что-то играть, если это можно сделать по-настоящему? В 60-х в Малом театре шел спектакль «Дачники» с Борисом Бабочкиным в главной роли. В середине постановки артистам приходилось играть «пьяное застолье»: разливали, разумеется, охлажденный чай. Унылое, скажу вам, было зрелище. Борис Андреевич (с его-то авторитетом это было позволительно) возмутился: неужели Малый театр не может себе позволить купить для спектакля хотя бы пару бутылок пива? Его послушались. «Пьянка» стала получаться куда более реалистичной (смеется).

– Кто первым заметил ваше внешнее сходство с семьей Хрущевых?

– Режиссер Игорь Гостев. Мы с ним давно знакомы: еще в середине 60-х я снимался у него в «Королевской регате». В начале 90-х Игорь Аронович пригласил меня попробоваться на роль Никиты Сергеевича Хрущева в «Серых волках». Пробы, в общем-то, прошли успешно, но на роль, к сожалению, утвердили не меня, а Ролана Антоновича Быкова. Мне же предложили сыграть сына Хрущева – Сергея: оказалось, что я очень на него похож. Кстати, Сергей Хрущев присутствовал на съемках фильма, мы с ним даже в какой-то степени подружились: он мне много помогал, подсказывал, в приватных беседах семейными тайнами делился.

– Тем не менее Никиту Сергеевича вы все-таки сыграли.

– Да, причем дважды: в фильме «Чудо» у Александра Прошкина и в сериале «Жуков» у Алексея Мурадова. Думаю, сейчас к этой роли я готов лучше, чем двадцать лет назад (смеется).

– Наверное, много кинохроники пересмотрели.

– Пересмотрел. Но я ведь и с самим Никитой Сергеевичем был знаком! Малый театр всегда был, так сказать, правительственным: все первые лица государства его в обязательном порядке посещали. Как правило, после спектаклей ведущих артистов представляли почетным гостям – и Хрущеву, и Брежневу, и всем остальным… Поначалу очень раздражало, что во время спектакля сцена буквально оцеплена «людьми в черном» (даже в туалет под охраной ходить приходилось), но потом привык к этому.

– В связи с возвращение Крыма в состав России имя Хрущева сейчас звучит едва ли не ежедневно. Интересно, как вы сами относитесь к этой исторической личности?

– На мой взгляд, Хрущев был обыкновенным жлобом, а есть такое выражение, что жлоб хуже шпиона. У меня очень негативное отношение к Хрущеву с детства. Мой отец был летчиком, генералом авиации, а Хрущев разрушил советскую авиацию. У моего отца отняли воинское звание, и мы стали нищими. Мне как-то посчастливилось попасть в архивы КГБ, где я просматривал протоколы заседаний Политбюро. Единственным, кто писал развернутые комментарии на протоколах, был Хрущев, причем все его комментарии сопровождались матами и откровенными оскорблениями. Такие, как Хрущев, есть при любой власти.

– Ваши впечатления от Ялтинского телекинофорума.

– Искусство, как не что другое, способно объединять народы, в первую очередь братские – российский, украинский и белорусский. Название фестиваля «Вместе» – по-моему, просто гениальное. С учетом того, что сейчас творится в мире, нам нужно быть вместе хотя бы в искусстве.


Из досье «НК»
Александр ПОТАПОВ. Родился 14 июня 1941 года в Москве. Окончил Высшее театральное училище им. М. С. Щепкина. С 1962 года неизменно работал в Государственном академическом Малом театре, в его творческом багаже почти полторы сотни сценических ролей: Ильин («Русские люди»), Лопахин («Вишневый сад»), Афанасий Матвеевич («Дядюшкин сон»), Вяземский («Царь Петр и Алексей»), Восмибратов («Лес»), Мамаев («На всякого мудреца довольно простоты»), Городничий («Ревизор»), Митрич («Власть тьмы») и др. Много снимался в кино (более 80 фильмов). Среди киноработ выделяются: Митька («Крепостная актриса»), Мурга («Верность»), Тарас («Королевская регата»), Ефимов («Взять живым»), муж бывшей жены («Экипаж»), Альберт («Деревня Утка»), Шлепкин («Приказ перейти границу», «Приказ огонь не открывать»), Сергей Хрущев («Серые волки»), старик («Женщин обижать не рекомендуется»), Никита Хрущев («Чудо», «Жуков») и др. Народный артист России, лауреат Государственной премии России и премии правительства России, член Союза театральных деятелей. Был женат на актрисе Елене Шестаковой, воспитал двоих сыновей. Умер 8 ноября 2014 года в Москве.

Александр Рыженко, «Новый Крым», 28 ноября 2014 года

Дата публикации: 19.12.2014