Новости

ТРИУМФ «МАСКАРАДА»

ТРИУМФ «МАСКАРАДА»

Верный своим вековым традициям, Малый театр представил публике спектакль «Маскарад», посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. И, верный тем же традициям, подарил народному артисту России Борису Клюеву возможность в свое семидесятилетие выйти на сцену в бенефисной роли Евгения Арбенина. С этих двух значительных событий и начинается история смелого, дерзкого и во многом провокационного замысла режиссера Андрея Житинкина.

О традициях в театральном мире сегодня принято говорить как о чем-то непопулярном. Однако есть театры, которые пытаются их сохранить, и это им удается. Малый среди них - главный. Его опыт в этом смысле уникален, потому что, сохраняя прошлое, Малый делает шаги в будущее. Спектакль «Маскарад» - твердое тому подтверждение. И не только потому, что каждый из его создателей - режиссер Андрей Житинкин, художник Сергей Бархин, модельер Вячеслав Зайцев и группа великолепных актеров Малого - имеет свою ярко выраженную творческую индивидуальность, но и по причине мастерского владения своей профессией. Эти люди способны вдохнуть жизнь в любую классическую форму и сделать ее невероятно современной, актуальной и даже злободневной…

«Маскарад» в Малом – это спектакль по-настоящему большого стиля. Изысканный, величественный, завораживающий с самой первой минуты, когда под звуки знаменитого вальса Арама Хачатуряна облаченный в черное Неизвестный с лихой удалью и дьявольским азартом раскручивает огромный игорный стол-рулетку. Белоснежные ряды стройных колонн мраморного Пантеона устремлены ввысь. И кажется, что в этом мире роскоши все на века, все незыблемо. Но над колоннами нет тяжеловесного свода, только легкий деревянный каркас, скелет, за которым лишь пустота, лишь небо… Это здесь, на земле, кипят страсти, закручиваются интриги и идет большая игра. Здесь за игорными столами или на увеселительных праздниках, в будуарах или в тиши домашних кабинетов разбиваются жизни и ломаются судьбы. Князь Звездич, Шприх, Казарин, баронесса Штраль, Неизвестный – все игроки, которые ставят на заветную карту и пытаются выиграть. Кому-то нужны деньги, кому-то любовь, кто-то ищет отмщения, кто-то - власти, словом, всего того, без чего жизнь кажется пресной и скучной. И только Арбенин стоит особняком просто потому, что все это у него уже есть, все это он уже выиграл. И положение в обществе, и капитал, и любовь юной и озорной Нины, что порхает возле него, словно яркая экзотическая бабочка. Арбенин Бориса Клюева – импозантный мужчина в летах, который смотрит на весь этот маскарад жизни свысока, иронично и снисходительно. У него взгляд знатока, искушенного во всех человеческих удовольствиях и слабостях. Он спокоен и уверен в себе, он словно античные колонны, которые его окружают, – величавый, несокрушимый, великолепный. Но вся беда в том, что подобный Арбенину человек всегда неудобен тем, кто его окружает. Сыграть с таким человеком злую шутку, выбить его из привычного течения жизни, стереть с его лица улыбку, унизить и в конце концов сокрушить - разве это не захватывающая интрига, не увлекательная игра, способная одних развлечь лишь на некоторое время или сделаться для других смыслом жизни? Водевильная история с потерянным Ниной браслетом, с розыгрышем князя Звездича баронессой Штраль, выдавшей случайно найденную ювелирную безделушку за свою, приведут сильного, умного и способного на высокие чувства Арбенина к катастрофе. Вначале его замучает ревность, потом наступит разочарование, затем захочется мести. А дальше все как в шекспировской трагедии – убийство, осознание своей чудовищной ошибки и, как результат, - безумие. Пережив за несколько дней всю гамму чувств, подкрепленных впечатляющими внутренними монологами героя (отличная режиссерская находка Житинкина), несчастный Евгений Бориса Клюева, закутавшись в вязаный шарф, будет тихо сидеть на полу в своем холодном мраморном доме, блаженно улыбаться и не обращать никакого внимания на тех, кто так жаждал свести с ним счеты. На огромном столе-рулетке - белое платье Нины. Потерявший рассудок Арбенин подойдет к нему с парой теплых валенок, чтобы согреть ножки своей бездыханной возлюбленной. Жизнь его закончилась. У него нет другого судьи, кроме Бога. Да и Бога у него, наверное, нет…

Спектакль Житинкина в Малом театре при всей его эстетической красоте не банальная мелодрама из далекого прошлого, а размышления режиссера о том, что сегодня все мы живем в мире, где никто никого не прощает и не щадит. Где играют жизнью и честью, талантом, любовью и ненавистью, пороками и добродетелью, всем, что может принести заинтересованным лицам солидный куш. Режиссер словно предостерегает зрителей: рядом с каждым из нас есть свой Неизвестный, свой Черный человек, выжидающий момент, когда следует нанести удар Судьбы.

Конечно, «Маскарад» был сделан для Бориса Клюева, но создателям спектакля удалось сохранить еще одну, может быть, самую главную традицию Малого театра - создать на сцене мощный актерский ансамбль. В «Маскараде» нет незначительных героев. Каждый из артистов имеет свою тему, у каждого персонажа есть своя история, каждый имеет свой характер. Казарин Александра Вершинина – опытный, хитрый и хладнокровный игрок, умело манипулирующий людьми. Князь Звездич Александра Дривеня – молодой и горячий светский повеса, жаждущий получить от жизни все и как можно скорее. Нина Полины Долинской не томная барышня, а жизнерадостная, полная сил, влюбленная в Арбенина юная женщина, которой кажется, что она создана для радости и счастья. Шприх Владимира Носика – вкрадчивый, наблюдательный интриган, скрывающий за милой улыбкой свое озлобленное сердце. Баронесса Штраль Елены Харитоновой – опытная светская львица, попавшая в западню порочной страсти к юному Звездичу. Что же касается Неизвестного Бориса Невзорова, то это по-настоящему впечатляющая работа артиста, которому удалось проникнуть в суть таинственного лермонтовского персонажа и вскрыть двойственность образа. С одной стороны, это вполне банальный, некогда оскорбленный Арбениным ничтожный человек, завистник. С другой – существо из другого мира. Он - роковая случайность, избежать которой не дано никому…

Спектакль Малого театра «Маскарад», безусловно, найдет своих истинных поклонников и ярых недоброжелателей. Но «Маскарад» в Малом театре – это живая классика, это спектакль, который нужно увидеть…

Елена БУЛОВА, «Московская правда», 4 ноября 2014 года

Дата публикации: 16.12.2014
ТРИУМФ «МАСКАРАДА»

Верный своим вековым традициям, Малый театр представил публике спектакль «Маскарад», посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. И, верный тем же традициям, подарил народному артисту России Борису Клюеву возможность в свое семидесятилетие выйти на сцену в бенефисной роли Евгения Арбенина. С этих двух значительных событий и начинается история смелого, дерзкого и во многом провокационного замысла режиссера Андрея Житинкина.

О традициях в театральном мире сегодня принято говорить как о чем-то непопулярном. Однако есть театры, которые пытаются их сохранить, и это им удается. Малый среди них - главный. Его опыт в этом смысле уникален, потому что, сохраняя прошлое, Малый делает шаги в будущее. Спектакль «Маскарад» - твердое тому подтверждение. И не только потому, что каждый из его создателей - режиссер Андрей Житинкин, художник Сергей Бархин, модельер Вячеслав Зайцев и группа великолепных актеров Малого - имеет свою ярко выраженную творческую индивидуальность, но и по причине мастерского владения своей профессией. Эти люди способны вдохнуть жизнь в любую классическую форму и сделать ее невероятно современной, актуальной и даже злободневной…

«Маскарад» в Малом – это спектакль по-настоящему большого стиля. Изысканный, величественный, завораживающий с самой первой минуты, когда под звуки знаменитого вальса Арама Хачатуряна облаченный в черное Неизвестный с лихой удалью и дьявольским азартом раскручивает огромный игорный стол-рулетку. Белоснежные ряды стройных колонн мраморного Пантеона устремлены ввысь. И кажется, что в этом мире роскоши все на века, все незыблемо. Но над колоннами нет тяжеловесного свода, только легкий деревянный каркас, скелет, за которым лишь пустота, лишь небо… Это здесь, на земле, кипят страсти, закручиваются интриги и идет большая игра. Здесь за игорными столами или на увеселительных праздниках, в будуарах или в тиши домашних кабинетов разбиваются жизни и ломаются судьбы. Князь Звездич, Шприх, Казарин, баронесса Штраль, Неизвестный – все игроки, которые ставят на заветную карту и пытаются выиграть. Кому-то нужны деньги, кому-то любовь, кто-то ищет отмщения, кто-то - власти, словом, всего того, без чего жизнь кажется пресной и скучной. И только Арбенин стоит особняком просто потому, что все это у него уже есть, все это он уже выиграл. И положение в обществе, и капитал, и любовь юной и озорной Нины, что порхает возле него, словно яркая экзотическая бабочка. Арбенин Бориса Клюева – импозантный мужчина в летах, который смотрит на весь этот маскарад жизни свысока, иронично и снисходительно. У него взгляд знатока, искушенного во всех человеческих удовольствиях и слабостях. Он спокоен и уверен в себе, он словно античные колонны, которые его окружают, – величавый, несокрушимый, великолепный. Но вся беда в том, что подобный Арбенину человек всегда неудобен тем, кто его окружает. Сыграть с таким человеком злую шутку, выбить его из привычного течения жизни, стереть с его лица улыбку, унизить и в конце концов сокрушить - разве это не захватывающая интрига, не увлекательная игра, способная одних развлечь лишь на некоторое время или сделаться для других смыслом жизни? Водевильная история с потерянным Ниной браслетом, с розыгрышем князя Звездича баронессой Штраль, выдавшей случайно найденную ювелирную безделушку за свою, приведут сильного, умного и способного на высокие чувства Арбенина к катастрофе. Вначале его замучает ревность, потом наступит разочарование, затем захочется мести. А дальше все как в шекспировской трагедии – убийство, осознание своей чудовищной ошибки и, как результат, - безумие. Пережив за несколько дней всю гамму чувств, подкрепленных впечатляющими внутренними монологами героя (отличная режиссерская находка Житинкина), несчастный Евгений Бориса Клюева, закутавшись в вязаный шарф, будет тихо сидеть на полу в своем холодном мраморном доме, блаженно улыбаться и не обращать никакого внимания на тех, кто так жаждал свести с ним счеты. На огромном столе-рулетке - белое платье Нины. Потерявший рассудок Арбенин подойдет к нему с парой теплых валенок, чтобы согреть ножки своей бездыханной возлюбленной. Жизнь его закончилась. У него нет другого судьи, кроме Бога. Да и Бога у него, наверное, нет…

Спектакль Житинкина в Малом театре при всей его эстетической красоте не банальная мелодрама из далекого прошлого, а размышления режиссера о том, что сегодня все мы живем в мире, где никто никого не прощает и не щадит. Где играют жизнью и честью, талантом, любовью и ненавистью, пороками и добродетелью, всем, что может принести заинтересованным лицам солидный куш. Режиссер словно предостерегает зрителей: рядом с каждым из нас есть свой Неизвестный, свой Черный человек, выжидающий момент, когда следует нанести удар Судьбы.

Конечно, «Маскарад» был сделан для Бориса Клюева, но создателям спектакля удалось сохранить еще одну, может быть, самую главную традицию Малого театра - создать на сцене мощный актерский ансамбль. В «Маскараде» нет незначительных героев. Каждый из артистов имеет свою тему, у каждого персонажа есть своя история, каждый имеет свой характер. Казарин Александра Вершинина – опытный, хитрый и хладнокровный игрок, умело манипулирующий людьми. Князь Звездич Александра Дривеня – молодой и горячий светский повеса, жаждущий получить от жизни все и как можно скорее. Нина Полины Долинской не томная барышня, а жизнерадостная, полная сил, влюбленная в Арбенина юная женщина, которой кажется, что она создана для радости и счастья. Шприх Владимира Носика – вкрадчивый, наблюдательный интриган, скрывающий за милой улыбкой свое озлобленное сердце. Баронесса Штраль Елены Харитоновой – опытная светская львица, попавшая в западню порочной страсти к юному Звездичу. Что же касается Неизвестного Бориса Невзорова, то это по-настоящему впечатляющая работа артиста, которому удалось проникнуть в суть таинственного лермонтовского персонажа и вскрыть двойственность образа. С одной стороны, это вполне банальный, некогда оскорбленный Арбениным ничтожный человек, завистник. С другой – существо из другого мира. Он - роковая случайность, избежать которой не дано никому…

Спектакль Малого театра «Маскарад», безусловно, найдет своих истинных поклонников и ярых недоброжелателей. Но «Маскарад» в Малом театре – это живая классика, это спектакль, который нужно увидеть…

Елена БУЛОВА, «Московская правда», 4 ноября 2014 года

Дата публикации: 16.12.2014