Романс капитала
«Последняя жертва» А.Н.Островского. Малый театр
Премьера Малого театра завершила московский триптих, главным героем которого стала пьеса Островского «Последняя жертва». Теперь едва ли не каждый зритель в зависимости от своих эстетических пристрастий может найти версию себе по душе. Хотите модерна с кинематографом - ступайте в МХТ имени Чехова на спектакль Юрия Еремина. Хотите остроты и драйва - сыграйте «Ва-банк» вместе с Марком Захаровым и его Ленкомом. Хотите неспешной, устоявшейся традиционности - это, конечно, по части Малого театра.
По старейшей московской сцене, кажется, до сих пор ходит сам Островский, режиссируя собственные пьесы. Нынешний же постановщик Владимир Драгунов выглядит послушным подмастерьем, старательно исполняющим наказы хозяина. До мелочей. Интерьеры, костюмы - все строго в духе времени. Художник Лариса Ломакина подробно воспроизводит старинный московский быт - вертится сценический круг, являя нам то комнатку Тугиной, то гостиную Прибыткова, то недра ресторанчика. И никаких тебе «модернов» и прочих вольностей. Это, впрочем, нормально. И почему, собственно, мы должны судить Малый театр не по законам, им самим над собою поставленным? Этот театр категорически не желает быть «современным», вести спорные диалоги с классиками и ломать голову над еще не виданной трактовкой. Имеет право, на то он и национальное достояние.
Ну а коль так, то актуальные для многих денежные мотивы, а тем более фанфары «бешеных денег», звучат здесь весьма приглушенно. Есть деньги - хорошо, нет - достанем, и вообще не в деньгах счастье. «Последняя жертва» играется в Малом театре как чистой воды мелодрама. Еще точнее - как история большой любви, на наших глазах зародившейся, прошедшей сквозь всевозможные испытания и в конце концов одержавшей полную и безоговорочную победу. Носители светлого чувства - конечно, Юлия Тугина (Людмила Титова) и Флор Федулыч Прибытков (Василий Бочкарев).
У этой истории есть сочный, масляными красками выписанный антураж. Актерскими, естественно, красками. Все прочие фигуры (а их немало), помимо вышеупомянутого дуэта, ему старательно аккомпанируют, не перебивая и не слишком вмешиваясь в происходящее. Даже чрезмерно юный для Тугиной Дульчин (Олег Доброван), кажется, нужен здесь лишь для того, чтобы вернее оттенить достоинства Флора Федулыча. Дивертисментно-гротесковые явления Лавра Мироныча (Борис Клюев) и его дурашливо-страстной доченьки Ирины (Елена Базарова) помогают оценить основательность и достоинство того же Прибыткова. И типичная «кумушка» Глафира Фирсовна (Людмила Полякова), и суровый Салай Салтаныч (Владимир Сафронов), и прочие ходят вокруг да около, впрочем, строго повинуясь авторско-режиссерским указаниям. А ты все ждешь, когда же вновь появятся эти двое.
Юлия Людмилы Титовой - не столько прописанная Островским «молодая вдова», наивная и нерасчетливая, сколько зрелая женщина, нежданно-негаданно впавшая в то дамское состояние, которое народная мудрость обозначает как «ягодка опять». В конкретной истории это важно, потому как не мог этот Прибытков серьезно увлечься молоденькой дурочкой. Тут должны были зазвучать в унисон потаенные душевные струны. Полжизни за спиной, и капиталы нажиты знатные, а у кого уже и прожиты, и под венец ходили, и в романы пускались, а полюбить-то по-настоящему так и не довелось. Но поздняя любовь, как известно, - материя тонкая.
Среди масляных жанровых картинок вдруг отыщешь чудные акварели. Вот явился «хозяин жизни» Прибытков - Бочкарев в дом Тугиной, поблескивая хитрым глазом, за легкой добычей - «приобресть» одинокую вдову, покойным мужем ему «порученную». Встретились взгляды, петельками-крючочками зацепились фразы - и вот она, нежданная искра: а вдруг? Этот дуэт не играет по заранее написанным нотам, он мелодию на наших глазах сочиняет. Мелочи, детальки, но как же они выразительны. Вот откланялся Прибытков, вышел на двор, а Юлия прыг к окошку, он же возьми и вернись - заметил спонтанный порыв. Тут уж от искорки и до костра недалеко.
Да кто же ему даст сразу-то разгореться - страшно, да и почти не верится уже в возможность счастья. Пришла Юлия - Титова денег просить для молодого любовника. Сколько же сил надо Прибыткову - Бочкареву, чтобы не сорваться, по столу кулаком не грохнуть, не закричать, наконец, когда она так неловко примостится к нему на колени. Как дорого это внешнее актерское спокойствие и достоинство, когда внутри все кипит.
Впрочем, Прибытков - Бочкарев при всей искренней влюбленности головы не теряет, и свою деловую хватку, а вернее, деловую мудрость переносит и в область чувств. Умело режиссирует резонанс от собственных поступков: дать мильён за Ириной Лавровной, чтобы отвадить Дульчина от Юлии, не дать мильёна. Меж тем удачливый коммерсант способен лавировать, менять свою точку зрения и меняться сам. Трудно поверить, что этому персонажу давно перевалило за сотню лет. Любой поступок Прибыткова - Бочкарева воспринимается как сиюминутное решение, абсолютно органично созревшее в данный момент.
Деловые люди редко отличаются мягкостью характера. Этот же Флор Федулыч готов задавить петушиное мужское самолюбие, отважиться на сострадание, да хоть на ту же жертвенность, которая здесь свойственна не только Тугиной. Будет выпроваживать из чужого дома незваных гостей, явившихся сладострастно доложить несостоявшейся невесте об измене суженого. И терпеливо поджидать момент трагического узнавания истины, чтобы не восторжествовать, нет, но тут же принять Юлию в свои объятия. Да уж больше и не отпускать.
В финальной картине они абсолютно счастливы. Будто и не было недавних душевных бурь. А может, именно они-то и помогли осознать, что счастье не только возможно, но и достижимо. Семейной парой позируют фотографу, у Юлии в руках кукла, намекающая на дальнейшее прибавление в семействе. Судьба же кинутого всеми Дульчина никого не интересует. Это для нашей истории совсем уже лишнее.
Ирина ЛЕОНИДОВА
«Культура»
№51 (7459) 30 декабря - 12 января 2004г.