Новости

МАЛЫЙ СТАЛ ТЕАТРОМ ИМПЕРАТРИЦЫ

МАЛЫЙ СТАЛ ТЕАТРОМ ИМПЕРАТРИЦЫ

«Театр императрицы» для зрителей, не искушенных в истории XVIII века, станет просто яркой драмой с характерами и конфликтами, а знатокам истории доставит много наслаждения, ведь она по-настоящему оживляет фигуры из прошлого.

17 октября на сцене Малого театра на Большой Ордынке представили премьеру спектакля «Театр императрицы» по одноименной пьесе Эдварда Радзинского. Корреспондент «ВМ» проследил, как трагический сюжет из истории превратился в яркую почти до глянцевости и полную достоинства костюмную драму.

Историк Эдвард Радзинский разработал для театра очередной сюжет из политической дворцовой жизни XVIII века. В Малом театре облекли в сценическую форму, пожалуй, вторую по громкости после Бориса Годунова историю самозванства — судьбу «княжны Таракановой». По степени драматизма этот сюжет точно не уступит ни Годунову, ни Анастасии Романовой, и из этого драматизма в Малом постарались вытянуть максимум драматичности.

Напомним общепринятую версию того самозванства. Княжна Тараканова, или Елизавета Владимирская (1745—1775) выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского и в 1774 году заявила о своих претензиях на престол. По приказу правившей тогда Екатерины Великой была похищена в Италии графом Алексеем Орловым, привезена в Санкт-Петербург и подвергнута жестокому допросу, на котором, однако, не признала своей вины и не раскрыла свое происхождение. Через год Елизавета умерла в одиночной камере Петропавловской крепости.

Спектакль «Театр императрицы»

История княжны Таракановой поставлена Владимиром Драгуновым (выпускник режиссерского курса Марка Захарова, работал в Театре на Малой Бронной, МХАТе и др.) с присущей Малому классичностью, строгостью формы, не переходящей при этом в буквализм пересказа, и выверенным, даже дозированным психологизмом. Сюжет, так и рвущийся быть трагедией, в постановке Малого остался драмой, осторожно обходящей любую возможность надрыва.

Оформление спектакля (художник-постановщик — заслуженный художник России Е. Качелаева) — пожалуй, единственное, в чем его создатели позволили себе поиграть в «красивость» и сверх меры впечатлить зрителей. Действие «Театра императрицы» происходит на фоне сложной, занимающей почти всю сцену конструкции из переплетенных лестниц, примыкающих друг к другу комнат, дверей, окошек. Герои появляются из этой «вавилонской башни» и скрываются в ней так неожиданно, что, даже помня о театральной условности, все равно начинаешь подозревать Малый в скрытом авангардизме. Не обошлось и без другого рода игривости, которая для Малого звучит почти как хулиганство: «Если об этой истории узнает Европа, последуют санкции!»
Костюмы, как всегда в Малом, стилизованы очень искусно, и внушительные юбки-панье главных антагонистов Екатерины (Татьяна Лебедева) и Елизаветы (Лидия Милюзина) не просто копируют стиль 18 века и украшают актрис, а с редкой для сценической одежды значительностью подчеркивают кульминацию и перелом сюжета. Граф Орлов обольщает Елизавету, роскошную светскую даму, претендующую на равенство с Екатериной, а когда, обольстив, обманув и похитив ее, он привозит самозванку в Россию, Елизавета предстает перед зрителем в простеньком бедном платье-сорочке — талантливейшая иллюстрация формулы «из грязи в князи», только наоборот.

Екатерина Великая в исполнении Татьяной Лебедевой скорее суха и строга, чем величава, и когда она, отрываясь от своего знаменитого писания писем и пьес, дает приказы об аресте и содержании самозванки, кажется, что драматург и режиссер решили представить императрицу мелочной и мстительной, а не реально опасающейся за престол. Зато Лидия Милюзина в первой части спектакля играет Елизавету с такой беззаботностью и женственностью, что особенно тяжело переживается ее падение во втором акте. Сама фигура Елизаветы наполнена таким страданием, что обычный допрос, без физического воздействия, выглядит как настоящая пытка — и это достигается одной лишь игрой Милюзиной.

«Театр императрицы» для зрителей, не искушенных в истории XVIII века, станет просто яркой драмой с характерами и конфликтами, а знатокам истории доставит много наслаждения, ведь она по-настоящему оживляет фигуры из прошлого.

В любом случае, «Театр императрицы» в Малом — добротный, с чувством собственного достоинства спектакль, который удовлетворит тех, кто жалуется на засилье эксперимента и трюка в современном театре.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Эдвард Радзинский, писатель, историк:


— Как известно, Екатерина писала пьесы, и это самая удачная ее роль, которую она придумала для самой себя. Образ Екатерины, созданный этой историей, в итоге и вошел в историю. Дело в том, что она сумела перепутать двух женщин, соединив их в одну: реальная княжна Тараканова и авантюристка, взявшая ее имя — скорее всего, две разные женщины.

Что касается самой постановки, то в театре я всегда прошу, чтобы игралось «сухо». В спектакле должно быть достоинство, иначе он превращается в мелодраму.

Иван Шипнигов, «Вечерняя Москва», 19 октября 2014 года


Дата публикации: 20.10.2014
МАЛЫЙ СТАЛ ТЕАТРОМ ИМПЕРАТРИЦЫ

«Театр императрицы» для зрителей, не искушенных в истории XVIII века, станет просто яркой драмой с характерами и конфликтами, а знатокам истории доставит много наслаждения, ведь она по-настоящему оживляет фигуры из прошлого.

17 октября на сцене Малого театра на Большой Ордынке представили премьеру спектакля «Театр императрицы» по одноименной пьесе Эдварда Радзинского. Корреспондент «ВМ» проследил, как трагический сюжет из истории превратился в яркую почти до глянцевости и полную достоинства костюмную драму.

Историк Эдвард Радзинский разработал для театра очередной сюжет из политической дворцовой жизни XVIII века. В Малом театре облекли в сценическую форму, пожалуй, вторую по громкости после Бориса Годунова историю самозванства — судьбу «княжны Таракановой». По степени драматизма этот сюжет точно не уступит ни Годунову, ни Анастасии Романовой, и из этого драматизма в Малом постарались вытянуть максимум драматичности.

Напомним общепринятую версию того самозванства. Княжна Тараканова, или Елизавета Владимирская (1745—1775) выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и графа Алексея Разумовского и в 1774 году заявила о своих претензиях на престол. По приказу правившей тогда Екатерины Великой была похищена в Италии графом Алексеем Орловым, привезена в Санкт-Петербург и подвергнута жестокому допросу, на котором, однако, не признала своей вины и не раскрыла свое происхождение. Через год Елизавета умерла в одиночной камере Петропавловской крепости.

Спектакль «Театр императрицы»

История княжны Таракановой поставлена Владимиром Драгуновым (выпускник режиссерского курса Марка Захарова, работал в Театре на Малой Бронной, МХАТе и др.) с присущей Малому классичностью, строгостью формы, не переходящей при этом в буквализм пересказа, и выверенным, даже дозированным психологизмом. Сюжет, так и рвущийся быть трагедией, в постановке Малого остался драмой, осторожно обходящей любую возможность надрыва.

Оформление спектакля (художник-постановщик — заслуженный художник России Е. Качелаева) — пожалуй, единственное, в чем его создатели позволили себе поиграть в «красивость» и сверх меры впечатлить зрителей. Действие «Театра императрицы» происходит на фоне сложной, занимающей почти всю сцену конструкции из переплетенных лестниц, примыкающих друг к другу комнат, дверей, окошек. Герои появляются из этой «вавилонской башни» и скрываются в ней так неожиданно, что, даже помня о театральной условности, все равно начинаешь подозревать Малый в скрытом авангардизме. Не обошлось и без другого рода игривости, которая для Малого звучит почти как хулиганство: «Если об этой истории узнает Европа, последуют санкции!»
Костюмы, как всегда в Малом, стилизованы очень искусно, и внушительные юбки-панье главных антагонистов Екатерины (Татьяна Лебедева) и Елизаветы (Лидия Милюзина) не просто копируют стиль 18 века и украшают актрис, а с редкой для сценической одежды значительностью подчеркивают кульминацию и перелом сюжета. Граф Орлов обольщает Елизавету, роскошную светскую даму, претендующую на равенство с Екатериной, а когда, обольстив, обманув и похитив ее, он привозит самозванку в Россию, Елизавета предстает перед зрителем в простеньком бедном платье-сорочке — талантливейшая иллюстрация формулы «из грязи в князи», только наоборот.

Екатерина Великая в исполнении Татьяной Лебедевой скорее суха и строга, чем величава, и когда она, отрываясь от своего знаменитого писания писем и пьес, дает приказы об аресте и содержании самозванки, кажется, что драматург и режиссер решили представить императрицу мелочной и мстительной, а не реально опасающейся за престол. Зато Лидия Милюзина в первой части спектакля играет Елизавету с такой беззаботностью и женственностью, что особенно тяжело переживается ее падение во втором акте. Сама фигура Елизаветы наполнена таким страданием, что обычный допрос, без физического воздействия, выглядит как настоящая пытка — и это достигается одной лишь игрой Милюзиной.

«Театр императрицы» для зрителей, не искушенных в истории XVIII века, станет просто яркой драмой с характерами и конфликтами, а знатокам истории доставит много наслаждения, ведь она по-настоящему оживляет фигуры из прошлого.

В любом случае, «Театр императрицы» в Малом — добротный, с чувством собственного достоинства спектакль, который удовлетворит тех, кто жалуется на засилье эксперимента и трюка в современном театре.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Эдвард Радзинский, писатель, историк:


— Как известно, Екатерина писала пьесы, и это самая удачная ее роль, которую она придумала для самой себя. Образ Екатерины, созданный этой историей, в итоге и вошел в историю. Дело в том, что она сумела перепутать двух женщин, соединив их в одну: реальная княжна Тараканова и авантюристка, взявшая ее имя — скорее всего, две разные женщины.

Что касается самой постановки, то в театре я всегда прошу, чтобы игралось «сухо». В спектакле должно быть достоинство, иначе он превращается в мелодраму.

Иван Шипнигов, «Вечерняя Москва», 19 октября 2014 года


Дата публикации: 20.10.2014