Новости

«МАСКАРАД» КАК ВЕСТНИК ГРЯДУЩИХ ПЕРЕМЕН


«МАСКАРАД» КАК ВЕСТНИК ГРЯДУЩИХ ПЕРЕМЕН

30 апреля на исторической сцене Малого театра играют последние спектакли этого сезона. После этого театр уйдет на глобальную реконструкцию, чтобы вернуться домой лишь через два года.

Ближайшая из ожидаемых премьер состоится уже на сцене филиала, но, конечно, театр не мог отказать себе в удовольствии показать ее — пусть пока только в «сыром», предпремьерном варианте, пусть всего только раз — на своих исторических подмостках.

Тем более что премьера не рядовая — знаковая. Андрей Житинкин выпускает лермонтовский «Маскарад».

Спектакль, за которым скрывается сразу несколько важных для Малого театра событий. Во-первых, двухсотлетний юбилей самого поэта; вовторых, возвращение в репертуар театра пьесы, которая когда-то именно здесь впервые в Москве была представлена публике; и, наконец, бенефис Бориса Клюева, которому этим летом исполняется семьдесят лет. Именно Клюев и играет Арбенина в этой, возможно, самой мистической пьесе российского репертуара.

Житинкин в своем спектакле, как, впрочем, и в большинстве своих работ, делает основной акцент на красоте — поразить эстетическое чувство зрителя для него как для режиссера едва ли не важнее, чем спровоцировать его на сильные эмоции.

А потому совсем не случаен выбор соавторов «Маскарада» — модельера Вячеслава Зайцева и художника Сергея Бархина. Бархин создает на подмостках Малого театра строгое пространство холодного петербургского ампира, а Зайцев населяет его яркими и манящими силуэтами прекрасных дам и кавалеров, кружащих под звуки знаменитого хачатуряновского вальса, некогда написанного, к слову, все для того же лермонтовского «Маскарада».

И вот в этом вихре таинственной игры, в этой костюмной роскоши и сценографической строгости, в этом мире романтической поэзии и существуют актеры Малого театра.

Свободное пространство исторической сцены придает постановке Житинкина еще больший размах, еще большую масштабность. Становится немного грустно, что первые зрители премьеры смогут увидеть чуть уменьшенную, «сглаженную» копию оригинала, но, с другой стороны, тем сильнее будет и для них ожидание возвращения домой — на Театральную площадь. Туда, где на два года станет несколько одиноко и пустынно без старейшего драматического театра.

P.S. В истории русского театра к постановке лермонтовского «Маскарада» обращались не слишком часто, но зато почти каждый спектакль по этой пьесе служил своеобразной точкой отсчета для жизни театра или даже страны. Все помнят, что самый знаменитый — мейерхольдовский — «Маскарад» вышел в самый канун февральской революции. Тогда страна стояла на пороге перемен, значение которых понятно еще не было. Теперь «Маскарад» выходит в Малом театре — театре, тоже стоящем на пороге перемен. Дай бог, чтобы перемены эти стали для Малого счастливыми.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра:

— Наш театр находится в старейшем театральном здании Москвы, и сейчас мы занимаемся тем, что спасаем это здание.
Дай бог всем, кто нам в этом помогает. Для нас всегда было очень важно держать слово — перед нашими зрителями, перед собственными сотрудниками. Мы хотим сохранить коллектив, а это невозможно сделать без доверия. И еще.
Поймите, мы — не все. Мы — национальный русский театр.
У нас свой, особый статус, и мы обязательно должны ему соответствовать.
Как изменится Малый театр
Реконструкция Малого театра началась весной 2013 года и завершится к октябрю 2016 года. На ремонтные работы и новое оборудование выделено 6,5 миллиарда рублей.
Здание перестраивают в три этапа: первый — самый тяжелый и ответственный — укрепление фундамента и возведение плиты под него — уже завершен. В рамках второго этапа пройдут работы по внедрению современного оборудования. Изменятся звук, свет и инженерные сети. Будет заменен поворотный круг 1949 года. Третий этап коснется театрального зала — его исторический облик практически не изменится, но в помещении усовершенствуются приспособления для зрителей с ограниченными возможностями здоровья: появятся специальные пандусы, подъемники и лифты. Кроме того, в зале будет на сотню уменьшено количество кресел, но зато увеличится расстояние между рядами.
Также у театра появится склад для декораций и два новых зала: репетиционный и многофункциональный.

Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 28 апреля 2014

Дата публикации: 29.04.2014

«МАСКАРАД» КАК ВЕСТНИК ГРЯДУЩИХ ПЕРЕМЕН

30 апреля на исторической сцене Малого театра играют последние спектакли этого сезона. После этого театр уйдет на глобальную реконструкцию, чтобы вернуться домой лишь через два года.

Ближайшая из ожидаемых премьер состоится уже на сцене филиала, но, конечно, театр не мог отказать себе в удовольствии показать ее — пусть пока только в «сыром», предпремьерном варианте, пусть всего только раз — на своих исторических подмостках.

Тем более что премьера не рядовая — знаковая. Андрей Житинкин выпускает лермонтовский «Маскарад».

Спектакль, за которым скрывается сразу несколько важных для Малого театра событий. Во-первых, двухсотлетний юбилей самого поэта; вовторых, возвращение в репертуар театра пьесы, которая когда-то именно здесь впервые в Москве была представлена публике; и, наконец, бенефис Бориса Клюева, которому этим летом исполняется семьдесят лет. Именно Клюев и играет Арбенина в этой, возможно, самой мистической пьесе российского репертуара.

Житинкин в своем спектакле, как, впрочем, и в большинстве своих работ, делает основной акцент на красоте — поразить эстетическое чувство зрителя для него как для режиссера едва ли не важнее, чем спровоцировать его на сильные эмоции.

А потому совсем не случаен выбор соавторов «Маскарада» — модельера Вячеслава Зайцева и художника Сергея Бархина. Бархин создает на подмостках Малого театра строгое пространство холодного петербургского ампира, а Зайцев населяет его яркими и манящими силуэтами прекрасных дам и кавалеров, кружащих под звуки знаменитого хачатуряновского вальса, некогда написанного, к слову, все для того же лермонтовского «Маскарада».

И вот в этом вихре таинственной игры, в этой костюмной роскоши и сценографической строгости, в этом мире романтической поэзии и существуют актеры Малого театра.

Свободное пространство исторической сцены придает постановке Житинкина еще больший размах, еще большую масштабность. Становится немного грустно, что первые зрители премьеры смогут увидеть чуть уменьшенную, «сглаженную» копию оригинала, но, с другой стороны, тем сильнее будет и для них ожидание возвращения домой — на Театральную площадь. Туда, где на два года станет несколько одиноко и пустынно без старейшего драматического театра.

P.S. В истории русского театра к постановке лермонтовского «Маскарада» обращались не слишком часто, но зато почти каждый спектакль по этой пьесе служил своеобразной точкой отсчета для жизни театра или даже страны. Все помнят, что самый знаменитый — мейерхольдовский — «Маскарад» вышел в самый канун февральской революции. Тогда страна стояла на пороге перемен, значение которых понятно еще не было. Теперь «Маскарад» выходит в Малом театре — театре, тоже стоящем на пороге перемен. Дай бог, чтобы перемены эти стали для Малого счастливыми.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юрий Соломин, художественный руководитель Малого театра:

— Наш театр находится в старейшем театральном здании Москвы, и сейчас мы занимаемся тем, что спасаем это здание.
Дай бог всем, кто нам в этом помогает. Для нас всегда было очень важно держать слово — перед нашими зрителями, перед собственными сотрудниками. Мы хотим сохранить коллектив, а это невозможно сделать без доверия. И еще.
Поймите, мы — не все. Мы — национальный русский театр.
У нас свой, особый статус, и мы обязательно должны ему соответствовать.
Как изменится Малый театр
Реконструкция Малого театра началась весной 2013 года и завершится к октябрю 2016 года. На ремонтные работы и новое оборудование выделено 6,5 миллиарда рублей.
Здание перестраивают в три этапа: первый — самый тяжелый и ответственный — укрепление фундамента и возведение плиты под него — уже завершен. В рамках второго этапа пройдут работы по внедрению современного оборудования. Изменятся звук, свет и инженерные сети. Будет заменен поворотный круг 1949 года. Третий этап коснется театрального зала — его исторический облик практически не изменится, но в помещении усовершенствуются приспособления для зрителей с ограниченными возможностями здоровья: появятся специальные пандусы, подъемники и лифты. Кроме того, в зале будет на сотню уменьшено количество кресел, но зато увеличится расстояние между рядами.
Также у театра появится склад для декораций и два новых зала: репетиционный и многофункциональный.

Ася Иванова, «Вечерняя Москва», 28 апреля 2014

Дата публикации: 29.04.2014