ЮРИЙ КАЮРОВ. ЛЕНИН С ВОЛОГОДСКИМ ГОВОРОМ
В фильмографии Юрия Каюрова около полусотни картин, но в историю кино артист московского Малого театра вошел как один из самых успешных исполнителей роли Ленина на экране.
Каюров сыграл Ильича в 18 фильмах и постановках (говорят, Брежнев считал Каюрова самым ленинским Лениным) — грим перед каждым преображением в вождя мирового пролетариата занимал четыре часа. Сделать ленинскую карьеру Юрию Каюрову не помешал едва заметный вологодский говорок: актер родился в Череповце, а детство провел под Белозерском.
Год назад Юрий Каюров отметил 85-летие. Наш корреспондент отправился в Москву с запоздалыми поздравлениями земляку и прогулялся с ним по ленинским… в смысле по каюровским местам столицы.
Прогулка с Каюровым
Юрий Каюров живет в центре Москвы более 30 лет. Изо всех исполнителей роли Ленина на большом экране, а в советские годы их было более десятка, он всегда жил ближе всех к Мавзолею. От его аккуратненькой пятиэтажки до Красной площади быстрым шагом минут за 10 дойдешь. А если не спеша, беседуя с каждым встречным, помахивая элегантной тростью с набалдашником и одаривая прохожих «ленинской» улыбкой, все равно за полчаса доберешься. При этом в Мавзолее Юрий Каюров бывал лишь дважды. В глубокой юности и пару лет назад. «Проходил недавно по делам через Красную площадь — дай, думаю, зайду», — рассказывает он.
Юрий Каюров, похоронивший супругу и разъехавшийся с сыном (в прошлом известный актер, сейчас он священник в одном подмосковном храме), сегодня живет один. Дабы не пасть духом, выработал четкий, почти военный распорядок дня. Рано встает, несколько раз в день выходит прогуляться, причем в любую погоду. Магазин, рынок, театр, бульвар — вот его маршруты, большинство которых лежит мимо окон московской мэрии. При этом фамилию нынешнего мэра столицы актер припомнил не без труда. Вечера коротает с книгами и грампластинками, телевизор почти не смотрит. Малый театр, которому Каюровым отданы лучшие годы жизни, не забывает мэтра — время от времени приглашает в новые постановки на роли старых графов и дедушек главных героев.
Уроженец Череповца
Юрий Каюров родился в Череповце. Так написано во всех энциклопедиях, старых и новых. Однако сам актер гораздо чаще рассказывает о Белозерске и его окрестностях. «Неужели энциклопедии врут?» — спрашиваю у Юрия Ивановича, с которым мы присели передохнуть на скамейку в сквере под памятником певцу Муслиму Магомаеву. Каюров машет бронзовому Муслиму, как старому знакомому. «Давным-давно, во времена Брежнева, мы с ним столкнулись во Дворце съездов на правительственном концерте, — вспоминает он. — Муслим пел, а я читал отрывки из брежневского романа, «Малой земли». Автор тоже находился в зале. Ну так вот. Перед началом концерта встречаю Магомаева в курилке на лестничной площадке. «Как, вы курите?» — изумленно спросил я. «А это чтобы голос лучше звучал», — с улыбкой ответил он.
Да, теперь о Череповце
— Родина моих родителей, а также бабушек и дедушек — Белозерск. Не в самом Белозерске, а рядышком. В деревнях: мама из Чуриново, папа из Росляково, — рассказывает актер. — Но родился я действительно в Череповце. Отец был служащий, его перевели в Череповец, где мы прожили, наверное, года три. Поэтому, извините, тогдашнего Череповца я почти не помню. Потом отца перевели в Тихвин, до войны там жили. Началась война, отец ушел в ополчение, погиб под Тихвином в декабре 41-го. А нас с мамой и сестренкой Люсей он отправил на свою родину, в Белозерск.
И тут снова в моей жизни, уже юношеской, возник ваш город. Из Тихвина в Белозерск ехали через Череповец, на поезде, в теплушке, там какой-то завод эвакуировался. Октябрь. Самолеты летали с крестами на крыльях, немецкие. И нас, помнится, бомбили. Поезд шел на Урал, в Череповце мы вышли. Весь скарб, который был, выгрузили. Мама с Люсей на руках таскала эти мешки, на грузовике добрались до Белозерья, где и остались на долгие годы. Мамочка моя там и померла. Там могилки родные. А родился в Череповце, никуда не денешься. Так и в паспорте записано. В город, от которого «никуда не денешься», Юрий Каюров приезжал не раз и в зрелом возрасте. Череповец в моих воспоминаниях навсегда связан с ощущением возвращения домой.
— Особенно когда в юные годы учился в Ленинграде в театральном институте, — вспоминает он. — Еду домой — в Череповце выхожу, пешком на пристань и по реке до дому. Ходили такие по Шексне двухпалубные пароходики, помню. Это потом уже «ракеты» появились и автобусное сообщение наладили. В этих речных путешествиях было столько романтики и теплоты, поэтому Череповец в моих воспоминаниях навсегда связан с ощущением возвращения домой.
Когда Юрий Каюров был маленьким, на Володю Ульянова, каким его чеканили на пионерских звездочках, категорический не походил. Кудрей точно не было. Впрочем, и в зрелости лысины не возникло.
Матрос «Авроры»
В биографии Юрия Каюрова крейсер «Аврора» сыграл не меньшую роль, чем в истории страны. Именно это легендарное судно «выстрелило» Каюровым в мир искусства. Будто знало, что носит на себе будущего исполнителя роли вождя пролетариата.
— Когда меня, матросика-призывника, приписали на «Аврору», она стояла возле какого-то завода и готовилась стать музеем, — вспоминает Юрий Иванович. — Наша задача была привести ее в порядок: она насквозь проржавела и выглядела непрезентабельно. С утра до вечера мы ее мыли, чистили и шкрябали. Работа, хотя и исторически важная, но скучная до одурения. Начальство это почувствовало и стало отпускать нас в дом культуры, который стоял неподалеку. Ну как отпускать... строем водили.
И однажды Юрий Каюров, надевая бушлат в гардеробе, услышал о наборе в театральную студию. «Запишите меня», — робко сказал он молоденькой девушке с длинным списком в руках, чем и решил свою судьбу. После студии была учеба в театральном вузе и распределение в саратовский театр, на сцене которого Юрий Каюров сыграл десятки ролей молодых красавцев. Много лет спустя к нему, смущаясь, подошел сам Олег Табаков, саратовец по рождению, и признался, с каким восторгом в юности глядел на его игру с галерки.
— Олега Янковского помню не просто молодым — мальчишкой просто, — говорит Юрий Каюров. — Он ходил в студию при нашем театре и играл разные мелкие роли. Был немного зажатый, скромничал, но надежды подавал.
Казалось, вологжанин Каюров осел в Саратове навсегда. Но в начале 60-х звезду местного театра резко сорвало с насиженного места и дернуло в Москву. Важные люди разглядели в нем молодого Ленина.
Верной дорогой
— Само собой, я рад, что такая роль мне когда-то досталась, — признается Каюров. — Дело ведь не в Ленине. Роль сделала мою жизнь, мою творческую биографию. Я был молодой саратовский актер, не из лучших, а сегодня выхожу на сцену Малого театра.
— Мой дебют в роли Ленина состоялся в 1961 году, в фильме «В начале века». Я работал тогда в Саратовском театре драмы, — рассказывает Каюров. — Искали исполнителя на роль Ленина, ездили ассистенты режиссера по провинции. Попал я на «Мосфильм» по фотографии, которую сняли со стенки и повезли. Чего-то там показалось кому-то. Вызвали в Москву на пробы. Гример здорово положил сложный грим, сделал похожим на молодого Владимира Ильича. Пробовалось множество актеров, но меня выбрали, утвердили. Обязан я за это Ивану Александровичу Пырьеву. Помните такого режиссера? Тот, который «Кубанских казаков» снял. От Пырьева, как худрука «Мосфильма», многое зависело. Когда показывали мои кинопробы, он, сидевший молча, вдруг подал голос. «Ну-ка открути пленку обратно. Так-так, вот он, он будет у тебя сниматься», — сказал он режиссеру Рыбакову. Что-то ему показалось в моем взгляде.
Сыгравший Ленина 18 раз Каюров считает, что на вождя он похож не больше, чем каждый второй прохожий, шагающий мимо нашей скамейке по скверику. Лениным Каюрова всегда делал гример по фамилии Анжан, гримировавший практически всех исполнителей роли Ленина в театре и кино. «Сколько времени требовала эта процедура?» — интересуюсь я. Накладной нос, борода, лысина, брови. Ну час, полтора. «Четыре часа, в гриме было безумно жарко», — отвечает Каюров. Куда столько? Наверное, хитрый Анжан нарочно не торопился, давая время актеру, только-только снявшему сюртук Хлестакова или панталоны Гамлета, настроиться на иной лад, вжиться в роль.
Влюбленный Ильич
— Я играл в жизни разного Ленина — строгого и решительного, влюбленного, остроумного, всякого, — говорит Юрий Каюров. — Но никогда не анекдотичного. Знаете, как его показывают плохие пародисты — картавый, с ужимками, трясет бородой. Все в меру. И я картавил, но совсем чуть-чуть. И я головой тряс, но умеренно. Искал я этот образ долго, что-то смотрел, что-то читал. Мне говорили, что я должен полюбить этого человека, чтобы потом с экрана заставить полюбить его зрителей. И я старался как мог. Однажды увидел его документальные кадры — сидит Ленин и держит кошку на коленях.
Я посмотрел этот эпизод десяток раз и срисовал манеру поведения. С тех пор в основном такого и играл. Без кошек, правда. Но иногда с «кошечками». В фильме «Ленин в Париже» персонаж Каюрова объяснялся в любви Инессе Арманд. Для съемок актера привезли в реальный Париж и нашли хорошенькую французскую партнершу. Юрий Каюров вспомнил все свои роли героев-любовников, сыгранные в молодости, и подпустил в эпизод страсти. И видимо, переборщил. Сцену из фильма вырезали.
После первого опыта следующий раз клеить бороду пришлось только спустя четыре года. Зато не останавливаясь многие годы. Приближалось столетие Владимира Ильича. Фильм шел за фильмом. Главные роли, где Ленин в центре сюжетных коллизий, и эпизоды, в которых вождь, как фея, спускался к главному герою, разуверившемуся в собственных силах, и воскрешал силу духа строителя коммунизма. Драматургия слабенькая, часто довольно примитивная. Выходит, и в работе над таким образом халтурка имела место?
— Как сказать... Маленький эпизод с Лениным для всех нас был очень ответственным и снимался иногда более тщательно, чем остальные, — вспоминает артист. — Помню, Евгений Матвеев снимал фильм «Почтовый роман» о лейтенанте Шмидте. Там был эпизод с Лениным. Я на экране, то есть Ленин на экране, немного, 10 минут всего, но в ряду моих фильмов с этим персонажем этот самый любимый. Он настолько был хорош по драматургии, сцена человечная. Ленин там очень хорошо говорит, не о политике, а о любви. Ленин, завершая разговор, произносит такой текст (до сих пор его помню): «Революция и любовь всегда рядом. Эти понятия одинаковой чистоты». Что, неплохо сказано? А вы говорите — халтура.
Найденные в долгих репетициях голос, дикцию, движения, жесты, мимику, читай — способность играть Ленина, Юрий Каюров не теряет все эти годы. Вызвать на съемки, по сути, могли в любую секунду. И вызывали — не только наши, но и болгарские киностудии, и даже монгольские. Самую ответственную роль в стране, которую только можно было представить, доверяли играть далеко не всем. Потому-то имевших соответствующий мандат так немного, потому-то и стояли в очередь к проверенным. Он и сегодня в любой момент может пройтись ленинской походкой или сделать рукой указующий жест, застывший на многих памятниках. И все это Юрий Каюров продемонстрировал в ходе нашей беседы. По завершении которой признался, что не один год планирует приезд на Вологодчину.
— Чем старше становишься, тем больше тянет на родину, — сказал актер. — Хочу приехать не на один день, посетить Белозерск, Вологду и Череповец, конечно. А кораблики с пристани до сих пор отчаливают?
Сергей Виноградов,
GORODCHE.RU, 31 января 2013 года